Практические достижения профессиональной деятельности учителя начальной школы на уроках окружающего мира

4
0
Материал опубликован 30 October 2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Саконская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского муниципального района

 

 

Тема: Использования технологии проектного обучения в начальной школе

 

Выполнил:

учитель начальных классов

МБОУ Саконская СОШ

Воскресенская Ирина Васильевна

 

 

С.Саконы

2015 год

 

Содержание

Визитная карточка

Тема творческой работы

Условия формирования личного вклада педагога в развития образования по данной теме

Актуальность личного вклада педагога по проектной деятельности

Теоретическое обоснование педагогического опыта.

Цель и задачи педагогической деятельности

Ведущая педагогическая идея

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования по данной теме

Диапазон личного вклада педагога в развитие проектной деятельности и степень её новизны

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые успехи в организации проектной деятельности

 

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Литература.

 

 

Визитная карточка

t1572466533aa.gif

Воскресенская
Ирина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ Саконская СОШ
Ардатовского района

с. Саконы
Нижегородской области

 

Моё педагогическое кредо:

 

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

 

Ребёнок от природы не имеет душевной лености, но любит самостоятельную деятельность, хочет всё делать сам

/К. Ушинский/

Условия формирования личного вклада педагога в развития образования по данной теме

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения.

Я работаю по программе УМК «Планета знаний». Обучение строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желание детей учится, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества.

В комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации урочной и внеурочной деятельности школьников.

Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему.

Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески (т.е. “учит учиться”).

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. А все эти задачи решает проектная деятельность.

4.Актуальность личного вклада педагога по данной теме

С начала моей педагогической деятельности основными методами работы были рассказ учителя, беседы с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили тексты.

С введением Образовательных стандартов нового поколения перед начальным образованием были поставлены новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

 

Мир, в котором мы живём, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Младшее поколение зачастую становится более приспособленным к новым условиям жизни. Однако учитель продолжает определять пути, по которым пойдет наша цивилизация.

Первостепенной задачей современного образования является не столько подготовка молодежи к будущему в плане «готовности работать», сколько в плане освоения ею новых жизненно необходимых навыков в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит, как я считаю, сегодня методу проектов или проектной деятельности.

 

5.Теоретическое обоснование педагогического опыта.

Начиная работать над темой «Проектная деятельность» мною были проанализированы литературные источники, которые помогли разобраться в сущности метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия (XX века) в США. Этот метод был разработан с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

А что такое учебный проект?

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. 

Модель учебного проекта

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

целеполаганию и планированию деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

  Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация - портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

Классификация проектов

По кол-ву

участников

По продолжи-

тельности

По характеру результата

По количеству предметов

индивидуальные

Мини-проекты

творческие

монопроект

парные

краткосрочные

исследовательские

межпредметный

групповые

Средней продолжи-

тельности

информационные

 

 

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует.

Преимущества персональных проектов:

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых проектов:

в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта

Классификации проектов по доминирующей деятельности учащихся Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Метод проектов целесообразно применять, если: 
-  Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). 
- Есть значимость результата (теоретическая, практическая). 
-  Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. 
 - Возможно структурирование (этапность) проекта. 
  Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 
 
Проектный метод направлен на … 
  Развитие критического мышления 
  Развитие творческого мышления
  Умения работать с информацией 
  Работать в коллективе
  Владеть культурой коммуникации

Этапы проекта
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 
6. Защита проектов. 
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Для каждого ученика я заранее готовлю памятку начинающему исследователю

- Выбери тему исследования 
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. 
 - Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. 
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. 
 - Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. 
 - Сделай выводы. 
 - Оформи результаты своей работы. 
-  Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования. 

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. 
  Перечень возможных выходов проектной деятельности

Видеофильм

 Выставка

 Газета

 Журнал

 Праздник

Статья

 Сценарий

 Учебное пособие

 Чертеж

Цель и задачи педагогической деятельности

Организуя, проектную деятельность я ставлю перед собой следующую цель:

Создать условия для развития самостоятельной деятельности каждого ученика, через использования метода проектов.

