П.П. Бажов и его сказ «Медной горы Хозяйка» «К заветным сокровищам души…»
П.П. Бажов и его сказ «Медной горы Хозяйка»
Цели урока:
Образовательные:
повторить биографию Павла Петровича Бажова, с его сказом "Медной горы Хозяйка»;
ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различие со сказкой;
провести наблюдения над языком художественного произведения.
Развивающие:
продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Требования к уроку: уметь выразительно читать;
знать методику работы с текстом.
Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в порядок оборудование.
...В синем звенящем уральском морозе,
Мудрую душу в морщинах храня,
Взгляд, отведя от застывшей берёзы,
Павел Петрович глядит на меня.
Близкий, как дедушка, мудрый, как сказка,
Добрый, как песня, седой, как Урал...
Кажется, будто напрасно две даты
Кто-то на камне пред ним написал.
...Тихо... и я здесь невольно застыла,
Стрелки не вижу, и время забыла...
Мысли тая о бессмертье Бажова,
Вижу всегда его только живого...
Стихотворение Дубровина Бориса
1. Проверка ДЗ
Дома вы познакомились с Павлом Петровичем Бажовым. Давайте вспомним его биографию (дети кратко рассказывают, затем на листах работают, читают что получилось)
Родился Бажов Павел Петрович на Урале в поселке Сысерть 27 января 1879 г.
/Его детство прошло в поселках горных старателей: на Сысертском и Полевском заводах. Учился Павел в заводской школе хорошо, был одним из лучших учеников. Бажов, как сообщает его биография, окончил духовное училище Екатеринбурга, а после семинарию. Но получать духовный сан отказался.
Он стал писать самобытные сказы о тяжелой работе горняков, их радостях и печалях, и конечно о природе родного края
Собирал уральский фольклор. Первая редакция книжного сборника в биографии Павла Петровича Бажова – «Уральские были» вышла в свет в 1924 г.
Основным произведением в биографии Бажова стала «Малахитовая шкатулка», которую автор издал в 1939 г. Это был сборник кратких рассказов для детей о быте и фольклоре уральских жителей, своеобразной северной природе. Во многих сказах присутствуют мифические персонажи: бабка Синюшка, Огневушка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Малахит в качестве основного драгоценного камня для своего повествования Бажов выбрал не случайно, говорил, что в камнях этой горной породы «вся радость земли собрана».
Убери лишнее
Родился Бажов Павел Петрович на Урале в поселке Сысерть 27 января 1879 г. |
Шесть лет провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. |
Поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. |
В 1920-1930 активно работает в газетах и журналах |
Во многих произведениях присутствуют мифические персонажи |
Сказ, о котором пойдёт речь на сегодняшнем уроке, входит в чудесную книгу «Малахитовая шкатулка».
Ребята, дома вы прочитали сказ Павла Петровича Бажова “Медной горы хозяйка”:
Что необычного заметили при чтении? (герои? Волшебство? Волшебные предметы?...)
Сравним
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (в сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно) Отличительные черты сказа: Герои – люди обыкновенные. Фольклорная первооснова. Присутствие рассказчика – человека из народа. Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
«Уральским кудесником», мудрым сказителем с душой сказочника называют Павла Бажова. Язык произведений Бажова близок к народному, сказочному. Примерно пятую часть составляют слова диалектные, просторечные или устаревшие. Автор широко использует слова-термины, связанные с горнорудным, литейным производством. Всё это позволяет ему создать картины народной жизни, показать их глазами простого человека, мастера. Поэтому у читателя и возникает ощущение реальности происходящего
Словарная работа
Парун – жаркий день после дождя
Гумешки – рудник, медная гора
Королёк – самородная медь с кристаллами
Артуть-девка – подвижная быстрая
Галились – издевались
Каёлка – инструмент для отбивания руды
Звосияло – сверкнуло
Обальчик – пустая порода
Хлезнул - ослабел
Содержание текста. Отвечающие выходят к доске, бросают кубик и отвечают на вопросы.
| Придумай – свое название сказа (почему) Объясни – поведение хозяйки (когда прощались, она плакала) Поделись – своими мыслями и эмоциями от прочтения сказа Назови – качества харатера героев ( хозяйки и Степана) Почему – Степан отказался жениться на хозяйке Предложи – свой вариант событий (выбрать любой момент) |
Сопоставление словесных портретов героев сказа с художественными иллюстрациями.
-В сказе Бажова « Медной горы Хозяйка» несколько героев.
Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)
-Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике?
-Что особенно удивило Степана?
-Какой вы себе представляете Хозяйку…?
-Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко и Н.Кочергина. (Демонстрация иллюстраций)
Какой из них вам нравится больше и почему? ( Ответы детей)
Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.
Хозяйка в изображении Н.Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.
Заполним шкатулку мудрости «Каким должен быть человек».
Закончите предложения.
• Человек должен быть (добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства).
• Человек должен стремиться (к знаниям, мастерству).
• Человек должен о (ком-то заботиться ).
• К природным богатствам необходимо относиться (бережно и с пользой).
• Доброта и благородство не только в сказах, но и в реальной жизни всегда (вознаграждаются).
Вопросы:
1. Что заставило Хозяйку испытывать Степана на бесстрашие? Почему? (Хотела узнать характер мастера, испытать его. Степан понравился Хозяйке.)
2. Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго — Степаном Петровичем? (Хозяйка проникается уважением к человеку честному, мужественному.)
3. Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Ей поправилось, что он тверд в своих убеждениях, не может изменить слову, данному другой, любит земную, живую девушку.)
4. Вспомните, при прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы в глазах. Почему? (Хозяйка не просто дух горы и подземных богатств, она наделена чувствами; читатель понимает, что Хозяйка обладает душой, она живая, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно.)
5. Почему она силой не оставляет у себя Степана? (Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан — земной человек, Хозяйка — волшебница.)
6. Можно ли согласиться с тем, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?
7. Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается». Какое значение в сказе имеет этот момент? (Накормить, значит, радушно принять гостя. Хозяйка относится к Степану очень тепло, по-доброму.)
8. Куда же ушла веселость Хозяйки Медной горы да и Степана? В чем огорчение Степана, теперь он вольный человек? Где бывал во время охоты Степан? (Перечитывание или пересказ эпизода смерти героя.)
9. Что заставило Степана на всю жизнь сохранить слезы-алмазы в тайне ото всех, кто с ним общался?
6. Судьба мастера Степана.
-Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной.
-Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
-Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
-Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
-Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое .)
-Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)
-Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
-Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
-Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
Рабочий лист
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
П.П. Бажов и его сказ «Медной горы Хозяйка»
Убери лишнее
Родился на Урале в поселке Сысерть 27 января 1879 г. |
Шесть лет провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. |
Поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. |
В 1920-1930 активно работает в газетах и журналах |
Во многих произведениях присутствуют мифические персонажи |
Сравни
Сказка | Сказ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Словарная работа
Галились | |
Каёлка | |
Хлезнул | |
Парун | |
Королёк | |
Обальчик | |
Звосияло | |
Гумешки | |
Артуть-девка | |
Домашние задание.
1. Подготовить пересказ эпизода «Степан в гостях у хозяйки» ( ч. 1)
2. Составить кроссворд по сказу
3. Нарисовать свои рисунки к сказу П.П. Бажова.
| | | |
| | | |
| | | |
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.