12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Короткова Анна Алексеевна85
Россия, Самарская обл., Самара
0

Исследовательская работа на тему «Формирование профессиональных компетенции у будущего учителя начальной школы»

 

Исследовательская работа на тему


 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Секция: педагогика

Автор:

Короткова Анна Алексеевна

г.Самара.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ:


 


 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

1.1. Формирование профессиональных компетенций у учителей

начальных классов как педагогическая проблема………………….……..7

1.2 Изучение формирования профессиональных компетенций у учителей

начальных классов в условиях реализации ФГОС……….….….…….13

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций через систему профильного обучения………………………..……….……17

2.2. Разработка и внедрение программы профильной направленности на формирования профессиональных компетенций старшеклассников….…18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..….……..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………23


 


 


 


 

ВВЕДНИЕ

Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в течение нескольких последних десятилетий в России, не могли не коснуться и образования. Еще в конце XX – начале XXI столетий смена ценностных ориентиров повлекла за собой существенные изменения в межкультурных и социальных связях, наиболее серьезными и глобальными стали реформы в области отечественного образования, затронувшие интересы всех слоев населения.

Цели современного профессионального образования всё более соотносятся с развитием профессионально-личностных качеств выпускника школ.

В условиях новой образовательной парадигмы современным образовательным учреждениям необходим педагог, во-первых, знающий свой предмет в совершенстве, во-вторых, способный создавать все необходимые психолого-педагогические условия для развития и саморазвития личности ребёнка в поликультурной среде. В свою очередь, умение управлять процессом формирования личности ребенка предполагает способность самого педагога выстраивать конструктивные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса в ситуации многоконфессиональности и поликультурности. То есть, по существу, педагог должен быть «человеком мира» в меняющемся образовательном пространстве.

В современных психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется особенностям личности педагога, которая выступает как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура. Так, по убеждению профессора Н.В. Кузьминой, исследовавшей проблему профессионализма деятельности учителя от детского сада до высшей школы, именно в личности педагога заключены важнейшие психологические предпосылки успешности педагогической деятельности.

Особая миссия в образовательном процессе уготована учителю начальных классов, поскольку именно в младшем школьном возрасте возводится «фундамент» личности растущего человека.

Исследования отечественных учёных подтверждают, что от качества освоения основных видов подготовки при получении педагогической профессии зависит уровень становления общепрофессиональных компетенций. В их работах рассматриваются различные виды профессиональных компетенций учителя

Однако педагогическая практика требует большего количества разработанных мероприятий, программ обучения старшеклассников с подтвержденными результатами эффективности их реализации в практической деятельности по формированию компетенций.

Наличие противоречий в современной образовательной среде, требует изменения подходов к процессу профильной подготовки учащихся и делает актуальным исследование процесса формирования профессиональных компетенций старшеклассников

Проблема исследования: Каковы теоретические предпосылки и педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование профессиональных компетенций учащихся в системе профильной подготовки?

Цель исследования – исследовать процесс формирования профессиональных компетенций у старшеклассников через систему профильного обучение школьников.

Объектом исследования является процесс формирования профессиональных компетенций у учащихся.

Предмет исследования – формирование профессиональных компетенций учащихся через систему профильного обучение школьников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование профильного обучения старшеклассников в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов способствует эффективному формированию их профессиональных компетенций. Этот процесс будет более успешным, если:

выявить и обосновать содержание понятия «профессиональные компетенции», рассмотреть процесс формирования профессиональных компетенций как социально значимую проблему;

определить педагогические условия и инструментарий мониторинга процесса формирования педагогических компетенций в системе профильного образования;

с учетом выявленных педагогических условий формирования профессиональных компетенций разработать содержание профильного обучение по компетентности подготовке старшеклассников, через тренинги, круглые столы и т.д.

