Урок литературы в 5 калссе: П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образы главных героев

8
0
Материал опубликован 9 June 2020 в группе

Технологическая карта урока


Учебный предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка". Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образы главных героев.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Обучающая: продолжить знакомство учащихся с творчеством П.П. Бажова; познакомить учащихся с жанром сказа, поработать над языком произведения.

Воспитывающая: на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль о том, что почёт и уважение достигается человеком благодаря труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.

Развивающая: развитие речи, навыки выразительного чтения

Основные термины

и понятия

Сказ, диалектные слова

Образовательные

ресурсы

Учебник под ред. В.Я. Коровиной, презентация, фрагмент аудиозаписи, фрагмент мультфильма «Медной горы Хозяйка» (реж. Олег Николаевский), иллюстрации П. Караченцова, И. Пчелко и Н. Кочергина


Межпредметные

связи

Русский язык, ИЗО


Планируемые результаты

Предметные результаты

Выявление заложенных в произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Умение анализировать литературное произведение: характеризовать героев; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.

Отвечать на вопросы по прослушанному тексту

Личностные результаты

Воспитание духовно-нравственных качеств

Метапредметные результаты

Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции













ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формируемые предметные и УУД

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа и др.)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся


Этап 1. Организация урока (Создание условий для осознанного восприятия материала) – (1 мин)

Организация собственной деятельности



1.Слово учителя

-Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на урок.


Ф

- Настраиваются на работу

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (мотивация) (2 мин.)

Умение понимать задачи урока




Слайд 1


1.Слово учителя

-Сегодня мы продолжим знакомство с Павлом Петровичем Бажовым, с его сказом «Медной горы Хозяйка». Тема нашего урока звучит так: «П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка". Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Образы главных героев». Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Ваши задачи на сегодня:

-узнать, чем сказ отличается от сказки;

-поработать над языком произведения;

-понять, что в сказе реального, а что фантастичного;

-поближе познакомиться с героями.

И

- Открывают тетради, записывают число и тему урока; слушают и осмысляют сказанное учителем.







Этап 3. Изучение нового учебного материала (анализ художественного произведения) – (37 мин.)


Выявление заложенных в произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Умение анализировать литературное произведение: характеризовать героев; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.

Отвечать на вопросы по прослушанному тексту





















Слайд 2 (определение диалектных слов)























Слайд 3 (в левом столбике даны диалектные слова, в правом, после верного ответа, появляется толкование)

















































Слайд 4 (диалектные слова и их значение)





























Фрагмент аудиозаписи сказа П.П. Бажова ("В лесу-то хорошо... Весело, видно, ей)











Слайд 5 (иллюстрации П. Караченцова, И. Пчелко, Н. Кочергина)





































Фрагмент мультфильма "Медной горы Хозяйка" (реж. О. Николаевский)
















































































Слайд 6 (определение сказа)


































1.Беседа

- Дома вы дочитали сказ «Медной горы Хозяйка». Интересно ли вам было читать сказ? Почему?




- Легко ли вам было читать сказ?


- А что вызвало у вас затруднения?


2. Слово учителя

- Ребята, в сказе П.П. Бажова нам неясны слова, которые употребляются только на Урале. Такие слова называют диалектными.

Запишем в тетрадь:

Диалектные слова – слова, употребляющиеся в конкретной местности (гутарить – говорить, хата – дом, буряк – свекла).


- Я подобрала вам несколько диалектных слов, которые вы можете услышать в нашей Пензенской области: башлык – капюшон, вечерять – ужинать, базло – горло,
толды - тогда.
Слышали ли вы их?


3.Проверка домашнего задания

- Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа и проверим выполнение домашнего задания. Дома вы искали значения непонятных (диалектных) слов и выражений:


Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит


      И там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.

Над человеком мудровать - поступать с человеком замысловато, хитрить

Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка

Видал я вечор – видел я вчера


Слово молвить — сказать что-нибудь

Маленько пособила – немного помогла

Наигрыш вести - хитрить, фальшивить


На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.

Хозяйка пособляла – хозяйка помогла

Не обзарился – не позавидовал

Посмеяться ладил – хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.

Виду не оказывает — не показывает виду

Хворал — болел.


- Как вы думаете, для чего Павел Петрович Бажов использовал такие слова?



4. Выразительное чтение

- Верно. Теперь откроем учебник и найдем эпизод со слов «В лесу-то хорошо…». Перед тем, как прослушать аудиозапись этого фрагмента, давайте узнаем значение диалектных слов, которые в нем встретятся.


От земли воспарение, дух лёгкий – в тёплую сухую погоду лёгкий воздух насыщен ароматами земли, трав.

Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.

На грудке руды на руде, сложенной в груду, на куче.

А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.

Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.

Сквозь светеют – светятся насквозь.

Уж такое крутое колесо – очень подвижная, непоседливая.

Артуть-девка очень подвижная девушка

Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.

По-каковски — на каком языке.

Только смешком всё – все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.


