Урок истории в 10 классе по теме «Революция и культура»
Анна Владимировна Гусева
МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска
«Современные образовательные технологии как основной ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога: «Деятельностный подход в обучении истории и обществознания ».
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму».
Конфуций.
В условиях современного информационного общества обучающийся несомненно должен обладать высоким уровнем учебных знаний, умений, навыков, которые он мог бы умело применять на практике в реалиях жизни.
Поэтому государство сегодня перед школой и учителями ставит новые цели и задачи: обучающийся уже в школе должен быть критичным и самостоятельным в принятии решений, самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность, иметь четко сформированную мотивацию к другим видам деятельности, быть творческим и коммуникативным, уметь работать в группе для более эффективного результата. В формировании и воспитании интеллигентного, мобильного, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию человека, педагогу помогают личностно-ориентированные технологии.
Наиболее эффективной из них является технология деятельностного подхода в обучении.
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат». Таким образом, дети сами для себя «открывают» учебное знание в процессе самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Роль учителя заключается в том, что он направляет деятельность обучающихся, подводит к выводу темы занятия и корректирует более точно, научно формулировки теоретического материала, алгоритмов учебных действий своих воспитанников. Это помогает обучающемуся быть лично заинтересованным в получении знания, углубляться в его суть.
В условиях реализации деятельностного подхода обучения на уроках «Истории» и «Обществознания», необходимо ориентироваться на такие принципы как:
Принцип деятельности (обучающий не получает готовое историчесое и обществоведческое знание, совершенствуя свои теоретические и практические знания, умения и навыки по теме, он добывает его сам через систему заданий, которые предлагает учитель);
Принцип непрерывности (предполагается, что между всеми этапами обучения предмету история и обществознание на уровне технологии с учетом психологического развития обучающегося сохраняется преемственность);
Принцип целостности (происходит формирование общего исторического и обществоведческого знания по результатам обучения с применением данной технологии);
Принцип психологического комфорта (создание на уроках истории и обществознания доброжелательной атмосферы получения знания и общения разных форм);
Принцип альтернативы (заключается в возможности для учащегося выбирать варианты принимаемых решений);
Принцип творчества (действия обучающихся должны нести творческую составляющую и формироваться в опыт).
Основным и универсальным источником формирования исторического и обществоведческого знания в современном процессе обучения остается учебник. В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.
Умение работать с учебником позволяет учителю и обучающемуся более экономно и эффективно использовать учебное время – как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.
Не научившись на уроке работать с учебником, значительная часть школьников не может полноценно использовать его в качестве источника знаний. Такие ученики не имеют четких представлений о структуре учебника, следовательно, много времени расходуют на поиски нужных сведений для ответа на вопрос. Большие трудности вызывает у многих ребят работа с текстом. Они не могут разделить его на смысловые части, выделить главные мысли, составить план, найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем. Если на уроке редко организуется работа учеников с иллюстрациями, то школьники не расценивают их в качестве важного источника знаний. В итоге учащиеся затрудняются объяснить, что изображено на иллюстрации, не могут ее озаглавить, составить по ней рассказ и т.д.
В целях эффективного использования учебника в самостоятельной деятельности, школьники должны овладеть рядом умений:
выделять главное в отрывке текста, использовать для ориентации в теме урока название пунктов параграфа,
пересказать текст, привлекая иллюстрации,
составлять план ответа по параграфу,
использовать в пересказе несколько источников знания (текст, таблицы, схемы, документы и т.д.),
рассматривать вопрос в динамике и др.
К возможным примерам работы обучающихся по учебнику можно предложить следующие варианты:
Тест. работа с понятиями темы, составление таблиц, схем и т.д.
Исторические, обществоведческие задачи.
Работа с исторической картой.
План параграфа (простой, сложный, тезисный, информативный, картинный и т.д.).
Текст с ошибками.
Изложение исторических событий в диалоге, споре, беседе и т.д.
Словесная и образная стилизация исторической информации (дневники, письма, листовки», газеты, проспекты и т.п.).
Кроссворды и т.д.
Помимо применения конкретных заданий, которые учитель может использовать поэлементно на уроке в условиях реализации деятельностного подхода обучения, уместно применение следующих форм урока:
Урок-практика – форма учебного занятия по истории и обществознанию, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности в виде проекта или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого, выполняют тесты разного уровня сложности и т.д.