Исходя из цели и гипотезы, сформулированы задачи исследования:

- изучить понятие и специфику формирования профессиональных компетенций у учителей начальных классов;

- рассмотреть особенности формирования профессиональных компетенций у учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС;

- спроектировать диагностику по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций учащихся данного профиля;

- разработать тренинги, нацеленное на формирование профессиональных компетенций у старшеклассников и провести опытно-экспериментальную проверку его эффективности.

Теоретико-информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по теории общего и профессионального образования и формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов (Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, Г.М. Романцев, Л.Г. Семушина, Е.В. Ткаченко, В.В. Шалкин и др.); по деятельностному подходу (В.С. Безрукова, А.А. Вербицкий, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластёнин и др.); по системному подходу к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.С. Коган, Т.И. Шамова и др.); а также законодательство в сфере образования Российской Федерации, федеральные образовательные стандарты РФ, учебная и специальная литература по теме исследования, материалы публикаций в периодических изданиях, а также ресурсы сети Интернет.

Методологическую базу исследования сформировали следующие методы исследования:

- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и государственных федеральных образовательных стандартов по проблеме исследования;

- эмпирические методы: наблюдение и анализ компетенций учащихся; диагностические методы (опрос);

- экспериментальные методы: моделирование и проектирование педагогических технологий; эксперимент.

 


 


 


 


 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


 

1.1. Формирование профессиональных компетенций у учителей начальных классов как педагогическая проблема


 

В настоящее время одним из важных направлений формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачей образовательного учреждения при введении ФГОС как совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы.

Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определённых задач профессиональной и в непрофессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.

Несмотря на то, что при анализе видов и структуры профессиональных компетенций в исследованиях выделяются компоненты самой различной природы, большинство исследователей (А.К. Бондаренко, А.П. Егоршин, и др.) отмечают, что компетенция является интегративным образованием. Взгляды различных авторов на достижение интегративной профессиональной компетенции можно свести к трем позициям: согласно первой точке зрения (И.А. Зимняя, А.И. Новиков,и др.) необходимо выделить «ядро» компетентности, обозначаемое и как переносимые, ключевые навыки, которые являются непредметными, многофункциональными, междисциплинарными. Вторая позиция (С.Г. Вершловский, Т.М. Сорокина и др.) отражает интегративную сущность ППК на основе общепринятой в психологии структуры деятельности, в единстве совместного действия мотивационно-ориентировочного, исполнительного, контрольно-оценочного звеньев педагогического труда. Третья позиция (H.A. Аминов, М.Н. Карапетова и др.) заключается в поиске дополнительного системообразующего фактора структуры профессиональной компетенции, который будет создавать устойчивые связи между элементами.

Оценка профессиональной деятельности учителя начальной школы неоднозначна, к примеру, она может быть оценена с позиции различных подходов:

1. Педагог – современный специалист в области образования. При взгляде с такой точки зрения личность учителя включает в себя две составляющие – компетентность. Педагог начальной школы – учитель и воспитатель детей младшего школьного возраста. Педагог – носитель профессиональной педагогической культуры как интегративного личностного профессионально значимого образования, включающего пять компонентов, представленных в таблице 1:

Таблица 1 - Компоненты системы педагогической культуры будущего учителя начальной школы

Компоненты педагогической культуры

Характеристика деятельности педагога

Коммуникативный компонент

Открытость для общения и сотрудничества с учащимися на уроке и во внеурочное время

Конструктивный компонент

Организация деятельности школьников и собственной профессиональной деятельности

Перцептивный компонент

Умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения воспитанника, способность к сопереживанию (эмпатия)

Инновационный компонент

Потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск

Рефлексивный компонент

Осознание своей профессиональной деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития


 

Проанализировав качество реализации функции управления учебно-воспитательным процессом будущими учителями начальных классов, можно прийти к заключению, что одни успешно справляются с этой функцией и многие из них переходят на режим самоуправления (самоконтроля) Другие же испытывают значительные затруднения:

- в комбинировании педагогических задач и подборе соответствующих им актуальных образовательных, воспитательных и развивающих методик и технологий, управления этими процессами;

- в попытке преодолеть постоянно ощущаемый дефицит личного времени;

- в осмыслении цели своей профессиональной деятельности, ее соответствия личным потребностям и интересам;

- в освоении способов сaмоpeгуляции психических состояний в течение рабочего дня, после него, способов регуляции психических состояний учащихся;

- в самостоятельном и своевременном принятии решении (в выборе целеоpиентировaнных и однозначных, ситуативных или перспективных приоритетов) и т.д.

