12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колодецкая Наталья Валентиновна66
1

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи»

Познавательно-исследовательский проект

«Маленькие исследователи»


Основные проблемы:

Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:

недостаточная изученность методической литературы по проблеме;

недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;

анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;

не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования. (Родители нашей группы недооценивают значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны. Познавательные и умственные способности наших детей развиты недостаточно.)

Актуальность

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Объект исследования:

Вода, скрепыши, краски растительного происхождения


Цель проекта: обучение детей с ЗПР пониманию окружающей действительности и практическому применению ЗУН приобретенных при изучении различных предметов и явлений.





Задачи:

Формировать предпосылки учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

Развивать навыки коммуникативного общения;

Формировать способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;

Обучать сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;

Создать условия, помогающие детям раскрыть свои исследовательские возможности.

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок.


Срок реализации:

15 сентября -15 декабря 2020г


Этапы реализации проекта


Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

Разработка перспективного плана работы с детьми.

Разработка конспектов занятий с детьми по опытно-экспериментальной деятельности.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Анкетирование родителей.

Разработка плана работы с родителями.

Оформление консультативного материала для родителей.


Прогнозируемый результат:

дети проявляют познавательный интерес к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам

обогатился словарный запас

бережно относятся к окружающему миру.



1 Этап Подготовительный

формулирование проблемы определение актуальности, цели и задач

подбор методической и художественной литературы подбор опытов по данному возрасту

подбор оборудования для проведения опытов

проведение анкетирования родителей


2 этап Практический

организация предметно-развивающей среды неделя проведение опытов, экспериментов

индивидуальная работа с детьми самостоятельная экспериментальная деятельность

чтение художественной литературы

беседы


Тема занятия

Цель

Ход эксперимента

Материал

Листопад

Изготовление листопада в банке

Экспериментируем с водой

Баночки, глицерин, цветная бумага , дырокол, вода

аквариум

Изготовление аквариума в банке

Лепка рыбки с пенопластом, и без него

Баночки, пластилин, пенопласт вода

Скрепыши

Что можно делать со скрепышами

Игры со скрепышами

скрепыши

Где живет зеленый цвет

Приготовление зеленой краски из листьев петрушки

Приготовление зеленой краски из листьев петрушки. Для работы нам понадобились листья петрушки, которые мы измельчили ножницами и растерли толкушкой до появления сока, отжали сок через марлю

листья петрушки, ножницы, толкушка, марля, емкости для сбора краски

Где живет бордовый цвет

Приготовление бордовой краски из сырой и вареной свеклы

Приготовление бордовой краски из сырой и вареной свеклы.

Для работы нам понадобилось: Свекла сырая и вареная, терка, марля, емкости для сока. Сравнили, какую свеклу легче тереть на терке, из какой свеклы получилось больше сока. Полученную массу переложить в марлю, и небольшими усилиями отжать сок в емкость. Сок может подойти для рисования, окрашивания тканей и даже добавления в продукты питания для придания красивого цвета (тесто, мороженое и т.д.)

Приготовление оранжевого цвета из моркови

Свекла сырая и вареная, марля, емкости для сбора краски

Сохраним надолго?

Выяснить, как долго может храниться приготовленная краска

Разлитые соки из вареной и сырой свеклы в емкости

Емкости для сока, сок вареной и сырой свеклы

Где живет оранжевый цвет

Приготовление оранжевой краски из моркови

Морковь почистить, натереть на терке. Полученную массу переложить в марлю, и отжать сок в емкость. Получается красивый оранжевый краситель, подходящий для пищевой промышленности и экспериментов с рисованием

Морковь, марля, емкости для сбора краски

Рисование натуральными красками

Получение знаний о пригодности соков, полученных из натуральных ингредиентов, для рисования на бумаге

Рисовали на бумаге соками

Для данного эксперимента нам понадобились соки из различных овощей, фруктов и трав, белая бумага, кисти, ватные палочки. Так же мы изготовили штампики из свеклы.

Окрашивание тканей

Узнать, как полученные нами соки окрасят ткань

Сок моркови, сок свеклы, и отвар луковой шелухи. Белые тканевые салфетки опустили в наши натуральные красители, выждали три часа, вынули и высушили. Ткань окрасилась в цвета соков

Ткань, соки из овощей

Окрашивание растений (пекинская капуста)

Выяснить, могут ли сами натуральные растения принимать другую окраску с помощью пищевого красителя и воды

В данном эксперименте мы в прозрачном стакане с водой размешали пищевой краситель (синий, зеленый и красный), опустили в них листы капусты и наблюдали за изменением их цвета.


Пекинская капуста, соки из овощей, вода


Работа с родителями

Анкетирование родителей «Экспериментальная деятельность с детьми дома»

Выяснить доступно ли экспериментирование детям дома, отношение родителей к детскому экспериментированию

Анкета предложена родителям в электронном варианте

Скрепыши только для детей?

Где в хозяйстве можно найти применение скрепышам?

Фото предложения родителей

Книжка- малышка «Мой любимый цвет»

Изготовление книжки- малышки «Мой любимый цвет»

Книжка- малышка

Эксперимент дома «Где живут краски?»

Приготовление красок из фруктов, ягод и т.д.

Видеозапись домашнего эксперимента



3 этап Заключительный


Подборка идей для развития ребенка и проведения совместного досуга родителей с детьми (картотека игр со скрепышами).