Сейчас я включу вам аудиозапись этого эпизода, а вы следите за текстом по учебнику и слушайте, как чтец произносит диалектные слова и фразы, с какие выражением он читает. После вы попробуете прочитать этот эпизод так же, как читал его чтец.


- Кто хочет выразительно прочитать эпизод?


5.Просмотр иллюстраций

- Кто описывается в фрагменте, который мы только что прочитали?


- Описание ее внешности очень необычно, не правда ли? Посмотрите, как видят героиню художники. Какая из иллюстраций вам нравится больше и почему?



6. Беседа

- Что предложила сделать Малахитница Степану при первой встрече?



- Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (если ученики затруднятся с ответом – прочитать размышления Степана со слов «Сходили на свои покосы…»)



- Как характеризует Степана то, что он не побоялся высказать приказчику, своему начальнику такие слова?


- Что было после того, как Хозяйка освободила Степана от цепей?


7. Просмотр фрагмента мультфильма

- У нас с вами есть возможность посмотреть на приданое Хозяйки Медной

горы.


8. Беседа

- Из чего же состоит приданое Малахитницы?



- Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче?


















- Откроем учебник и прочитаем о том, как сложилась судьба Степана («Степан тоже счастья в жизни не поимел» … Как люди поближе подбежали – она на камень, только ее и видели»)


- Почему судьба Степана сложилась печально?




- Почему Степан не продал драгоценные камешки?





- Ребята, жанр сказа легко перепутать со сказкой, потому что их названия похожи. Но эти жанры отличаются друг от друга. Давайте вспомним отличительные признаки волшебной сказки.


- Молодцы, ребята. Скажите, что в сказе фантастично?



- Верно. А что в нем реально?




- Хорошо. Вы вспомнили, что в сказке герои делятся на положительных и отрицательных. Можем ли поделить героев нашего сказа на добрых и злых?


9. Слово учителя

- Итак, мы выяснили, что в сказке все события фантастичны, а герои вымышлены. А в сказе сочетаются реальность с фантастикой. В сказке герои добрые или злые, а в сказе нет деления на добро и зло.

-Давайте обратимся к определению сказа.


Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.


-Понятно ли вам это определение? Запишите его в тетрадь.


Ф




















И





Ф












































































































И








Ф





































































Ф, И






Ф











































И

- Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нём с обычным человеком происходят необыкновенные события.


- Не совсем


- Непонятные слова










 Записывают определение в тетрадь





 Слушают, осмысляют сказанное, отвечают на вопрос.








 Высказывают значения диалектных слов и выражений.











































- С помощью этих слов и выражений писатель передаёт местные особенности и народный характер речи.




 Смотрят на слайд и запоминают выражение диалектизмов.




































- Слушают фрагмент аудиозаписи и следят за текстом по учебнику.






 Выразительное чтение эпизода учеником.



- Медной горы Хозяйка



 Высказывают мнение







- Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику, который распределял горняков на работы.


- Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».



- Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек.



- Сдержала слово и показала свое богатство.




Смотрят фрагмент мультфильма.






- Из драгоценных камней



- Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».


Чтение фрагмента текста учениками.






- Потому что не смог забыть Хозяйку. Ее образ остался в памяти, как идеальный, он полюбил ее.

- Они были ему дороги, как память о Хозяйке. Он не смог бы объяснить Настеньке, откуда они у него взялись.


- В сказке все события фантастичны, а герои вымышлены. В сказке герои добрые или злые.



- Медной горы Хозяйка, жилище внутри гор, полное драгоценностей.


- Люди, живущие на уральской земле, их работа по добыче и переработке подземных богатств.


- Нет, сложно определить, добрый герой или злой. Герои совершают разные поступки.











Записывают определение сказа







Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия – (4 мин.)

Умение оценивать собственную деятельность








Слайд 7

(опорные вопросы для развернутого ответа на вопрос)

1.Беседа

- Давайте подумаем, что несет людям встреча с Малахитницей? Для ответа на вопрос, можете пользоваться опорными вопросами на слайде.


Вопросы-помощники:

- Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы?

- Многие боятся её, почему?

- Для кого она страшна прежде всего? К кому она добра?

- Почему встреча с ней не делает человека счастливым?




- Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы?




2.Рефлексия

- Что вам было сложно, непонятно в сегодняшнем уроке?


И






















- Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища – материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.


- Восхищение ее могуществом, жалость к ней, потому что она хоть и сильная, но «каменна девка» и не может быть счастлива.

- Осмысляют свою работу на уроке, отвечают на вопрос

Этап 5. Задание на дом – (1 мин.)

Осмыслить, понять и записать домашнее задание

Слайд 8 (домашнее задание)

1. Слово учителя

  • Дома вам нужно будет составить синквейн на тему «Медной горы Хозяйка» или «Степан».


Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:


1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.


2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.


3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.


4 строка – фраза, несущая определенный смысл.


5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


  • По желанию можете нарисовать иллюстрацию к сказу.

И

- Записывают домашнее задание



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.