Необходимо отметить, что управленческая функция учителя настолько важна в осознании eе самим педагогом (чего, повторяем, пока нет в реальности на достаточном уровне), что без этого утрачивает смысл приоритетная цель его профессиональной деятельности – организация жизнедеятельности ученического коллектива, организация учебной деятельности каждого ребёнка.

Сдерживание одних мотивов деятельности и активизация других (нацеливание на преодоление противоречий и затруднений) есть момент управления волей воспитанника, его эмоциональным состоянием. Пpи этом сaм педагог находится в ситуации постоянного стpeссa (огромного множества волевых усилий), а потому он должен уметь своeвpеменно его снимать и у себя, и у детей (управлять состояниями мышечной системы организма).

Способность к самоуправлению, например, психическими состояниями и поведением, позволяющая оптимально действовать в сложных педагогических ситуациях (несложные ситуации в меньшей мере нуждаются в упрaвлении), в психологии называют способностью педагога к сaмoрегуляции .

Учитель, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентации ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Взаимодействие учителя с родителями оказывает серьёзное влияние на младшего школьника в период адаптации. Так же взаимодействие обусловлено социальными требованиями общества, которые всё больше требуют полноценного сотрудничества учителя с семьёй.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Психолого-педагогическая, нормативно-правовая и рефлексивная компетенции являются общепрофессиональными, т.е. необходимыми для всех педагогов.

Предметная и методическая компетенции относятся к разряду специальных компетенций, именно они обеспечивают выполнение специфических профессиональных обязанностей, характерных для учителя начальных классов и позволяющих отличить его от других педагогов.

Перечисленные компетенции тесно взаимосвязаны, образуя сложную структуру, а их содержание представляет собой требования к профессиональной деятельности учителя начальной школы.

Таблица 2 - Основные профессиональные педагогические компетенции будущего учителя начальных классов

Компетенции

Характеристика компетенций

Личностные

- активность в защите интересов учащихся;

- приверженность профессии;

- способность самостоятельно принимать решения;

- ориентация на целеполагание и целедостижение;

- психическая уравновешенность;

- гуманность;

- разносторонность личности;

- педагогическая рефлексия;

- педагогическая культура

Психолого-педагогические

- знания: методологические, теоретические, методические, технологические;

- умения: информационные, организаторские, коммуникативные, педагогической техники, прикладные;

- предметные компетенции

Предметно-творческие

- самостоятельное осмысление и творческий подход в решении педагогических задач;

- создание ситуаций, способствующих мотивации обучающихся;

- побуждение учащихся к творчеству;

- использование нетрадиционных способов, методов и техник в обучении;

- проведение опытно-экспериментальной работы;

- исследовательская деятельность

Методические

- целеполагания и планирования педагогической деятельности;

- самоконтроля;

- саморегуляции морально-волевых и иных психических состояний;

- эффективного управления собственным временем;

- самостоятельного и своевременного принятия решений;

- конструирования, проектирования и реализации эффективного учебно-воспитательного процесса;

- приемами скрытого управления сознанием учащихся


 

Таким образом, профессионал как целостная личность должен обладать совокупностью значимых профессионально-педагогических качеств, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовывать цели и задачи своей профессиональной деятельности.

Являясь практико-ориентированной, подготовка учителей начальных классов носит завершенный характер. Так, выпускник педагогического колледжа или вуза должен осуществлять свои профессиональные функции на уровне мастера.