Реализации поставленной цели способствуют решению следующих задач:

Изучить теоретические, педагогические, психологические, методические литературные источники по данному вопросу;

Изучить теоретические основы новой технологии;

Найти наиболее приемлемую форму введения методов проектов;

Использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей моей деятельности является включение учащихся в самостоятельную деятельность, показ практического применения полученных знаний, создании необходимых оптимальных условий развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся посредством включения их в работу над проектно-исследовательской деятельностью.

Метод учебного проекта – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.


 

 

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования по данной теме

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. При этом структура деятельности учителя и ученика существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источник получения информации

Эксперементирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

Проектная деятельность помогает мне находить способы развития самостоятельности и индивидуальности детей, а детям проектная деятельность даёт возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной деятельности формируются следующие способности:

Видеть проблему. Анализировать сделанное – почему так получилось;

Ставить цели;

Составлять план коллективной , индивидуальной деятельности;

Проявлять инициативу при реализации идеи проекта

Вступать в диалог, отстаивать свою позицию.

 

 

 

 

Диапазон личного вклада педагога в развитие проектной деятельности и степень её новизны

Проектная деятельность реализуется при помощи классно-урочной и внеурочной формы обучения.

 

Диапазон:

Диапазон представленного опыта – система уроков, внеурочная работа. С целью распространения положительного аспекта опыта выступаю по данной теме на методических объединениях учителей начальных классов. Материалы размещаю на сайтах.

Новизна: 

Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности учащихся на основе проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей, организация совместной деятельности, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

Заинтересовавшись методом проектов, я решила попробовать применить его уже в первом классе. Этот метод предполагает самостоятельность детей, но в первом классе она ограничена. Поэтому собирать нужную информацию, выполнять некоторые проекты помогали родители. Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе работа над проектом велика и необходима. Родители не только делятся своим опытом, знаниями, умениями, но и сами получают удовольствие от совместной деятельности и создают условия для успеха своего ребёнка. В первом классе были выполнены детьми с помощью родителей индивидуальные проекты по различным предметам: окружающему миру, обучению грамоте, технологии.

В 1 классе нужно сначала научить выбирать тему проекта, помочь детям оформить проекты и их защитить, здесь используется индивидуальная работа с учащимися, все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Например, по завершении темы «Алфавит» дети выполнили несложные, но очень интересные творческие проекты:

Проект на тему: «Алфавит».

 

Цель проекта: закрепить звуки и буквы русского алфавита.

На первом этапе проектной работы была поставлена задача изготовления собственной азбуки.

На втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели ребята предложили сделать либо азбуку, либо что-то другое.

Третий этап коллективно не обсуждался, так как каждый участник держал идею своего проекта в тайне.

В реализации четвёртого этапа участвовали родители первоклассников: они поддерживали детей советом, помогали в оформлении.

На заключительном этапе состоялась презентация данных проектов. Дети загадывали друг другу загадки, разгадывали ребусы. У каждого присутствовала оригинальность представления буквы. Были сообщения на тему: «Моя любимая буква». Красочная «Фруктовая азбука» понравилась всем.

t1572466533ab.gift1572466533ac.gif t1572466533ad.jpg

 

 

Проект по теме: «Одежда».

 

Цель проекта: закрепить три аспекта значения одежды для человека: гигиенический, эстетический и профессиональный.

При презентации проектов ребята рассказали друг другу о национальных костюмах. Сделали альбомы, в которых презентовали коллекции модной одежды, коллекции одежды для людей разных профессий. А вот об одежде для кукол и говорить не стоит, тут фантазия била просто ключом. Девочки представили свои коллекции модной одежды для своих кукол. Всем очень понравилось презентовать свои коллекции.

t1572466533ae.jpgt1572466533af.jpgt1572466533ag.jpg

Проект по теме «Мои домашние питомцы»

Цель проекта: Обобщение и представление информации о домашних животных.

