12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савченкова Людмила Федоровна39
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рябинковская основная школа»
Новодугинский район Смоленская область
Методическая разработка урока по химии 9 класс

Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

Разработчик
Савченкова Людмила Фёдоровна
учитель химии

201 5год.

Урок - практическая работа «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»

 

Цель: Используя межпредметные связи, сформировать у учащихся

понимание перспективы применения знаний по химии, в том числе, в сфере

химии красок.

Развитие учебно-практических навыков.

Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к изучению

химии, расширение кругозора, развитие личности учащихся средствами

практической работы.

Закрепить знания о качественных реакциях неорганических соединений.

Задачи

обучающие: Изучить свойства железа и его соединений, применяя качественные

реакции на ионы Fe и Fe , научить сравнивать результаты опытов,

делать выводы и находить практическое применение.

развивающие: Продолжить развитие у учащихся основных приемов мышления

(умения анализировать, сравнивать, синтезировать), взаимосвязь

органов чувств с мыслительной деятельностью учащихся на уроке.

воспитывающие: Продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

эстетическое восприятие учебного материала.

I Мотивационный этап

Сообщение темы, цели, задач.

Эпиграф урока

Опыт!

Скажи, чем гордишься ты?

Что ты такое?

Ты плод ошибок и слез,

Силам потраченным счет.

Всюду: «Что нового?» слышишь,

Да вдумайся в старое прежде!

В нем для себя найдешь

Ты нового много!

А. Майков.

На экране или на доске эпиграф к уроку и изречение Леонардо да Винчи:

«Мне кажется, пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т. е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят через одно из пяти чувств…»

II Реализация цели

Химия – наука экспериментальная занимающаяся выделением природных и синтезом новых веществ. У Эдуарда Асадова есть стихотворение « Любовь, Измена и колдун».

Читаю отрывок:

И рявкнул старик: - Это что за война?!

Я вам покажу, как будить колдуна!

Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,

Я сплавлю вас вместе на все времена!

Схватил он Любовь колдовскою рукой,

Схватил он Измену рукою другой

И бросил в кувшин их, зеленый, как море,

А следом туда же – и радость, и горе,

И верность, и злость, Доброту, и дурман,

И чистую правду, и подлый обман.

Едва он поставил кувшин на костер,

Дым взвился над лесом, как черный шатер,-

Все выше и выше, до горных вершин.

Старик с любопытством глядит на кувшин:

Когда переплавится все, перемучится,

Какая же там чертовщина получится?

Кувшин остывает. Опыт готов.

По дну пробежала трещина,

Затем он распался на сотню кусков,

И… появилась женщина…

Представьте себе такую историю. Жил был художник один. Домик имел и

огромное количество лучших в мире красок. Но вот однажды закончились у него самые ходовые краски. Остались только пустые ведерки.

Очень расстроился художник. Как же теперь без красок. Но не беда!

Я думаю, вы, ребята, можете помочь художнику и самим получить краски.

Для этого вам необходимо проделать некоторые опыты.

Но задача химии – не только синтез веществ, но и изучение их свойств.

Проводя эксперимент нужно прогнозировать результат, хорошо знать, что необходимо для реакции и в каком количестве, чтобы не получилось, как у

колдуна в кувшине из стихотворения.

На столах учащихся инструктивные карточки и картина

(приложение 1 и 2).

Говорим о начальной гипотезе практической работы:

1. Свойства соединений железа зависят от степени окисления железа.

2. Соединения железа в степени окисления Fe+2 и Fe+3 обладают

одинаковыми свойствами.

Проверим после выполнения работы, какая из гипотез верна.

В инструктивной карточке найдите раздел ТБ и заполните его (прочитайте все пункты и отметьте галочкой те, которые требуют особого внимания (на практическом занятие, нагревать вещества мы не будем).

Далее по инструктивной карточке.

Итак, вы наполнили ведерки красками? МОЛОДЦЫ!

А теперь составьте для художника «рецепты» красок. Для этого заполните таблицу №2 (это задание можно дифференцировать)

А теперь возьмем картину и попробуем ее раскрасить, используя таблицу №1

Картины предварительно покрыть растворами железа Fe +2 и Fe+3. Напишите на фрагментах рисунка формулы катионов Fe +2 и Fe+3 и соответствующих анионов, при соединении которых получатся необходимые цвета.