 

1.2. Изучение формирования профессиональных компетенций у учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС

Для современного общества, наряду с набирающими силу процессами глобализации и модернизации, очевидна и тенденция к национально-культурной идентификации, стремление народов сохранить свою этническую самобытность. Мировая наука трактует данное явление как этническое возрождение, выдвигающее новые требования перед образованием. Образование, не учитывающее особенностей этнического самосознания, не может быть современным, следовательно, учебно-воспитательная работа с подрастающим поколением должна быть направлена на становление уникального жизненного стиля личности.

Образовательная деятельность требует от специалиста широких и глубоких познаний в разнообразных областях. Особенно это актуально для учителя начальной школы, преподающего школьникам целый ряд различных научных дисциплин. Следовательно, его общие познания должны вращаться в области языкознания, литературы, математики, естествознания, истории, изобразительного искусство, музыки. При этом имеется в виду не только владение содержанием учебной дисциплины, но и обширный кругозор, позволяющий проводить глубокий анализ разнообразных сторон окружающей действительности. Так, учителю необходимы знания о культурно-исторических объектах и традициях своего города, региона, он должен ориентироваться в культурно-исторических особенностях народов, населяющих регион, быть в курсе культурных событий.

Таким образом, следует выделить три показателя профессиональных компетенций учителя по общекультурному критерию:

- общая образованность и эрудированность;

- актуализация информированности в области культурных новинок;

- сформированная культура речи.

Содержание педагогического образования определяется как средство развития языковых, профессиональных, технологических и других компетенций, представляющих современную модель профессиональной деятельности учителя начальных классов. Программы обучающих семинаров по повышению квалификации учителей начальных классов проектируются на принципах логичности и интеграции исследовательской, учебной, проективной, практико-ориентированной деятельностей, отвечающих современному состоянию сегодняшней начальной школы и процессам модернизации системы образования в России в целом и в регионе в частности.

В последипломном профессиональном образовании учителя начальных классов необходимо учитывать и потребность самих учителей в гибком и мобильном образовании. Многоуровневое образование предоставляет им возможность познавать не только культурно-исторические традиции и ценности народов, проживающих в отдельных республиках СНГ, но и усваивать мировой опыт обучения и воспитания детей, общечеловеческие ценности, объединяющие учителей в единое профессиональное сообщество. Полученные знания и опыт в рамках региональных особенностей могут выступить определенным ограничителем в деятельности учителя, а усвоенные нормы и ценности не становятся ориентирами в меняющемся мире и сами подвергаются переоценке. В связи с этим требуется пересмотр содержания педагогического образования в системе многоуровневой подготовки учителя начальных классов на основе интеграции мирового опыта, мировых ценностей и региональных особенностей .

В связи с тем, что культурологические основания образования определяют поликультурную среду образования и развития личности, необходимо готовить учителя начальных классов нового типа, способного взаимодействовать с культурой, осваивать культуру, выступать носителем ценностей, образцом поведения определенной культуры и создавать новую культуру общения жизни в профессиональной среде и в системе отношений «учитель-учащийся».

Педагогическая деятельность определяется не только как способ самовыражения и самореализации, но, прежде всего, как способ деятельностного существования индивида. Для учителя начальных классов его деятельностное существование сопряжено с ценностями учителя, его компетенциями, которые направлены на становление компетенций и ценностей своего ученика. Учитель всегда ориентирован в своей деятельности на другую личность. Он утверждает ценность любого своего ученика. В этом проявляется глубинный смысл педагогической деятельности и гуманная ценность глобального образования. Развитие ценностных ориентаций современного учителя в условиях многоуровневого образования сопряжено с тем, что в процессе его деятельности предполагается не только взаимодействие с учащимся как субъектом деятельности, но и воздействие на поведение своего «Заслуженного Собеседника» - ученика. В этом случае учителю необходимо руководствоваться в поведении ценностными ориентациями «как осознанными субъектом основаниями оценивания объектов» (М.С. Каган). Поскольку учитель, по мнению В.А. Сластенина, выступает как «…активный субъект, реализующий в процессе профессиональной деятельности свой способ жизнедеятельности, как носитель педагогического сознания» , то его подготовка должна быть направлена на освоение компетенций, позволяющих ему синтезировать ценности различных культур, находить общие смыслы и значения в языковом и культурном многообразии. В силу того, что Россия представляет собой многонациональное государство, модернизация образования определяется системообразующим фактором и направлена на обновление содержания педагогического образования, которое определяется средством развития творческих способностей, самостоятельности и стремлением к самообразованию.