На уроках окружающего мира детей заинтересовала тема «Мои домашние питомцы». И мы решили создать проект на данную тему, в ходе которого дети рассказывали о своих питомцах одноклассникам, о том, какие у них повадки, как за ними ухаживать и как их воспитывать. И в конце проекта подвели итог об ответственном отношении к животным, которых приручили.

t1572466533ah.jpg

Проекты, выполненные детьми во втором классе.

 

Проект по чтению «Устное народное творчество».

 

Цель: обогащение представлений о фольклорных жанрах (пословицы, поговорки, колыбельные); формирование умения сочинять сказки, загадки, пословицы, делать творческий пересказ.

Задачи: привитие любви к произведениям устного народного творчества.

Обеспечение: художественная литература для внеклассного чтения по теме: «Устное народное творчество», просмотр

Вначале работы учащимся было предложено несколько тем:

1. выставки книг – произведения разных народов, разных жанров; выставки поделок, рисунков, связанных с содержанием фольклорного произведения .

2. конкурсы знатоков разных народных сказок, песен, загадок, поговорок, конкурс исполнителей народных песен.

3. Инсценирование сказок.

Когда тема выбрана, начинается сбор информации. Для этого дети посетили библиотеку, на уроке литературного чтения читали сказки, колыбельные песни разных народов, пословицы. На уроках музыки с детьми разучили ряд народных песен «Во поле берёза стояла», «Ах, вы, сени, мои сени», «Кукушечка» и другие. И, конечно же, дети обращались за помощью к родителям.

При выполнении проекта я планировала и контролировала ход деятельности учащихся. Просматривала с ребятами материал по подбору в конкурсах. Дети разучивали песни, проводили подвижные игры разных народов.

Итогом проекта стал праздник «В гостях у сказки». Ребята организовали выставки книг. В классе организовали выставку поделок и рисунков. Сказки учащиеся рассказывали, используя образные выражения, импровизировали, как настоящие артисты. Группой ребят был изготовлен кроссворд «В гостях у сказки». Увлекательно прошла викторина по чтению.

Таким образом, развиваются специфические умения и навыки (умение выбирать нужный материал для работы в книгах, энциклопедии; оформлять материал), развиваются навыки самостоятельности, коммуникативности, мыслительной деятельности. Воспитание толерантности, расширение кругозора.

t1572466533ai.gift1572466533aj.gift1572466533ak.gif

 

t1572466533al.jpg

Проект на тему « Жизнь леса».

 

Цель: познакомить учащихся с разнообразием живой природы, выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и некоторые взаимосвязи между ними, показать необходимость бережного отношения к живой природе.

Проекты были самыми разнообразными: это стенгазеты о жизни животных, о смешанных лесах ; иллюстрации с рассказом об охраняемых животных и растениях заповедника ; газета с изображением дерева, а на дереве листочки (на каждом листочке загадка); доклады «Ёжик», «Белка», «Хвойные деревья и кустарники», «Волки» ; поделки из природного материала «Смешанный лес».

t1572466533am.jpg

Большинство проектов, выполненных в первом и втором классах были подготовлены индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер, поэтому начиная со второго класса, я решила попробовать поработать в группах. Успешность работы в группах зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. В работе по формированию групп я использую различные варианты: группа по желанию, «случайная» группа, по теме работы или по уровню сложности. Для того, чтобы работа была плодотворной учу детей, как правильно выразить свою мысль, свою точку зрения. Кроме того вырабатываются правила работы в группе. Первым нашим групповым проектом был социальный проект «Цветок здоровья».

Цель проекта:

Вызвать интерес к проблемам укрепления своего здоровья.

Дать практические рекомендации по укреплению здоровья.

показать ребятам незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранять и укреплять его.

Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил здорового образа жизни. В процессе реализации проекта, дети разделились на группы. Первая группа провела анкетирование в 3-4 классах на тему «Значении физкультуры в жизни людей», вторая группа подготовила инсценировку на тему «Курить – здоровью вредить», третья группа написала сочинение на тему «Зачем нужно заниматься спортом?»

Защита проекта была в виде большого праздника здоровья.