Проблемы, выносимые на практические занятия, должны являться ключевыми, быть интересными и посильными для учеников.
Лабораторный урок – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. С уроком изучения нового материла и школьной лекцией лабораторное занятие объединяет общность дидактической задачи, а отличает в первом случае – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и умениями, а во втором – иные источники учебной информации, а также деятельность учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта.
Урок - семинар – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщение и систематизации. Но в отличие от других форм учебных занятий по истории на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендательной литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, который предшествует уроки изучения нового материала и лабораторные занятия. В последние годы наблюдаю тенденцию, когда дети при подготовке к семинару больше работают с компьютером, а не с литературой.
К результатам реализации деятельностного подхода в обучении можно отнести:
- активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
- учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
- вырабатываются навыки критического анализа текста разных источников знания;
- создается ситуации успеха для каждого школьника;
- актуализируется мыслительной деятельности школьников.
К трудности внедрения деятельностного подхода в обучении можно отнести:
Большие затраты времени на подготовку к уроку. Как со стороны учителя, так и обучающихся;
определенная база знаний, мыслительная деятельность;
владение коммуникативными навыками: умение выступать публично, аргументированно доносить информацию (семинары, диспуты, ролевые игры);
низкая мотивация обучающихся к учебном процессу.
Для устранения подобных проблем можно использовать активизацию познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания через разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: тестовые формы деятельности, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, использование презентаций с иллюстрациями, динамичное переключение с одной формы работы на другую и т.д.
Деятельностный подход лежит в основе многих современных педагогических технологий:
Проектной деятельности.
Интерактивных методов обучения
Проблемно – диалогового обучения
Интегрированного обучения
Таким образом, говоря о применении системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания, нельзя ориентироваться только на поток информации. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, лабораторные и практические занятия – это все то, что направлено на общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у обучающихся установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Литература.
Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? – М., 2006.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Интернет-источники.
Технологическая карта урока истории 10 класс.
Тема урока | «Революция и культура». | ||
Учебник | История. История России. 1914г. – начало XXI в.. учебник для 10 класса общеобразоват. организаций. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч. 1 . 1914-1945/ В.А. Никонов, С.В. Девятов; под науч.ред С.П. Карпова.- 2-е изд. М.: ООО «Русское слово- учебник 2020, - 312с (ФГОС. Инновационная школа). | ||
Класс | 10 класс | ||
Время урока | 90 мин. | ||
ФИО учителя /ОУ | Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска | ||
Тип урока | Открытие нового знания | ||
Цель урока/задачи урока | Познакомить учащихся с понятием – культура, культурная революция, Пролеткульт, атеизм. Выявить особенности культуры новой советской власти период 1918-1920 гг., рассмотреть проявления культурной революции данного периода, обсудить способы взаимодействия политической власти и культуры, побеседовать по вопросу урока: «Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?». | ||
Образовательные ресурсы | Учебник, карта для учащегося/учителя по теме урока (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2). | ||
План урока | Интеллигенция и революция. Большевистское руководство культурой. Культура и коммунистическая пропаганда Наука и пропаганда. Борьба советской власти с религией и церковью. | ||
Основные понятия темы | Гражданская война, революция, культура, культурная революция, Пролеткульт | ||
Проблемные вопросы урока | Каковы особенности культуры 20-х гг. xx века? Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.? Какие духовные ценности сформировались в 20-е гг. в советской культуре? | ||
Образовательная технология | Деятельностный подход в обучении. | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, эвристический, практический. Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная. | ||
Планируемые результаты: Учащиеся должны характеризовать особенности культурной революции 1918-20 гг., соотносить особенности исторического развития государства во взаимосвязи событий с культурным развитием, соотносить социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеть принципом работы с учебником, в котором встречается текст и вопросы, аргументированно отвечать на вопросы учителя , при изучении нового материала, составлять план ответа по тексту, анализировать проблемные задачи и вопросы по теме, перекладывать теоретическое знание на практику при выполнении теста. | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Применять изученный понятийный аппарат, объяснять сущность культурной революции периода 1918-1920 гг. в России, выявить причины ее проведения; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию, выполнять практические задания по теме. | 1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность; 2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий; | сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. |
Организационная структура урока.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ РАБОТАЮТ С КАРТОЙ УРОКА (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты /задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