Поскольку именно этот аспект педагогической деятельности сегодня наиболее актуален.

В нашем исследовании понятие «профессиональная компетенция» представлено как динамическая сторона профессиональной подготовки будущего педагога, характеристика хода и перспектив его профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.

 


 


 


 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций через систему профильного обучения

Исходя из целей и задач исследования, мы определили цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности профессиональных компетенций у старшеклассников.

Проведение констатирующего эксперимента должно обеспечить первый этап формирования профессиональных компетенций учащихся: сбор информации о профессиональных компетенциях старшеклассников и уровне их сформированности, обработка, анализ полученных данных, диагноз (формулировка проблем) и прогноз (определение предполагаемых результатов).

Констатирующий эксперимент осуществлялся в два этапа:

1) диагностика профессиональных компетенций учащихся в рамках четырех групп: личностно-профессиональных, психолого-педагогических, предметно-творческих и методических;

2) выявление уровня сформированности профессиональных компетенций старшеклассников.

В рамках нашего исследования мы провели опрос, целью которого является: выяснить представление о профессиональной педагогической компетентности и ее составляющих ключевых, базовых и специальных компетенциях у старшеклассников. Результаты опроса показали, что представление о профессиональной педагогической компетенции у большинства учеников складываются адекватно, но не достаточно. При этом в процессе опроса выяснилось, что только20 % учащихся правильно обозначили ключевые компетенции. Верно, выделили базовые компетенции 10%, наибольшую трудность вызвало вычленение специальных компетенций. Только 30% учеников успешно справились с определением специальных компетенций. Однако 5,2% учеников затруднялись ответить на поставленные вопросы и не смогли выделить ключевые, базовые и специальные компетентности.

Такой результат порождает мысль о том, что необходимо усилить в образовательном процессе освоение базовых и специальных компетенций через тренинги, круглые столы, дни самоуправления в процессе обучения на основе профильного уровня.

Исходя из проведенной диагностики (опрос), был сделан вывод о том, что уровень личностных и профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов достаточно низок и требуются мероприятия по повышению уровня профессиональных компетенций.

2.2. Разработка и внедрение программы профильной направленности на формирования профессиональных компетенций старшеклассников

Опираясь на цели, задачи, гипотезу исследования и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цели и методику разработки программы профильной направленности на формирования профессиональных компетенций старшеклассников

Для формирования личностных и профессиональных компетенций учеников предлагается реализовать программу в системе профильной подготовки в МБУ «Школе № 94»


 


 

 

ПРОГРАММА

профильной направленности на формирования профессиональных компетенций старшеклассников

 

Содержание деятельности

сроки

1

Тренинг по формироваию личностных и профессиональных компетенции

сентябрь

2

Круглый стол «Предметно-творческие компетенции»

сентябрь

3

Проведение ученического самоуправления

октябрь

4

Ученический педагогический совет на тему «Умение проектировать самостоятельную деятельность детей в процессе обучения»

октябрь

5

Методические компетенции:

самостоятельное осмысление и творческий подход в решении педагогических задач;

создание ситуаций. способствующих мотивации обучающихся;

побуждение учащихся к жизнетворчеству;

использование нетрадиционных способов, методов и техник в обучении;

проведение опытно-экспериментальной работы;

исследовательская деятельность.