 

Проекты, выполненные детьми в третьем классе

Проект по литературному чтению на тему «Басни»

Цель: обогащение детей знаниями о новом литературном жанре баснях; формирование умений выразительно читать басни и инсценировать; подбирать нужный материал по данной теме;

Задачи: привитие любви к новому литературному жанру.

Обеспечение: художественная литература для внеклассного чтения по теме: «Басни И.А.Крылова».

Вначале работы учащимся было предложено несколько тем:

1малая конференция;

инсценировка,

викторина.

Тема выбрана, начинается сбор информации. Для этого дети посетили библиотеку. Выбрали необходимую литературу. При выполнении проекта я консультировала детей и давала необходимые рекомендации.

Итогом проекта стала защита своих работ.

Проект по окружающему миру на тему «Сохраним мир живой природы»

Цель: Знакомство детей с Красной книгой;

Задачи: расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела;  развивать экологическое мышление, речь; воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

 

Вначале работы учащимся было предложено несколько тем:

Помощь растениям и животным;

Энциклопедия «Защита природы»,

 

 

Ежегодно мы оказываем помощь зимующим птицам. В рамках школы был  реализован проект «Помощь зимующим птицам».

Цель проекта: Помочь зимующим птицам

Задачи проекта:

Изучить литературу о зимующих птицах

Изготовить кормушки

Провести акцию «Поможем пернатым друзьям»

Провести наблюдения за поведением зимующих птиц

Найти интересную информацию о птицах, которые прилетают к нам зимой

Провести анкетирование обучающихся 2-4х классов с целью изучения отношения ребят к птицам

Составить памятку о том, как подкармливать зимующих птиц

 

Была сформулирована проблема: уменьшение численности зимующих птиц. В соответствии с этой проблемой ребята выдвинули гипотезу: увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.

С учетом гипотез были определены цели:

- совершенствование знаний школьников о птицах;

- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения.

Также поставлены задачи:

- создать птичьи столовые и кормушки;

- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;

- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы.

Работа началась со сбора и изучения материалов по теме проекта.

Разбившись на группы по интересам, ребята собирали материал: «Для чего нужно помогать птицам», «Какая помощь необходима птицам зимой», «Чем мы можем помочь птицам» и др.

Реализуя практическую часть проекта, мы на уроках труда и дома при помощи родителей смастерили 10 кормушек. Развесили их на территории школы, возле собственных домов. Следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм: крошки белого хлеба, сырые семечки, различные виды зерна. Для этого составили график подкормки птиц.

Перед окнами нашего класса тоже повесили несколько кормушек и вели наблюдение за птицами. На экскурсиях и прогулках выявляли внешние признаки птиц, живущих в округе, их повадки. При помощи наблюдений смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи.

На основании результатов исследования сделали вывод, подтверждающий нашу гипотезу: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке.

Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта. 

Работа над проектом еще раз подтвердила мою гипотезу: познавательная активность школьников повышается в процессе проектной деятельности.

 

Проекты, выполненные детьми в четвёртом классе

 

Работая в 4 классе, мы уже сделали несколько проектов: один из них групповой проект по литературному чтению «Авторские сказки».

Второй проект по окружающему миру «Природные зоны России»

Несколько интересных коллективных проектом мы сделали во внеурочной деятельности на кружке «Умелые руки»:

Дети с удовольствием принимали участие в коллективном проекте, каждый ребёнок мог похвастаться своим вкладом в творческую работу.

 

9.Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности.

В мае 20 12 года на одном из методических заседаний я показывала мастер- класс на тему « Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы, как основное требование ФГОС». Учителя выступали сами в роли учащихся и пробовали выполнить и потом защитить продукт своего проекта, работая по группам. Я показала основные этапы работы над проектом, работая в группе.

 

Мой опыт показывает, что использование проектного метода на уроках не вытесняет классно-урочную форму обучения, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.

 

10.Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые успехи в организации проектной деятельности

Результатом проекта являются личные достижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в которой является способность создавать, представлять и защищать свой собственный продукт (альбом, реферат, книжка, коллаж, коллекция, викторина, сказка, фотоальбом

 

Для оценки результативности актуального опыта использовалась диагностика по выявлению отношения учащихся к проектной деятельности, мотивов к самостоятельной деятельности и потребностей учащихся в педагогическом руководстве. Диагностика проводилась в 3 и 4 классах.

Как вы относитесь к проектной деятельности, которая проводится по разным предметам?

 

 

 

Положительно

Отрицательно

Безразлично.

2013-2014

64%

33%

3%

2014-2015

70%

27%

3%

 

2. Что вас привлекает в ней?

 

2013-2014

2014-2015

Возможность пополнять и углубить знания

20%

25%

Возможность проявить самостоятельность

10%

30%

Желание проверить свои знания

25%

30%

Желание получить отметку

15%

5%

Желание получить похвалу от родителей, учителей

30%

10%

 

3. Что вы выполняете с интересом?

 

2013-2014

2014-2015

Работа с учебником

15%

10%

Работа с доп. литературой

20%

25%

Подготовка презентаций

25%

25%

Защита проекта

20%

20%

 

Для определения готовности к проектной деятельности во втором классе были проведена педагогическая экспресс-диагностика, состоящая из 4 методик:

«Диагностика познавательной активности» (Методика «Таинственное письмо») Авторы Истратова О.Н., ЭскакустоТ.В.

«Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений» (Наблюдение за учащимися)

« Диагностика изучение уровня школьной мотивации» (Анкетирование). Автор Азарова Т.

« Диагностика уровня любознательности».(Анкетирование) Методика Юркевич В.С.

 

 

Входная диагностика была проведена в начале года. Результаты диагностики были следующими:

Познавательная активность – низкий уровень превышал высокий и составлял почти -32%

Коммуникативные умения были сформированы у трети класса на низком уровне

Школьная мотивация, как уровень любознательности у 10% ребят были низкими

 

Результаты помогли спланировать работу по организации проектной деятельности. В четвёртом классе была проведена повторная диагностика .Она показала рост всех характеристик на 10 – 20%. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов и проявляли больше самостоятельности в работе над проектами.

 

Гистограмма 1: « Диагностика познавательной активности».

 

( Методика « Таинственное письмо»)

t1572466533an.gif

Гистограмма 2: « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений»

 

( Наблюдение за учащимися)

 

t1572466533ao.gif

 

Гистограмма 3: « Изучение уровня школьной мотивации».

 

( Анкетирование)

t1572466533ap.gif

 

Гистограмма 4: « Диагностика уровня любознательности».

 

(Анкетирование)

t1572466533aq.gif

После работы над проектами была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 5 -10%. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов.

Вывод: В ходе проекта возрастают познавательные потребности младших школьников. Собственная практика расширяет кругозор ребенка, возрастает уровень любознательности. В ходе проектных работ развиваются специальные умения и навыки. Дети учатся мыслить, делать самостоятельные умозаключения.

В результате наблюдений за учащимися, опросов их и анкетирования можно сделать вывод, что отношения между детьми в классе улучшились, стали более дружескими. После выполнения проектов индивидуально, парами и группами дети стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время. Повысилась степень самостоятельности учащихся, инициативности. Некоторые дети проявили себя лидерами. В процессе групповых взаимодействий произошло развитие коммуникативных навыков. Выполняя проект, 80% учащихся обращались к учебникам и другой учебно - методической, научной литературе, словарям и справочникам.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Как сказали великие,

школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

 

 

 

Литература

1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. – №6.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Василовская Анна Ильинична,Метод проектов на уроках в начальной школе учитель начальных классовhttp: //festival.1september.ru/

4. Викторова И.А «Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе» //http://obrotdelstr.narod.ru/doc/

5. Воронцова А.Б. «Проектные задачи в начальной школе»Москва «Просвещение» 2011

6.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. – №6.

7.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2.

9.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нач шк. – 2000. – №7.

10.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нач шк – 2000. – №7.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.