Мотивационно - целевой этап. | 5-7мин. | Эмоциональное и психологическое побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу. | Создает условия у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет формулировку и постановку темы, целей урока. Обозначает круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы. Направляет практическую работу учащихся с заданиями на повторение. Чтобы определить цель урока предлагает обучающимся познакомимся с эпиграфом урока, предлагает выбрать проблемный вопрос урока Задает вопрс обучающимся: Почему выбрали данный вопрос урока? Запишите тему и проблемный вопрос урока в тетрадь. Тема нашего урока «Революция и культура» . Проблемный вопрос урока: « Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?» | Читают эпиграф в карте урока «В театрах толкуют Маркса директору, трагической актрисе, дворнику, суфлеру, зрителю». Н.Н. Беберова (писательница) Слушают и отвечают на вопросы учителя к эпиграфу. Ответ на вопрос учителя: Данный вопрос выбираем, т.к. политическая идеология проникла во все сферы жизни общества, даже в культуру. Идеологией новой партии были заинтересованы все представители общества. Обсуждают и формулируют цель и проблемный вопрос урока . Записывают в тетрадь тему и проблемный вопрос урока. | фронтальная | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли | Словесные Письменно в тетради. |
2.Этап Работа с понятиями по теме урока. | 5 мин. | | Обратите внимание на задания вначале урока, сформулируй 1 признак культуры 20-х гг. XX века. Цель: Прочитайте П.12 пункт 1, абзац 1 и сформулируйте основную цель развития культуры 20-хх гг. XX века. Как понимаем термин культурная революция? | Читают материал учебника. Выделяют признаки культуры 20-х гг. XX в. Записывают в карту урока. Взаимосвязь культуры и исторических событий периода 1918-20 гг.. формирование новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма. активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. сильное влияние политической идеологии на культуру. появление штампов (банально повторяющиеся приемы). Определяют цель развития культуры. Цель: Основная цель культурной революции первой четверти XX века состояла в воспитании нового человека, более разумного и совершенного, рвущего связь с прошлым. Определяют понятие: Культурная революция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. | Индивидуальная и фронтальная работа | Регулятивные - самостоятельно обнаруживать основные понятия новой темы. Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы для организации собственной деятельности. | 1. Устные ответы. 2. Запись в тетрадь |
3.Работа по теме урока. | 60 мин. | | Предлагает начать работу в парах по теме : «Большевистское руководство культурой». 1 вариант Прочитайте П.12 пункт 2 и подготовьте пересказ по плану . 2-вариант: Составьте 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2. Проверим, как вы справились с заданием Предлагает начать работу в парах по теме: «Культура и коммунистическая пропаганда», 1-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3. 2 вариант Прочитайте П.12 пункт 3 и подготовьте пересказ по плану. Проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте П.12 пункт 4 и ответьте на вопросы теста. Проверка теста. (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух) Познакомьтесь с содержанием П.12, пункт 5 и заполните пропуски в тексте. Проверка текста (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух) | Работа в парах по теме: «Большевистское руководство культурой». 1 вариант Читают П.12 пункт 2 и готовят пересказ по плану. 2-вариант: Составляют 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2. Работают по выполненному заданию. Работа в парах по теме: 1 вариант Составляют 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3. 2 вариант Читают П.12 пункт 3 и готовят пересказ по плану. Работают по выполненному заданию. П.12 пункт 4 и ответьте на вопросы теста. Проверка теста. (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух) Заполняют пропуски в тексте Проверка текста (2 -3 работы индивидуально, 1 работа вслух) | Индивидуальная и фронтальная работа. | Регулятивные: совместно с учителем формулируют определения понятий темы, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебника аргументировано отстаивают точку зрения в процессе дискуссии, работают в парах, ведут диалог, ведут монолог, отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план. Личностные – направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; | Устные ответы. Оформление ответа письменно. |
4.Подведение итогов урока/ Первичное закрепление и осмысление материала | 10 | На данном этапе ученикам предлагается вернуться к вопросу урока по новой теме. Теперь обучающиеся индивидуально отвечают на вопрос урока. Они объясняют и аргументируют свои действия. Проверяют ответ. Обсуждая его содержание. Дополняют ответы друг друга до максимально полного. | Предлагает вернуться к вопросу урока (если вы считаете, что нужно его поменять, то можете это сделать). Ответьте на вопрос письменно. | Отвечают на вопрос урока: Политика новой власти в культуре была направлена на создание новой советской интеллигенции. Факторы влиявшие на соц.культурные процессы это - урбанизация , индустриализация, а также "культурная революция". Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интернациональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. | Индивидуальная и фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации на основе изученного материала урока. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
5.Рефлексия | 5 мин. | На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Ученик заканчивает предложение, делится ответами вслух. | - На уроке мне было сегодня… - Мы разобрались с понятиями… - Я сегодня понял, что… - Самым важным на уроке было… - Я хочу похвалить на уроке работу… | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, определяет объем выполненных заданий, степень их сложности. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | |
6.Домашнее задание. | 5 мин. | Закрепление знания полученного на уроке дома: П.12 читать. Подготовка к тесту по теме: «Революция и культура». * Характеристика любого деятеля культуры данного периода по плану. | Конкретизирует домашнее задание. План характеристики деятеля культуры: ФИО. Годы жизни Семья и образование (кратко). Характеристика творческой деятельности. Итоги жизни Значение творчества для культуры в целом. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточка урока по теме: «Революция и культура» 10 класс.
