Урок окружающего мира «Аквариум — маленькая искусственная экосистема»

1
0
Материал опубликован 5 December 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23»

Урок окружающего мира.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Кейс урок
Учитель начальных классов Строкова О.А.

Класс: 3

Программа: ОС «Школа 2100».

Урок 19.

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Цели:

Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.

Научиться поддерживать экосистему аквариума.

Оборудование: иллюстрации аквариумных рыб и растений, кейсы с информацией, плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1 3

Рассмотрите рисунок и прочитайте вопрос Лены из диалога на с. 74.

Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать?

(Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума).

Аквариум – это экосистема?

Вспоминают всё, что знают об экосистеме.

Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа с кейсами.

Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради.

Рассмотрите рисунок на с. 74 и ответьте на вопрос к нему. Ответы занесите в рабочую тетрадь, в задание 1 на с. 35.

Указывают части экосистемы «аквариум».

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе. Для этого вам нужно поработать в группах. Мы разделимся на 3 группы, т.к. перед нами стоит три основных вопроса:

1 группа – Ботаники. Учащиеся расскажут, какие растения растут в аквариумах и какую роль они играют в данной экосистеме.

2 группа – Ихтиологи (учёные изучающие рыб). Расскажут, какие рыбы живут в аквариумах, особенности их содержания.

3 группа – Зоологи. Расскажут, какие ещё животные живут в аквариумах.

На столах у вас лежат несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете составить небольшое выступление и рассказать самое главное по своей теме.

Кейс №1.

Источник 1

Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов . Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «БАЛАСС», Москва, 2013. Стр. 75

Источник 2.

Декоративная роль аквариумных растений

Аквариумные растения - необходимый элемент любого аквариума. Если красиво и со вкусом оформить растениями аквариум, то они станут настоящим украшением. Внешний вид аквариума определяется именно растениями. Пышные заросли водных растений, располагаясь в толще воды, создают новые специфические возможности пространственной аранжировки, присущие только водной стихии. Изменяя направленность и интенсивность источников света, можно заставить растения изменять окраску листьев и их ориентацию в соответствии с задуманной вами композицией.Оптимальный подбор аквариумных растений позволяет создать прекрасный подводный ландшафт без чрезмерных усилий по уходу и дополнительных затрат.

Источник 3.

Биологическая роль аквариумных растений

Аквариумные растения выполняют не только декоративную роль. Они устанавливают биологическое равновесие водной среды, обогащают воду кислородом, играют важную роль в обмене веществ, необходимых для жизнедеятельности рыб и самих растений.

Для количества кислорода, поступающего в воду, решающее значение имеет общая поверхность водяных растений, более обширной поверхностью отличаются не широколистные растения, а, наоборот, растения со множеством тонких перистых листьев - такие, как кабомба, тысячелистник, эгерия, яванский и индийский водяной папоротник.

Другая важнейшая задача, выполняемая аквариумными растениями, состоит в очистке воды. В отличие от многих наземных растений обитатели воды обладают способностью поглощать минеральные вещества не только корнями, но и особыми порами на листьях.

Некоторые растения снижают жесткость воды и поглощают кальций, являясь своеобразным фильтром. Таким образом аквариумные растения играют важную роль по поддержанию биологического равновесия в водной среде аквариума.

Источник 4.

Значение растений для аквариумных рыб

Многим видам рыб растения просто необходимы в период нереста, так как они откладывают икру на листья растений или в безопасных густых зарослях. Некоторые растительные элементы используются для постройки гнезда. После икрометания плавающие водоросли служат убежищем для мальков.

Для растительноядных рыб водоросли являются основной пищей, а для всеядных - витаминной добавкой в рационе. Растения, приближая аквариум к более естественной среде обитания, побуждают рыб к более полному проявлению особенностей их поведения.

Источник 5.

Плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Кейс №2.

Источник 1

Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов . Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «БАЛАСС», Москва, 2013. Стр. 75- 76

Источник 2.

Приняв решение завести тот или иной вид аквариумных рыб, прежде всего, важно ознакомиться с условиями их обитания в естественной среде, поскольку от этого будет зависеть выбор формы и размера стеклянного резервуара, предназначенного для их содержания. Например, цихлиды и моллинезии требовательны к наличию большого количества кислорода, растворенного в воде, а потому им необходим аквариум большого размера. Для карпозубых живородящих рыбок подойдет резервуар среднего размера. А вот для сомов и лабиринтовых видов рыб, способных дышать кислородом из атмосферы, средой обитания в природных условиях служат придонные слои водоемов, поэтому для них размер аквариума не имеет существенного значения.

