Познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи»
Познавательно-исследовательский проект
«Маленькие исследователи»
Основные проблемы:
Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:
недостаточная изученность методической литературы по проблеме;
недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;
анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;
не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;
неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования. (Родители нашей группы недооценивают значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны. Познавательные и умственные способности наших детей развиты недостаточно.)
Актуальность
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Объект исследования:
Вода, скрепыши, краски растительного происхождения
Цель проекта: обучение детей с ЗПР пониманию окружающей действительности и практическому применению ЗУН приобретенных при изучении различных предметов и явлений.
Задачи:
Формировать предпосылки учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
Развивать навыки коммуникативного общения;
Формировать способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;
Обучать сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;
Создать условия, помогающие детям раскрыть свои исследовательские возможности.
Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок.
Срок реализации:
15 сентября -15 декабря 2020г
Этапы реализации проекта
Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Разработка конспектов занятий с детьми по опытно-экспериментальной деятельности.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Анкетирование родителей.
Разработка плана работы с родителями.
Оформление консультативного материала для родителей.
Прогнозируемый результат:
дети проявляют познавательный интерес к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам
обогатился словарный запас
бережно относятся к окружающему миру.
1 Этап Подготовительный
формулирование проблемы определение актуальности, цели и задач
подбор методической и художественной литературы подбор опытов по данному возрасту
подбор оборудования для проведения опытов
проведение анкетирования родителей
2 этап Практический
организация предметно-развивающей среды неделя проведение опытов, экспериментов
индивидуальная работа с детьми самостоятельная экспериментальная деятельность
чтение художественной литературы
беседы
Тема занятия | Цель | Ход эксперимента | Материал |
Листопад | Изготовление листопада в банке | Экспериментируем с водой | Баночки, глицерин, цветная бумага , дырокол, вода |
аквариум | Изготовление аквариума в банке | Лепка рыбки с пенопластом, и без него | Баночки, пластилин, пенопласт вода |
Скрепыши | Что можно делать со скрепышами | Игры со скрепышами | скрепыши |
Где живет зеленый цвет | Приготовление зеленой краски из листьев петрушки | Приготовление зеленой краски из листьев петрушки. Для работы нам понадобились листья петрушки, которые мы измельчили ножницами и растерли толкушкой до появления сока, отжали сок через марлю | листья петрушки, ножницы, толкушка, марля, емкости для сбора краски |
Где живет бордовый цвет | Приготовление бордовой краски из сырой и вареной свеклы | Приготовление бордовой краски из сырой и вареной свеклы. Для работы нам понадобилось: Свекла сырая и вареная, терка, марля, емкости для сока. Сравнили, какую свеклу легче тереть на терке, из какой свеклы получилось больше сока. Полученную массу переложить в марлю, и небольшими усилиями отжать сок в емкость. Сок может подойти для рисования, окрашивания тканей и даже добавления в продукты питания для придания красивого цвета (тесто, мороженое и т.д.) Приготовление оранжевого цвета из моркови | Свекла сырая и вареная, марля, емкости для сбора краски |
Сохраним надолго? | Выяснить, как долго может храниться приготовленная краска | Разлитые соки из вареной и сырой свеклы в емкости | Емкости для сока, сок вареной и сырой свеклы |
Где живет оранжевый цвет | Приготовление оранжевой краски из моркови | Морковь почистить, натереть на терке. Полученную массу переложить в марлю, и отжать сок в емкость. Получается красивый оранжевый краситель, подходящий для пищевой промышленности и экспериментов с рисованием | Морковь, марля, емкости для сбора краски |
Рисование натуральными красками | Получение знаний о пригодности соков, полученных из натуральных ингредиентов, для рисования на бумаге | Рисовали на бумаге соками | Для данного эксперимента нам понадобились соки из различных овощей, фруктов и трав, белая бумага, кисти, ватные палочки. Так же мы изготовили штампики из свеклы. |
Окрашивание тканей | Узнать, как полученные нами соки окрасят ткань | Сок моркови, сок свеклы, и отвар луковой шелухи. Белые тканевые салфетки опустили в наши натуральные красители, выждали три часа, вынули и высушили. Ткань окрасилась в цвета соков | Ткань, соки из овощей |
Окрашивание растений (пекинская капуста) | Выяснить, могут ли сами натуральные растения принимать другую окраску с помощью пищевого красителя и воды | В данном эксперименте мы в прозрачном стакане с водой размешали пищевой краситель (синий, зеленый и красный), опустили в них листы капусты и наблюдали за изменением их цвета. | Пекинская капуста, соки из овощей, вода |
Работа с родителями | |||
Анкетирование родителей «Экспериментальная деятельность с детьми дома» | Выяснить доступно ли экспериментирование детям дома, отношение родителей к детскому экспериментированию | Анкета предложена родителям в электронном варианте | |
Скрепыши только для детей? | Где в хозяйстве можно найти применение скрепышам? | Фото предложения родителей | |
Книжка- малышка «Мой любимый цвет» | Изготовление книжки- малышки «Мой любимый цвет» | Книжка- малышка | |
Эксперимент дома «Где живут краски?» | Приготовление красок из фруктов, ягод и т.д. | Видеозапись домашнего эксперимента |
3 этап Заключительный
Подборка идей для развития ребенка и проведения совместного досуга родителей с детьми (картотека игр со скрепышами).