Задания на повторение:
Запишите дату событий:
А. Первая русская революция ________________
Б. Первая Мировая война ________________
В. Октябрьская революция ________________
Г. Февральская революция ________________
Д. Гражданская война _________________
2. Определите понятие:
Гражданская война - ____________________________________________________________________________________________
Революция - ___________________________________________________________________________________________________
Культура - ____________________________________________________________________________________________________
Эпиграф: «В театрах толкуют Маркса директору, трагической актрисе, дворнику, суфлеру, зрителю».
Н.Н. Беберова (писательница)
Задание №1: Прочитайте эпиграф урока и выберите из предложенных вопросов наиболее подходящий к теме урока. Подчеркните вопрос.
Вопрос урока:
Каковы особенности культуры 20-х гг. xx века?
Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?
Какие духовные ценности сформировались в 20-е гг. в советской культуре?
Задание №2: Обрати внимание на задания вначале урока, сформулируй 1 признак культуры 20-х гг. XX века.
Общие признаки культуры 20-х гг. XX в.
1._____________________________________________________________________
формирование новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма.
активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.
сильное влияние политической идеологии на культуру
появление штампов (банально повторяющиеся приемы)
Цель: Прочитайте П.12 пункт 1, абзац 1 и сформулируйте основную цель развития культуры 20-хх гг. XX века.
________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение понятия «Культурная революция» - ________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3: Работа в парах.
1-вариант: Чтение П.12 пункт 2 «Большевистское руководство культурой», подготовка пересказа.
План пересказа:
1. ______________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
2-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2.
1. ______________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
Задание №4:
1-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3.
1. ______________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
2-вариант: Чтение П.12 пункт 3 «Культура и коммунистическая пропаганда», подготовка пересказа.
План пересказа:
1. ______________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
Задание 5. Прочитайте Параграф 12, пункт 4 и ответьте на вопросы теста.
Тест по теме: Образование и наука 1918-1920 е гг.
Выберите из предложенного списка те новшества в системе образования, которые появились после Октябрьской революции.
А) отмена платы за обучение
Б) образование получали только мальчики и юноши
В) упразднялось преподавание Закона Божьего
Г) образование стало всеобщим
Д) образование могли получать только дети рабочих и крестьян.
В систему высшего образования с 1920-х гг. для изучения был введен новый предмет:
А) философия Б) марксизм В) генетика Г) психология
3. Расшифруйте аббревиатуру: ликбез - _______________________.
4. Министром просвещения в период 1918-1920 гг. был (а):
А) Н.К. Крупская Б) А.В. Луначарский В) М.Н. Покровский Г.). Л.Д. Троцкий
5. Какие научные исследования поддерживало Советское государство в первые послереволюционные годы.
А) физико-химические исследования
Б) исследования в биологии
В) новые исследования в археологии и истории
Г) исследования рентгенологии и радиологии
Д) новые открытия в аэродинамике
Задание №6: Прочитайте пункт П.12, пункт 5 и заполните пропуски в тексте: «Борьба партии большевиков с религией и Церковью»
Начиная с 1918 года антирелигиозная борьба ______________. Религиозный брак был лишен статуса юридического акта, законным признавался брак, заключенный в ______________________.В отношении служителей церкви новой властью применялись следующие меры: __________, ________, __________. Советская власть насаждала идеологию __________ - это неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил, отрицание их существования, порицание религии.
