Урок окружающего мира «Аквариум — маленькая искусственная экосистема»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №23»
Урок окружающего мира.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Класс: 3
Программа: ОС «Школа 2100».
Урок 19.
Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Цели:
– Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.
– Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.
– Научиться поддерживать экосистему аквариума.
Оборудование: иллюстрации аквариумных рыб и растений, кейсы с информацией, плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 1 3 – Рассмотрите рисунок и прочитайте вопрос Лены из диалога на с. 74. Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Лена забыла поместить в аквариум растения. Они выделяют кислород, и тогда будет чем дышать обитателям аквариума). – Аквариум – это экосистема? Вспоминают всё, что знают об экосистеме. – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Работа с кейсами. | Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. – Рассмотрите рисунок на с. 74 и ответьте на вопрос к нему. Ответы занесите в рабочую тетрадь, в задание 1 на с. 35. Указывают части экосистемы «аквариум». Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Давайте познакомимся с обитателями аквариума поближе. Для этого вам нужно поработать в группах. Мы разделимся на 3 группы, т.к. перед нами стоит три основных вопроса: 1 группа – Ботаники. Учащиеся расскажут, какие растения растут в аквариумах и какую роль они играют в данной экосистеме. 2 группа – Ихтиологи (учёные изучающие рыб). Расскажут, какие рыбы живут в аквариумах, особенности их содержания. 3 группа – Зоологи. Расскажут, какие ещё животные живут в аквариумах. На столах у вас лежат несколько источников информации. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете составить небольшое выступление и рассказать самое главное по своей теме. Кейс №1. Источник 1 Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов . Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «БАЛАСС», Москва, 2013. Стр. 75 Источник 2. Декоративная роль аквариумных растенийАквариумные растения - необходимый элемент любого аквариума. Если красиво и со вкусом оформить растениями аквариум, то они станут настоящим украшением. Внешний вид аквариума определяется именно растениями. Пышные заросли водных растений, располагаясь в толще воды, создают новые специфические возможности пространственной аранжировки, присущие только водной стихии. Изменяя направленность и интенсивность источников света, можно заставить растения изменять окраску листьев и их ориентацию в соответствии с задуманной вами композицией.Оптимальный подбор аквариумных растений позволяет создать прекрасный подводный ландшафт без чрезмерных усилий по уходу и дополнительных затрат. Источник 3. Биологическая роль аквариумных растенийАквариумные растения выполняют не только декоративную роль. Они устанавливают биологическое равновесие водной среды, обогащают воду кислородом, играют важную роль в обмене веществ, необходимых для жизнедеятельности рыб и самих растений. Для количества кислорода, поступающего в воду, решающее значение имеет общая поверхность водяных растений, более обширной поверхностью отличаются не широколистные растения, а, наоборот, растения со множеством тонких перистых листьев - такие, как кабомба, тысячелистник, эгерия, яванский и индийский водяной папоротник. Другая важнейшая задача, выполняемая аквариумными растениями, состоит в очистке воды. В отличие от многих наземных растений обитатели воды обладают способностью поглощать минеральные вещества не только корнями, но и особыми порами на листьях. Некоторые растения снижают жесткость воды и поглощают кальций, являясь своеобразным фильтром. Таким образом аквариумные растения играют важную роль по поддержанию биологического равновесия в водной среде аквариума. Источник 4. Значение растений для аквариумных рыбМногим видам рыб растения просто необходимы в период нереста, так как они откладывают икру на листья растений или в безопасных густых зарослях. Некоторые растительные элементы используются для постройки гнезда. После икрометания плавающие водоросли служат убежищем для мальков. Для растительноядных рыб водоросли являются основной пищей, а для всеядных - витаминной добавкой в рационе. Растения, приближая аквариум к более естественной среде обитания, побуждают рыб к более полному проявлению особенностей их поведения. Источник 5. Плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса». Кейс №2. Источник 1 Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов . Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «БАЛАСС», Москва, 2013. Стр. 75- 76 Источник 2. Приняв решение завести тот или иной вид аквариумных рыб, прежде всего, важно ознакомиться с условиями их обитания в естественной среде, поскольку от этого будет зависеть выбор формы и размера стеклянного резервуара, предназначенного для их содержания. Например, цихлиды и моллинезии требовательны к наличию большого количества кислорода, растворенного в воде, а потому им необходим аквариум большого размера. Для карпозубых живородящих рыбок подойдет резервуар среднего размера. А вот для сомов и лабиринтовых видов рыб, способных дышать кислородом из атмосферы, средой обитания в природных условиях служат придонные слои водоемов, поэтому для них размер аквариума не имеет существенного значения. Декоративные рыбки сумели не только приспособиться к существованию в искусственной среде, но и смогли сохранить высокую репродуктивную способность. Все же, несмотря на это, аквариумисту необходимо приложить усилия, чтобы по возможности воссоздать условия, максимально приближенные к природным и к тому же подходящие для конкретной породы рыб. Имитация различных особенностей, характерных для родных мест обитания рыбок, поможет достичь прекрасных результатов. Также стоит обратить внимание на качество корма, поскольку сбалансированное и разнообразное питание способно хорошо повлиять на размер и окрас, присущий тому или иному виду рыб. Немаловажным фактором для успешного содержания и разведения аквариумных рыбок является их совместимость друг с другом. Во-первых, особое внимание необходимо обратить на размер рыб. Не нужно помещать в один аквариум мелкие и крупные породы, поскольку это может привести к полному или частичному истреблению мелких особей. Во-вторых, рыб, которые по своей природе являются хищниками, не стоит содержать с другими видами, кроме того, их агрессия может распространяться и на остальных обитателей аквариума, например, улиток. В-третьих, важно учитывать темперамент рыбок, поскольку попытка совместить шустрых и подвижных и спокойных и медлительных, может привести к нежелательным последствиям. Источник 3. Рыбам, как и всем другим животным, нужна пища, чтобы жить, расти и размножаться. Пища обеспечивает энергию, необходимую для поддержания метаболических процессов у рыб, а, кроме того, содержит все, что требуется для роста и развития тканей. Правильное кормление рыб является одним из самых важных моментов в аквариуме. Неправильное кормление является, наряду с плохим качеством воды (которое тоже вызывается, например, чрезмерным кормлением) главной причиной гибели рыб. Основные категории питательных веществ, необходимых рыбам,- это белки, липиды (жиры) и углеводы, а также некоторое количество определенных минералов и биохимических веществ - в частности, витаминов. Рыбы отличаются от других позвоночных животных относительным количеством нужных им питательных веществ. В частности, многие группы рыб, особенно хищные, могут усваивать более высокий процент пищевых белков (от 35 до 55%), чем птицы и млекопитающие, способные усвоить до 25% белков. Существует также некоторая разница в количестве пищи, потребляемой рыбами по сравнению с другими животными. Кроме того, рыбы разных видов также отличаются друг от друга в отношении питания. Чтобы правильно кормить рыб в неволе, важно знать, как они питаются в природных условиях и какие привычки, связанные с питанием, имеются у рыб каждого конкретного вида. Источник 4. Одними из самых рекомендуемых для начинающих аквариумистов и не только являютсяаквариумные рыбки гуппи. И не только потому, что они маленькие (значит, меньше едят) и красивые, а в первую очередь потому, что они абсолютно не требовательны к условиям содержания. Итак! Родиной этих милых созданий считается северная часть Южной Америки, а также острова Тринидад и Барбадос. Рыбки гуппи принадлежат к семейству пецилиевых (Poeciliidae). На текущий момент классифицировать гуппи невероятно сложно (да, практически невозможно), так как, благодаря селекции, каждый год на свет появляются всё новые и новые виды. Но, всё же, основой для классификации служит окраска тела самцов, а также форма, размер и окрас плавников. Самец аквариумной рыбки гуппи всегда намного меньше самки: «рост» самца едва достигает трёх сантиметров, в то время, как самка имеет «рост» 6, а иногда и 7 сантиметров. В принципе, разница в размере — является главным визуальным различием при определении пола у гуппи. Но есть и другие признаки: тело самца стройное, вытянутое, сплюснутое по бокам и напоминает пулю. У самок, в принципе, всё то же самое, за исключением более сплюснутой задней части тела. Окрас самца очень яркий, насыщенный. Кроме потрясающего окраса, самцы являются обладателями, поистине — шикарных плавников: и спинного и хвостового! Анальный плавник у самца превращен в репродуктивный орган, который называется гоноподиум. А вот самки обделены матушкой-природой: ничего выдающегося у них нет, кроме «роста». Кстати, любой начинающий аквариумист должен учитывать и тот факт, что рыбки гуппи являются стайными. А посему, настоятельно рекомендую содержать их не менее 8-10 особей в одном аквариуме. Хочу добавить и такой момент: никогда не садите в аквариум с гуппи другие виды рыб. Знаю, знаю, сейчас кто-то скажет: так ведь говорят, что они мирные и уживаются с такими же мирными и тд и тп. Верно, рыбки гуппи исключительно мирные, но плавники у них очень роскошные и очень многие виды мирных обитателей аквариума (неоны, данио) любят отгрызать им эти плавники. Так что, если не хотите иметь полный аквариум «оборванцев», пусть Ваши гуппи живут сами по себе: поверьте, им скучно не будет! Источник 5. Плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса». Кейс №3. Источник 1 Учебник А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов . Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «БАЛАСС», Москва, 2013. Стр. 77 Источник 2. Хотите немного изменить мир Вашего аквариума? В этом Вам помогут пресноводные креветки! Итак, давайте поговорим об этом. Если у Вас в аквариуме живут мирные рыбки, то креветки — лучшие соседи для них! Но креветка креветке — рознь! Подбирать для аквариума можно только очень маленькие виды пресноводных креветок, например креветка неокаридина, креветка-вишня, креветка черный кристалл, амано или креветка пчела. Все перечисленные креветки имеют небольшой размер — от 2 до 5 сантиметров. Возьмем, к примеру, креветку неокаридина. Это, пожалуй, самая неприхотливая креветка из мира ракообразных. Именно неокаридина прекрасно подходит начинающему аквариумисту, так как не требует каких-то особых условий для своего содержания. Питается неокаридина трубочником и остатками живого и сухого корма, который опускается на дно аквариума. Лучший грунт для неокаридины — это речная галька и немного песка. Рачок не питает агрессии в отношении рыбок, с которыми он будет проживать в одном аквариуме. Скорее даже наоборот: не стоит поселять неокаридину в аквариум с большими агрессивными рыбками! Температура воды для креветки не играет особой роли, она прекрасно чувствует себя и при +19 и при +26*С. однако не стоит допускать резкие перепады температур: креветки тоже болеют! Любимые места обитания для креветки — гроты, пустые раковины или углубления в камнях. Поэтому позаботьтесь об этом: положите на дно аквариума парочку небольших пустых раковин. Есть и меры предосторожности в отношении креветки. В период размножения аквариумные рыбки могут запросто съесть икру креветки. Поэтому советую заранее позаботиться об отдельном аквариуме, в котором Вы будете разводить неокаридину. По поводу количества креветок в аквариуме скажу так: слишком много — это плохо! Вообще «давка» в аквариуме ни к чему хорошему не приводит. Поэтому, достаточно держать в аквариуме, объем которого 50 литров, всего 4-5 креветок. Источник 3. В настоящем аквариуме обязательно должно жить несколько моллюсков. Они играют большую роль в поддержании биологического равновесия вашего водоема. Моллюски уничтожают налет из микроскопических водорослей на стенах аквариума и грунте, съедают остатки корма и разные органические образования, обогащают грунт своими экскрементами. И, конечно, многие виды моллюсков очень красивы и способны украсить ваш искусственный водный уголок. Источник 4. Ампулярия Источник 5. Плакат «Экосистема аквариума» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса». Презентация выступлений. Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам. Вопросы к группе: – Что вам нужно было сделать? – Удалось вам выполнить задание? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Как мы можем ответить на вопрос урока? (Аквариум – это искусственная экосистема, в которой есть организмы разных «профессий», замкнутый круговорот, но существование экосистемы поддерживает человек.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (познавательные, коммуникативные) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 1. Работа в учебнике. Организация и проведение работы: Учащиеся письменно выполняют задания 1–17. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения. План проверочной работы.
За полностью выполненные задания № 11, 12, 14 и 17 ученик получает по 2 балла, за частично выполненные задания – по 1 баллу. Порядок оценивания. Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал меньше 8 баллов – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 8 до 10 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 11 до 15 баллов – средний уровень (отметка 4), от 16 до 22 баллов – высокий уровень (отметка 5). Ответы. 1. – 3 (1 балл) 2. – 2 (1 балл) 3. – 3 (1 балл) 4. Рыбы (гуппи, меченосцы, сомики, золотые рыбки и т.п.; моллюски, раки, черепахи). В ответе необходимо назвать основные группы животных или указать 2–4 вида (1 балл). 5. В Китае (1 балл). 6. Сомик (1 балл). 7. – 4 (1 балл). 8. – 3 (1 балл). 9. Рыбы – самые обычные обитатели аквариума (1 балл). 10. – 1 (1 балл). 11. Раков и черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум (2 балла). 12. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариумы чаще помещают цветковые растения с красивыми листьями. Цветут они очень редко (2 балла). 13. – 4 (2 балла). 14. Важен не ответ, а умение логично рассуждать (например, в тексте могло говориться о содержании пресноводных животных из пруда; 2 балла). 15. – 1 (1 балл). 16. – 2 (1 балл). 17. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла). – Вопросы на с. 77. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙV. Домашнее задание. | Чтение текста темы 18. Выполнение двух заданий из рабочей тетради на выбор. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. | – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – При каких условиях возможно существование экосистемы аквариума? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |