Практическая работа по теме: «Культурная революция»: задачи и направления»
Раздел: «Межвоенный период (1918 – 1939)».
Тема «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в СССР. Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы».
Практическая работа: «Культурная революция»: задачи и направления.
Учебная цель: Определить задачи и направления «культурной революции».
Учебные задачи:
1. Охарактеризовать духовный климат советского общества в 1930-е гг.
2. Рассмотреть роль идеологии и официальной пропаганды в воспитании советской молодежи.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
1.Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание 1. Прочитайте текст учебника (§82) заполните таблицу: «Содержание культурной революции».
Развитие образования |
Развитие науки |
Достижения советского искусства в 1930-е гг. |
Задание 2. Прочитайте предложенные документы, ответьте на вопросы.
1документ. Дореволюционные просветители, изучив состояние грамотности населения России по переписи 1897 г., считали, что для достижения всеобщей грамотности мужчин потребуется 180 лет, женщин – 280 лет, а народов Средней Азии – не менее 450 лет. Однако, к 1939 г. грамотных в СССР было 81,2% населения старше 9 лет (90,8% - мужчин и 72,6% женщин).
Вопрос: как новой власти удалось в столь короткий срок ликвидировать безграмотность в стране.
2 документ. «Университеты открыты для всех, в России насчитывается до 700 высших школ, но есть ли хоть одна высшая школа, достойная этого имени, равная по качеству старому университету? В этом позволительно сомневаться. Рабочий или крестьянский парень, огромными трудами и потом стяжавший себе диплом врача и инженера, не умеет ни писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишен общей культуры…»
Вопрос: Почему количество вузов в стране не переросло в их качество? Что не удалось большевикам в области культуры?
Задание 3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика большевиков в сфере культуры, проводимая в 1920–1930-е гг., привела к культурному регрессу страны».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Задание 4.
Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 5. Соотнесите направление искусства и картину, написанную в данном стиле.
1.Символизм |
1.Л.Попова «Портрет философа» |
2.Кубизм |
2.М.Ларионов «Стекло» |
3.Конструктивизм |
3.Врубель М.А. «Демон сидящий» |
4.Лучизм |
4.М. Шагала «Я и Деревня» |