Кто правильно определит катионы железа и анионы на них, картина окрасится в правильный реалистический цвет, а кто сделает ошибки, получит картину в псевдореалистическом течении или в стиле импрессионизма. Но вы, не должны получить неизвестно что, как у колдуна в кувшине. Тогда только реализм.

Закончили раскрашивать, отложили рисунки, взяли инструктивные карточки.

В конце работы найдите раздел «гипотеза» и подчеркните ту строку, которая подтвердилась.

Вывод: (формулируем кратко: качественные реакции на Fe и Fе, значение химии в практике – производство красок, межпредметные связи).

 

III Заключительная часть урока

Рефлексия:

Рефлексивный текст

Я узнал (а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

на уроке было над, чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы

в ходе урока, я получил(а) ответы.

На уроке я поработал(а) добросовестно

и цели урока достиг (ла ).

Такая практическая работа проходит интересно. Обучаущиеся с удовольствием работают на уроке, применяя полученные знания на практике.

Спасибо.

Инструктивная карточка № 1

Практическая работа №3

Тема: Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

Цель: Развитие учебно-практических навыков.

Оборудование: стаканы, кисти, палитра, Цветные карандаши.

Реактивы: хлорид железа, сульфат железа, гидрооксид натрия,

гексацианоферрат ( красная кровяная соль K Fe(CN) , гексацианоферрат

( желтая кровяная соль K Fe(CN) , роданид калия KCNS.

Содержание и ход работы.

Гипотеза: 1. Свойства соединений железа зависят от степени окисления железа.

2. Соединения железа в степени окисления Fe и Fe обладают

одинаковыми свойствами (доказанное подчеркнуть после выполнения работы).

Техника безопасности (поставить галочку на правилах, которые требуют

внимания на этой практической работе).

1. Работа с едкими веществами.

2. Работа с растворами.

3. Работа с нагревательными приборами.

4. Работа без спешки, аккуратность, внимание.

Ход работы:

Исследуйте, как изменится цвет некоторых растворов при смешивании их друг с другом.

Для этого добавьте к растворам солей Fe и Fe растворы щелочей, желтой кровяной соли и роданида калия (таблица №1).

С помощью цветных карандашей раскрасьте в таблице ведерки в соответствующий цвет. Обратите внимание, как изменится на воздухе цвет осадка, образовавшегося при сливании растворов, содержащих Fe и ОН.

катионы

анионы

ОН-

Fe(CN)-

Fe(CN)-

CNS-

Fe+2

       

Fe+3

       
         

Молодцы!

А теперь составьте для художника «рецепты» красок. Для этого заполните таблицу №2.

Уравнение реакций

Сокращенное ионное

Полное ионное

Молекулярное

Fe +2OH =Fe(OH)

   

3Fe + 2KFe(CN) = Fe Fe(CN)

   
   

4FeCl +3K Fe(CN) =

Fe Fe(CN) + 12 KCl

     
     

Напишите на фрагментах рисунка формулы катионов Fe или Fe и соответствующих анионов, а затем кистью раскрасьте реактивами рисунок.

Выводы:

 

Литература

Эдуард Асадов. Лирика / - М.: Эксмо, 2010.

Научно-методический журнал. Химия в школе №2 . 2004. Стр.65-66.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чуева Людмила Владимировна, 06.02.16 в 22:32 0Ответить Пожаловаться
В целом урок неплохой, но масса ХИМИЧЕСКИХ ошибок сразу снижает баллы:
1) Реактивы: хлорид железа, сульфат железа гидрооксид натрия,
гексацианоферрат ( красная кровяная соль K Fe(CN) , гексацианоферрат ( желтая кровяная соль K Fe(CN) (не указаны степени окисления железа, гидроксид ( а не гидрооксид), нет индексов)
2) Соединения железа в степени окисления Fe и Fe (какие степени окисления?)
3) Таблица №2 (нет индексов , зарядов)
ЭТО ХИМИЯ БЕЗ НИХ НЕЛЬЗЯ
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.