Декоративные рыбки сумели не только приспособиться к существованию в искусственной среде, но и смогли сохранить высокую репродуктивную способность. Все же, несмотря на это, аквариумисту необходимо приложить усилия, чтобы по возможности воссоздать условия, максимально приближенные к природным и к тому же подходящие для конкретной породы рыб. Имитация различных особенностей, характерных для родных мест обитания рыбок, поможет достичь прекрасных результатов. Также стоит обратить внимание на качество корма, поскольку сбалансированное и разнообразное питание способно хорошо повлиять на размер и окрас, присущий тому или иному виду рыб.

Немаловажным фактором для успешного содержания и разведения аквариумных рыбок является их совместимость друг с другом. Во-первых, особое внимание необходимо обратить на размер рыб. Не нужно помещать в один аквариум мелкие и крупные породы, поскольку это может привести к полному или частичному истреблению мелких особей. Во-вторых, рыб, которые по своей природе являются хищниками, не стоит содержать с другими видами, кроме того, их агрессия может распространяться и на остальных обитателей аквариума, например, улиток. В-третьих, важно учитывать темперамент рыбок, поскольку попытка совместить шустрых и подвижных и спокойных и медлительных, может привести к нежелательным последствиям.

Источник 3.

Рыбам, как и всем другим животным, нужна пища, чтобы жить, расти и размножаться. Пища обеспечивает энергию, необходимую для поддержания метаболических процессов у рыб, а, кроме того, содержит все, что требуется для роста и развития тканей.

Правильное кормление рыб является одним из самых важных моментов в аквариуме. Неправильное кормление является, наряду с плохим качеством воды (которое тоже вызывается, например, чрезмерным кормлением) главной причиной гибели рыб.

Основные категории питательных веществ, необходимых рыбам,- это белки, липиды (жиры) и углеводы, а также некоторое количество определенных минералов и биохимических веществ - в частности, витаминов. Рыбы отличаются от других позвоночных животных относительным количеством нужных им питательных веществ. В частности, многие группы рыб, особенно хищные, могут усваивать более высокий процент пищевых белков (от 35 до 55%), чем птицы и млекопитающие, способные усвоить до 25% белков.

Существует также некоторая разница в количестве пищи, потребляемой рыбами по сравнению с другими животными. Кроме того, рыбы разных видов также отличаются друг от друга в отношении питания.

Чтобы правильно кормить рыб в неволе, важно знать, как они питаются в природных условиях и какие привычки, связанные с питанием, имеются у рыб каждого конкретного вида.

Источник 4.

Одними из самых рекомендуемых для начинающих аквариумистов и не только являютсяаквариумные рыбки гуппи. И не только потому, что они маленькие (значит, меньше едят) и красивые, а в первую очередь потому, что они абсолютно не требовательны к условиям содержания. Итак!
 

Родиной этих милых созданий считается северная часть Южной Америки, а также острова Тринидад и Барбадос.

Рыбки гуппи принадлежат к семейству пецилиевых (Poeciliidae). На текущий момент классифицировать гуппи невероятно сложно (да, практически невозможно), так как, благодаря селекции, каждый год на свет появляются всё новые и новые виды. Но, всё же, основой для классификации служит окраска тела самцов, а также форма, размер и окрас плавников.

Самец аквариумной рыбки гуппи всегда намного меньше самки: «рост» самца едва достигает трёх сантиметров, в то время, как самка имеет «рост» 6, а иногда и 7 сантиметров. В принципе, разница в размере — является главным визуальным различием при определении пола у гуппи. Но есть и другие признаки: тело самца стройное, вытянутое, сплюснутое по бокам и напоминает пулю. У самок, в принципе, всё то же самое, за исключением более сплюснутой задней части тела.

Окрас самца очень яркий, насыщенный. Кроме потрясающего окраса, самцы являются обладателями, поистине — шикарных плавников: и спинного и хвостового! Анальный плавник у самца превращен в репродуктивный орган, который называется гоноподиум.

А вот самки обделены матушкой-природой: ничего выдающегося у них нет, кроме «роста».

Кстати, любой начинающий аквариумист должен учитывать и тот факт, что рыбки гуппи являются стайными. А посему, настоятельно рекомендую содержать их не менее 8-10 особей в одном аквариуме.

Хочу добавить и такой момент: никогда не садите в аквариум с гуппи другие виды рыб. Знаю, знаю, сейчас кто-то скажет: так ведь говорят, что они мирные и уживаются с такими же мирными и тд и тп. Верно, рыбки гуппи исключительно мирные, но плавники у них очень роскошные и очень многие виды мирных обитателей аквариума (неоныданио) любят отгрызать им эти плавники. Так что, если не хотите иметь полный аквариум «оборванцев», пусть Ваши гуппи живут сами по себе: поверьте, им скучно не будет!