В ходе нашего исследования мы выяснили, краски везде вокруг нас! Нужно просто приглядеться повнимательнее. Среди многообразия растений есть красящие, из которых можно сделать краски, но это достаточно хлопотно и иногда можно получить не тот цвет, который хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. А особенно необходимы для того, чтобы жила природа, которая создает красоту вокруг нас, чтобы люди не губили растения, хотя и натуральные краски совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических. В ходе исследования мы изучили литературу и интернет - ресурсы про историю возникновения красок и их использование. Нам удалось приготовить самостоятельно некоторые из видов органических красок, сделать ими пробные рисунки и даже применить полученные краски для окрашивания тканей. А в процессе одного из экспериментов мы узнали, что и растения так же можно окрасить, применяя пищевые красители.


Мы довольны своими наблюдениями и проведенными экспериментами, потому что мы поняли, что вокруг тайн, которые могут познать только любознательные! А еще она нас многому учит, главное, чтобы было желание учиться!


Составление книжки-малышки «Мой любимый цвет»


1стр. Мой любимый цвет…..(Почему?)

2стр. Где его можно встретить в природе? (нарисовать или приклеить картинки)

3 стр. Что я могу нарисовать этим цветом (изобразить)

4 стр. При смешивании с другими цветами….(мешать цвета)

5стр. Можно ли получить его в домашних условиях (Как, из чего?) Зарисовать или сделать фото


Полученные выводы


ЭКСПЕРИМЕНТ «Рисование натуральными красками»

Вывод: Полученными из натуральных продуктов красителями можно рисовать, но из-за того, что они очень жидкие, рисунок растекается и при высыхании рисунок бледнеет.


ЭКСПЕРИМЕНТ «Окрашивание тканей»

Вывод: Соками и отварами из разных натуральных продуктов можно окрашивать ткань без вреда для себя и самой ткани.


ЭКСПЕРИМЕНТ «Окрашивание растений (пекинская капуста)»

Вывод: Растениям необходима вода и втягивая в себя жидкость, принимают окраску воды.


ЭКСПЕРИМЕНТ «Аквариум»

Вывод : спрятанный в брюшко рыбки пенопласт не дает ей утонуть, тогда как рыбка без пенопласта тонет.


ЭКСПЕРИМЕНТ «Листопад»

Вывод: добавленный в воду глицерин, долго помогает кружиться лсточкам.


ЭКСПЕРИМЕНТ «Скрепыши»

Вывод: не тонут, можно использовать в качестве мерки, придумали много игр со скрепышами.



Опыт с петрушкой

t1652383306aa.jpg

t1652383306ab.jpg

t1652383306ac.jpg

t1652383306ad.jpg

t1652383306ae.jpg



Опыт со свеклой

t1652383306af.jpg


t1652383306ag.jpg


t1652383306ah.jpg


t1652383306ai.png














Диагностика исследовательской активности детей с ЗПР подготовительной группы в процессе экспериментирования


Имя

наличие интереса к экспериментированию

особенности проявления исследовательской активности

уровень развития исследовательской активности

Итоговый

балл

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Дима А

0

1

0

0

0

1

0

0,6

Варя Б.

1

2

1

1

1

1

1

1.3

Арсений А.

2

2

1

2

1

1

1,3

1,6

Леша В.

1

2

1

1

1

1

1

1

Влад Д


0

1

0

0

0

0

0

0,3

Дарина В.

2

3

2

3

2


2


2

2,6

Аня М.

1

1

1

1

0

1

0,6

1

Сабина К.

2

3

2

2

1

2

1,6

2.3

Артем М.

2

2

2

2

1

2

1.6

2

Мирон Ш.

1

1

1

1

1

1

1

1

Витя Ю

2

3

1

2

1

2

1.3

2,3

Кирилл Л.

1

2

1

1

1

1

1

1,3















Диагностика исследовательской активности детей с ЗПР подготовительной группы в процессе экспериментирования


Задачи педагогической диагностики:

1. Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.

2. Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.

3. Определить наличный уровень развития исследовательской активности старших дошкольников.

Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами пред­почитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования.

Получив общее представление о содержании детского экспериментирования, необходимо оценить каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:

предпочитаемые объекты для экспериментирования;

проявление настойчивости в исследовательском поиске;

умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы;

эмоциональное отношение к процессу экспериментирования;


Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности, помимо наблюдений и уточняющей беседы, используются практические ситуации.


Диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Цель — исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Содержание ситуации. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая; чтение книг; изобразительная; детское экспериментирование; труд в природе; конструирование из разных материалов. Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй — 2 балла, за третий — 1 балл. Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.


Диагностическая ситуация «Что мне интересно?» (О. В. Афанасьева)

Цель — выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. Содержание ситуации. Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько Диагностическая ситуация «Что нам интересно?» (О. В. Афанасьева)

Цель — выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

Содержание ситуации. Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании. Проводится беседа с детьми: Кто что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы по-своему, необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивают: «Что ты делаешь?» Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми деть­ми каждому из них индивидуально задают вопросы: С кем ты играл? Что вы сегодня делали? Кто придумал это делать? А почему этим захотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее — в прошлый раз, когда ты играл один, или сегодня? Что нового ты узнал? Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?

Для выявления особенностей и уровня развития исследовательской активности в экспериментировании можно использовать практические ситуации детского экспериментирования, которые могут быть построены по следующему алгоритму.

1 часть ситуации, знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы в условиях экспериментирования:


выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы;


самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов).


При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.