Задание №7: Вернемся к вопросу урока (если вы считаете, что нужно его поменять, то можете это сделать). Ответьте на вопрос письменно.
Рефлексия: Заверши предложение.
Я узнал новый материал -
Я знал по теме -
Трудности на уроке вызвали –
На уроке было легко –
Оцениваю свою работу на уроке оценкой –
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заполненная карта урока (для учителя) по теме: «Революция и культура»
Задания на повторение:
Запишите дату событий:
А. Первая русская революция 1905-1907 гг.
Б. Первая Мировая война 1914-1918гг.
В. Октябрьская революция 1917г.
Г. Февральская революция 1917 г.
Д. Гражданская война 1917-1922 гг.
2. Определите понятие:
Гражданская война - наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.
Революция – форма радикального, коренного, глубокого, качественного изменения, скачок в развитии общества сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
Эпиграф: «В театрах толкуют Маркса директору, трагической актрисе, дворнику, суфлеру, зрителю».
Н.Н. Беберова (писательница)
Задание №1: Прочитайте эпиграф урока и выберите из предложенных вопросов наиболее подходящий к теме урока. Подчеркните вопрос.
Вопрос урока:
Каковы особенности культуры 20-х гг. xx века?
Как взаимодействовала политика и культура в 1920- е гг.?
Какие духовные ценности сформировались в 20-е гг. в советской культуре?
Задание №2: Обрати внимание на задания вначале урока, сформулируй 1 признак культуры 20-х гг. XX века.
Общие признаки культуры 20-х гг. XX в.
Взаимосвязь культуры и исторических событий периода 1918-20 гг..
формирование новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма.
активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.
сильное влияние политической идеологии на культуру
появление штампов (банально повторяющиеся приемы)
Цель: Прочитайте П.12 пункт 1, абзац 1 и сформулируйте основную цель развития культуры 20-хх гг. XX века.
Цель: Основная цель культурной революции первой четверти XX века состояла в воспитании нового человека, более разумного и совершенного, рвущего связь с прошлым.
Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.
Задание №3: Работа в парах.
ВНИМАНИЕ!!! Фактически пункты плана 1 варианта должны отображаться в вопросах 2 варианта.
1-вариант: Чтение П.12 пункт 2 «Большевистское руководство культурой», подготовка пересказа.
План пересказа:
1. Отношение Ленина к науке, образованию и искусству.
2. Основы партийно-государственного руководства культурой.
3. Необходимость создание комсомола.
4. Деятельность и роль организации Пролеткульт в вопросах формирования основ новой культуры.
2-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 2.
Почему В.И. Ленин считал, что науке и образованию новая власть должна уделять больше внимания, чем искусству?
Какие изменения произошли в системе партийно-государственного руководства культурой?
Определите роль и значение организации Пролеткульт в формировании основ культуры нового периода 1918-20 х. гг.?
Задание №4:
1-вариант: Составить 3 вопроса по содержанию П.12 пункт 3.
Каковы предпосылки зарождения агитационно-массового искусства в новом государстве?
Назовите культурные символы 1918-20 х гг.?
В чем суть ленинского плана монументальной пропаганды 1918-20 х гг.?
2-вариант: Чтение П.12 пункт 3 «Культура и коммунистическая пропаганда», подготовка пересказа.
План пересказа:
Особенности агитационно-массового искусства в новом государстве.
Символы новой культуры.
С одержание ленинского плана монументальной пропаганды 1918-20 х гг.
Задание 5. Ответы к тесту:
1.А,В,Г.
2. Б
3. ликвидация безграмотности
4. Б
5.А,Г,Д
Задание №6: набирала обороты, в государственных учреждениях, аресты, закрывали приходы, запрет на издание церковной литературы, атеизм.
Задание №7: Вернемся к вопросу урока (если вы считаете, что нужно его поменять, то можете это сделать). Ответьте на вопрос письменно.
Ответ: Политика новой власти в культуре была направлена на создание новой советской интеллигенции. Факторы влиявшие на соц.культурные процессы это - урбанизация , индустриализация, а также "культурная революция". Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интернациональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме.
Рефлексия: заверши предложение.
Я узнал новый материал -
Я знал по теме -
Трудности на уроке вызвали –
На уроке было легко –
Оцениваю свою работу на уроке оценкой – ставят оценку по пятибалльной системе