Источник 5.

Плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Кейс №3.

Источник 1

Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов . Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «БАЛАСС», Москва, 2013. Стр. 77

Источник 2.

Хотите немного изменить мир Вашего аквариума? В этом Вам помогут пресноводные креветки! Итак, давайте поговорим об этом.
 

Если у Вас в аквариуме живут мирные рыбки, то креветки — лучшие соседи для них!

Но креветка креветке — рознь! Подбирать для аквариума можно только очень маленькие виды пресноводных креветок, например креветка неокаридина, креветка-вишня, креветка черный кристалл, амано или креветка пчела. Все перечисленные креветки имеют небольшой размер — от 2 до 5 сантиметров.

Возьмем, к примеру, креветку неокаридина.

Это, пожалуй, самая неприхотливая креветка из мира ракообразных. Именно неокаридина прекрасно подходит начинающему аквариумисту, так как не требует каких-то особых условий для своего содержания. Питается неокаридина трубочником и остатками живого и сухого корма, который опускается на дно аквариума.

Лучший грунт для неокаридины — это речная галька и немного песка. Рачок не питает агрессии в отношении рыбок, с которыми он будет проживать в одном аквариуме. Скорее даже наоборот: не стоит поселять неокаридину в аквариум с большими агрессивными рыбками!

Температура воды для креветки не играет особой роли, она прекрасно чувствует себя и при +19 и при +26*С. однако не стоит допускать резкие перепады температур: креветки тоже болеют! Любимые места обитания для креветки — гроты, пустые раковины или углубления в камнях. Поэтому позаботьтесь об этом: положите на дно аквариума парочку небольших пустых раковин. Есть и меры предосторожности в отношении креветки. В период размножения аквариумные рыбки могут запросто съесть икру креветки. Поэтому советую заранее позаботиться об отдельном аквариуме, в котором Вы будете разводить неокаридину. По поводу количества креветок в аквариуме скажу так: слишком много — это плохо! Вообще «давка» в аквариуме ни к чему хорошему не приводит. Поэтому, достаточно держать в аквариуме, объем которого 50 литров, всего 4-5 креветок.

Источник 3.

В настоящем аквариуме обязательно должно жить несколько моллюсков. Они играют большую роль в поддержании биологического равновесия вашего водоема. Моллюски уничтожают налет из микроскопических водорослей на стенах аквариума и грунте, съедают остатки корма и разные органические образования, обогащают грунт своими экскрементами. И, конечно, многие виды моллюсков очень красивы и способны украсить ваш искусственный водный уголок.
 Но количество моллюсков не должно быть слишком велико, потому что они потребляют кислород, содержащийся в воде, и часто объедают растения. Если вы знаете объем аквариума, то можно рассчитать, сколько требуется улиток из соотношения 1 большая улитка на 8—10 л воды. Не так легко контролировать численность моллюсков в аквариуме. Для этого есть несколько способов. Самый простой, но утомительный способ — отлавливать «лишних» моллюсков вручную. Можно удалить из аквариума всех рыб, включить аэрацию и залить специально подготовленный раствор сульфата меди (0,5 г на 10 л воды). Через несколько часов тщательно убрать в аквариуме, сменить воду и посадить рыб обратно. Есть еще один способ избавиться от нежелательного моллюскового потомства. Нужно положить в маленькое блюдечко приманку для улиток — высушенные кусочки банана, скобленое мясо, тертые овощи, картофель. Блюдечко с приманкой ставят на ночь на дно. Утром в блюдечке соберется множество улиток, привлеченных приманкой. Эту операцию нужно повторять, если вы хотите избавиться от значительной части моллюсков.
 Нежелательно самостоятельно отлавливать моллюсков в природных водоемах. Они могут не приспособиться к искусственным условиям содержания. Еще хуже то, что такие моллюски могут легко перенести на себе в аквариум животных-паразитов, способных повредить рыбам. Лучше приобретать их в зоомагазинах или у аквариумистов. 

Источник 4.