В ходе нашего исследования мы выяснили, краски везде вокруг нас! Нужно просто приглядеться повнимательнее. Среди многообразия растений есть красящие, из которых можно сделать краски, но это достаточно хлопотно и иногда можно получить не тот цвет, который хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. А особенно необходимы для того, чтобы жила природа, которая создает красоту вокруг нас, чтобы люди не губили растения, хотя и натуральные краски совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических. В ходе исследования мы изучили литературу и интернет - ресурсы про историю возникновения красок и их использование. Нам удалось приготовить самостоятельно некоторые из видов органических красок, сделать ими пробные рисунки и даже применить полученные краски для окрашивания тканей. А в процессе одного из экспериментов мы узнали, что и растения так же можно окрасить, применяя пищевые красители.
Мы довольны своими наблюдениями и проведенными экспериментами, потому что мы поняли, что вокруг тайн, которые могут познать только любознательные! А еще она нас многому учит, главное, чтобы было желание учиться!
Составление книжки-малышки «Мой любимый цвет»
1стр. Мой любимый цвет…..(Почему?)
2стр. Где его можно встретить в природе? (нарисовать или приклеить картинки)
3 стр. Что я могу нарисовать этим цветом (изобразить)
4 стр. При смешивании с другими цветами….(мешать цвета)
5стр. Можно ли получить его в домашних условиях (Как, из чего?) Зарисовать или сделать фото
Полученные выводы
ЭКСПЕРИМЕНТ «Рисование натуральными красками»
Вывод: Полученными из натуральных продуктов красителями можно рисовать, но из-за того, что они очень жидкие, рисунок растекается и при высыхании рисунок бледнеет.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Окрашивание тканей»
Вывод: Соками и отварами из разных натуральных продуктов можно окрашивать ткань без вреда для себя и самой ткани.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Окрашивание растений (пекинская капуста)»
Вывод: Растениям необходима вода и втягивая в себя жидкость, принимают окраску воды.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Аквариум»
Вывод : спрятанный в брюшко рыбки пенопласт не дает ей утонуть, тогда как рыбка без пенопласта тонет.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Листопад»
Вывод: добавленный в воду глицерин, долго помогает кружиться лсточкам.
ЭКСПЕРИМЕНТ «Скрепыши»
Вывод: не тонут, можно использовать в качестве мерки, придумали много игр со скрепышами.
Опыт с петрушкой
|
|
|
|
|
Опыт со свеклой
| | | |
Диагностика исследовательской активности детей с ЗПР подготовительной группы в процессе экспериментирования
Имя | наличие интереса к экспериментированию | особенности проявления исследовательской активности | уровень развития исследовательской активности | Итоговый балл | |||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Дима А | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0,6 | |
Варя Б. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1.3 | |
Арсений А. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,3 | 1,6 | |
Леша В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Влад Д | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,3 | |
Дарина В. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,6 | |
Аня М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0,6 | 1 | |
Сабина К. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,6 | 2.3 | |
Артем М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1.6 | 2 | |
Мирон Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Витя Ю | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1.3 | 2,3 | |
Кирилл Л. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,3 |
Диагностика исследовательской активности детей с ЗПР подготовительной группы в процессе экспериментирования
Задачи педагогической диагностики:
1. Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.
2. Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.
3. Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников.
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.
В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.
Получив общее представление о содержании детского экспериментирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:
• предпочитаемые объекты для экспериментирования;
• проявление настойчивости в исследовательском поиске;
• умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;
• эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;
Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.
Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая; чтение книг; изобразительная; детское экспериментирование; труд в природе; конструирование из разных материалов. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл. Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.
Диагностическая ситуация «Что мне интересно?» (О. В. Афанасьева)
Цель — выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. Содержание ситуации. Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько Диагностическая ситуация «Что нам интересно?» (О. В. Афанасьева)
Цель — выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.
Содержание ситуации. Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании. Проводится беседа с детьми: Кто что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы по-своему, необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задают вопросы: С кем ты играл? Что вы сегодня делали? Кто придумал это делать? А почему этим захотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее — в прошлый раз, когда ты играл один, или сегодня? Что нового ты узнал? Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?
Для выявления особенностей и уровня развития исследовательской активности в экспериментировании можно использовать практические ситуации детского экспериментирования, которые могут быть построены по следующему алгоритму.
1 часть ситуации, знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы в условиях экспериментирования:
выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы;
самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов).
При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.