Практическая работа «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». (Химический практикум свойства металлов и их соединений)

10
4
Победитель педагогического конкурса Конкурс на лучший урок-лабораторную работу по химии
Материал опубликован 2 October 2015

Химия 9 класс.

Практическая работа №3

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

(Химический практикум свойства металлов и их соединений)

План-конспект урока по химии для обучающихся девятых классов.

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.

Форма: практическая работа.

Цели урока:                                                                                                         

  1. применить знания, полученные при изучении  темы «Металлы», в экспериментальном решении задач;

  2. закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Планируемые результаты: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева и железа; уметь применять полученные и теоретические знания о химии металлов в практических работах, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать наблюдения и характеризовать результаты выполненных опытов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

Оборудование:  лабораторный штатив,штатив с пробирками, воронка.

Реактивы:  карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, железные скрепки; растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, красной кровяной соли, сульфата меди (II).

План урока.

1. Организационный момент.

2. Инструктаж по технике безопасности.

3. Выполнение экспериментальной части.

4. Обсуждение результатов.

5. Оформление работы в виде отчета в тетради для лабораторных работ.

6. Подведение итогов урока.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

 Инструкция по технике безопасности при проведении практической работы

  • Пододвиньте к себе лоток и работайте только над лотком.
  • При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
  • При работе с растворами кислот и щелочей  проявите осторожность. Если кислота или щелочь  попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
  • При работе с веществами наливайте небольшие количества. Не забывайте закрывать склянки с веществами.
  • После окончания работы, уберите за собой посуду, вылейте вещества в сосуд для отработанных реактиво, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.

Экспериментальная задача №1.

В трех пробирках находятся следующие вещества: CaCO3, Na2SO4, KCl.

Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

 

Экпериментальная задача №2.  

Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Докажите качественный состав сульфата железа(II).  Запишите уравнения проделанных реакций и разберите окислительно-восстановительные процессы.

Практическую работу оформите в виде отчета в тетради.

 

ОТЧЕТ:

Оборудование:  лабораторный штатив, штатив с пробирками, воронка, стеклянная палочка  _______________________________________

Реактивы: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, железные скрепки; растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, красной кровяной соли, сульфата меди(II).

 

Задача 1.

Определить, какие вещества находятся  в пробирках №№ 1, 2, 3

1) Из трёх выданных веществ два являются растворимыми (Na2SO4, KCl), а CaCO3 – нерастворимым (по данным таблицы растворимости). Поэтому добавим  воду во все три пробирки.   

 

2) Вещества в пробирках №2 и №1 растворились. Вещество в пробирке №3 не растворилось в воде, следовательно, в ней находится карбонат кальция.

 

3) Для большей уверенности можно провести качественную реакцию на карбонат-ион. Добавим раствор соляной кислоты  в пробирку №3

Наблюдаем выделение газа

Вывод: В пробирке №3 находится карбонат кальция

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): 

Качественная реакция на карбонат-ион

CaCO3 + 2HCl = CaCO3 + H2O +  CO2↑

CaCO3  + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + 2Cl- + H2O +  CO2↑

CaCO3  + 2H+ = Ca2+ + H2O +  CO2↑

 

4) для дифференциации  содержимого пробирок №1 и №.2 добавим в обе пробирки раствор хлорида бария.

В пробирке №2 наблюдаем выделение белого осадка, в пробирке №1 никаких изменений не происходит.

Вывод: В пробирке №2 находится сульфат натрия, а в пробирке №1 – хлорид калия 

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария

BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4↓

Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = 2Na+ + 2Cl- + BaSO4↓

Ba2+ + SO42- = BaSO4↓

KCl + BaCl2 ≠ (реакция не идет)

 

Задание 2. Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Докажите качественный состав сульфата железа (II). 

1-й способ: В пробирку с железными скрепками прильем разбавленный раствор серной кислоты

Наблюдаем растворение железа и выделение водорода

Вывод: В результате реакции образуется сульфат железа (II)

Уравнение реакции (в молекулярной форме, окислительно-восстановительные процессы): 

Fe +H2SO4 = FeSO4 + H2↑

Fe0 – 2e→Fe+2    восстановитель

2H+ + 2e→H20 окислитель

 

2- й способ: В пробирку с раствором сульфата меди (II) добавим железные скрепки

Наблюдаем  изменение окраски раствора  со светло-голубого до зелено-желтого. Раствор мутнеет. Выделяется медь красного цвета.

Вывод: В результате реакции образуется сульфат железа (II)

Уравнение реакции (в молекулярной форме, окислительно-восстановительные процессы): 

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓

Fe0 – 2e→Fe+2    восстановитель

Cu2+ + 2e→Cu0    окислитель

Определение качественного состава сульфата железа (II)

Комментарии

Очень интересный и наглядный урок. Спасибо.

26 November 2015

Урок продуман, нагляден. Спасибо!

25 November 2016

Спасибо за оценку!

28 November 2016

я, Асмаева Марина Шамильевна, предлагаю в качестве конкурсной работы презентацию на тему: Моя малая родина. В презентации рассказывается о возникновении и развитии города Пенза.

2 January 2021

Добрый день, Марина Шамильевна. Для участия в конкурсе, пожалуйста, опубликуйте вашу работу в личном кабинете. При публикации укажите данный конкурс (поставьте галочку на 5м шаге публикации). С уважением, администрация.

5 January 2021

Ответ #341155 был удален 2 January 2021

Ответ #341156 был удален 4 January 2021

Здравствуйте! Я подала заявку на участие в конкурсе для педагогов на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия «Моя Родина». Но почему -то не вижу себя среди участников. С уважением Татьяна Булдовенко

7 January 2021

Добрый день, Татьяна. Вы являетесь участником данного конкурса, вы есть в списке участников. В вашем личном кабинете есть раздел "Мои конкурсы". В нём отображены все конкурсы, в которых вы принимаете участие, а так же можно увидеть отправлена ли ваша конкурсная работа. С уважением, администрация.

8 January 2021

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 22 января 2021 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

11 January 2021

Сборник методических разработок и педагогических идей