Ампулярия
Так называется род крупных пресноводных улиток, обитающих в тропической зоне Азии и Южной Америки. Эти улитки дышат и атмосферным кислородом, и кислородом, растворенным в воде. У них есть и жабры, и легкие, поэтому улитка может длительное время жить вне воды. 2 глазных усика очень длинные, глаза расположены на стебельках у их основания. Имеется очень длинная дыхательная трубка.
Ампулярия откладывает икру в виде гроздей на стены аквариума, выступающие из воды. Икринки имеют сероватый оттенок. Молодые улитки вылупляются примерно через 2 недели после откладки икры. Икру нужно оберегать от высыхания, следить, чтобы лампа не находилась слишком близко. Молодых улиток можно кормить циклопами, мелко рубленными растениями вроде риччии и ряски. Взрослые особи всеядны.
Ампулярия нетребовательна к характеристикам воды, но любит быть в тепле. Подходящая температура для нее — 22—30 °С. Нужно следить, чтобы улиткам в аквариуме хватало корма, иначе они возьмутся за водные растения. Можно подкармливать их крошками хлеба, листьями салата, мясом.
 Если вы содержите ампулярий, нужно обязательно хорошо закрывать сверху.
 Самые популярные среди аквариумистов виды ампулярий - аустралис, гигантская и золотая (разновидность ампулярий гигантской)

"Катушка"
Роговая катушка (Planorbarius corneus) встречается почти повсеместно в реках, прудах и озерах. Отличить катушку очень легко по характерному виду раковины, которая закручена спиралью в одной плоскости. Цвет раковина может иметь от темно-коричневого, почти черного, до красного. Диаметр же раковины роговой катушки достигает в природе 3 см. В аквариумах эти улитки обычно значительно мельче.
Катушки чрезвычайно живучи и могут существовать даже в очень грязной воде. Это возможно благодаря тому, что дышать они могут как атмосферным воздухом, вбирая его в легочную полость, образованную стенками мантии, так и кислородом, добываемым из воды. Настоящей жабры у них нет, но есть тонкий выступ мантии, который по своей функции жабру заменяет. Причем к легочному дыханию катушки прибегают лишь в том случае, когда кислорода в воде мало.
Передвигаются катушки, как и другие улитки, при помощи своей ноги, а ориентируются посредством пары щупалец, расположенных на голове и глаз, которые находятся у оснований щупалец. Эти улитки могут передвигаться и по поверхности водоема, прикрепляясь к пленке поверхностного натяжения воды. 
 

Источник 5.

Плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».

Презентация выступлений.

Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.

Вопросы к группе:

Что вам нужно было сделать?

Удалось вам выполнить задание?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Как мы можем ответить на вопрос урока?

(Аквариум – это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.)

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (познавательные, коммуникативные)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Организация и проведение работы:

Учащиеся письменно выполняют задания 1–17. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения.

План проверочной работы.

зада-ния

Группа заданий

Уровень сложности

Форма

Баллы

1

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

2

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

3

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с выбором ответа

1

4

Учимся понимать текст и находить факты

необходимый

с кратким ответом

1

5

Учимся понимать текст и находить факты

повышенный

с кратким ответом

1

6

Учимся понимать текст и находить факты

повышенный

с выбором ответа

1

7

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с выбором ответа

1

8

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с выбором ответа

1

9

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

необходимый

с кратким ответом

1

10

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

повышенный

с выбором ответа

1

11

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

повышенный

с развёрнутым ответом

2

12

Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы

максимальный

с развёрнутым ответом

2

13

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с выбором ответа

2

14

Учимся понимать главную мысль текста

максимальный

с развёрнутым ответом

2

15

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с выбором ответа

1

16

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с выбором ответа

1

17

Учимся понимать главную мысль текста

повышенный

с развёрнутым ответом

2

За полностью выполненные задания № 11, 12, 14 и 17 ученик получает по 2 балла, за частично выполненные задания – по 1 баллу.

Порядок оценивания.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал меньше 8 баллов – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 8 до 10 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 11 до 15 баллов – средний уровень (отметка 4), от 16 до 22 баллов – высокий уровень (отметка 5).

Ответы.

1. – 3 (1 балл)

2. – 2 (1 балл)

3. – 3 (1 балл)

4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.; моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы животных или указать 2–4 вида (1 балл).

5. В Китае (1 балл).

6. Сомик (1 балл).

7. – 4 (1 балл).

8. – 3 (1 балл).

9. Рыбы – самые обычные обитатели аквариума (1 балл).

10. – 1 (1 балл).

11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла).

12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла).

13. – 4 (2 балла).

14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тексте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла).

15. – 1 (1 балл).

16. – 2 (1 балл).

17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла).

Вопросы на с. 77.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 18. Выполнение двух заданий из рабочей тетради на выбор.

 

V. Итог урока.

Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

При каких условиях возможно существование экосистемы аквариума?

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.