ноябрь

6

Мониторинг (опрос) учащихся

декабрь


 

По результатам выполнения программы профильной направленности на формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов в рамках нашего исследования мы провели опрос, который показал, что представление о профессиональной педагогической компетенции у большинства учеников повысился. При этом в процессе опроса выяснилось, что 70 % учащихся правильно обозначили ключевые компетенции. Верно, выделили базовые компетенции 86% старшеклассников, 65% учеников успешно справились с определением специальных компетенций.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствовали об эффективности проведенного эксперимента и целесообразности реализации программы обучения учащихся в системе профильного образования и подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.


 


 


 


 


 


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

В результате проделанной работы были реализованы следующие задачи:

1) была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования профессиональных компетенций учителей начальных классов и проанализирована степень ее разработки на современном этапе;

2) было изучено состояние системы профильной подготовки учащихся по организации обучающих программ в целях повышения личностных и профессиональных компетенций.

Таким образом, категория «профессиональная компетенция» рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит концептуальное осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития своеобразия социума (актуальные характеристики общественных явлений, особенности родительской группы и т.д.). Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности школьника. В исследовании понятие профессиональная компетенция трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.

Профессиональная компетенция рассматривается как явление постепенной профессионализации будущего педагога. При формировании системы предпрофильной и профильной подготовки необходимо учитывать и опыт действующих учителей с целью развития этнографической компетенции. Важно разработать систему методов изучения данного вопроса, одним из важнейших элементов которой может стать программа профильной подготовки учащихся.

Опираясь на цели, задачи, гипотезу исследования и учитывая результаты констатирующего эксперимента, были определены цели и методика разработки программы с целью формирования профессиональных компетенций.

В МБУ школе № 94 г.о. Тольятти реализация программы проводилось на территории образовательного учреждения.

Для проведения диагностики в процессе реализации контрольного эксперимента были повторно использован опрос, используемые на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствовали об эффективности проведенного эксперимента и целесообразности реализации программы профильной направленности на формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. Уровень сформированности профессиональных компетенций старшеклассников после прохождения обучающей программы семинара и тренингов значительно возрос.


 


 


 


 


 


 

Библиография;

1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. // Российская газета. - № 5976. – 31 декабря 2012г.

2. Андреев, В. А. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. А. Андреев. – М. : ИНФРА – М, 2007. – 608 с.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., А.Я.Данилюк. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. – М., 2004.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5. – С. 34-42.

5. Киргуева Ф.Х. Приоритетные направления подготовки учителя начальных классов по профилю бакалавр. // Педагогика и образование. Вестник Владикавказского научного центра. Том 8. № 4. – С. 47-50.

6. Нечаев М. П. Практика управления воспитанием в школе : практическое пособие. – М. : Аркти, 2009. – 329с.

7. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия, векторов развития. - М.: Омега-Л, 2007.

8. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эгвес, 2009.Очирова Е.В. Формирование этнокультурной компетентности студентов – будущих учителей начальных классов.// Вестник Калмыцкого Петровский А. В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. и др. Общая психология : учебник для студентов пед. ин-то

9. университета. – 2013. - № 7.- С. 32-36.

10. в. – М. : Педагогика, 2008. – 548с.

11. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2010. – 574 с.

12. Хоронько Л.Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования. – Ростов-на-Дону, 2004.

13. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. – 384 с.

14. Белогуров А.Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства / Интернет-Источник http://region.edu3000.ru/belogurov.htm

15. Ловецкий Г.И. Психолого-педагогические основы формирования региональной образовательной политики (на примере Калужской области). Автореферат диссертации. – М.: Институт педагогических инноваций РАО, 2005. / http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18959.php

16. Общая характеристика системы образования / Интернет-источник http://www.finekon.ru/obshhaja %20harakteristika.php

17. Профессиональная комптентность учителя начальных классов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: gtn.lokos.net ›www/zmk/natshsch20/kompet.doc


 


 


 


 

 

24

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.