Статья «Подготовка учителя начальной школы к профессиональной деятельности»
УДК 373.091.12
Подготовка учителя начальной школы
к профессиональной деятельности
В статье рассматривается понятие «профессиональная подготовка» и ее структура, анализируются различные подходы к определению сущности профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, компоненты профессиональной подготовки.
The article discusses the concept of the professional readiness" and its structure, analyzes different approaches to the definition of the professional readiness future teachers of elementary school.
Key words: professional readiness, professional activity, professional education components.
Одной из актуальных проблем сегодня стоит назвать модернизацию системы подготовки в вузах, которая пока не отвечает обновленным требованиям и не обеспечивает достаточный уровень формирования готовности учителей к педагогической деятельности. Важной проблемой остается поиск эффективных путей, обеспечение необходимых и достаточных условий для совершенствования процесса формирования педагога как высококвалифицированного специалиста, способного к творческой организации всех звеньев личностно ориентированного педагогического процесса, к самореализации, к выполнению нового социального заказа.
Подготовка учителя к профессиональной деятельности является сложной дефиницией, которая стала объектом многих научных исследований в философии, психологии, педагогике. Большое значение для решения проблем подготовки учителя к профессиональной деятельности имели фундаментальные исследования Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёнина, А. И. Щербакова. Особенности профессиональной подготовки учителя начальной школы раскрыты в исследованиях А. М. Алексюка, Н. Н. Бибик, В. И. Бондаря, С. У. Гончаренко, А. А. Дубасенюк, И. А. Зязюна, А. Н. Ивлевой, С. Н. Лысенковой, С. М. Мартыненко, А. Я. Савченко, Л. А. Хомич, Л. Л. Хоружая, М. М. Фицула, И. М. Шапошниковой и др. Однако педагогическая подготовка требует дальнейшего детального обоснования и анализа.
Будущий учитель является реализатором государственной политики по развитию и формирования будущего поколения, поэтому ему внимание должно быть наибольшим. От его подготовки зависит его профессионализм и качество профессиональной деятельности, а это не что иное как конечный результат формирования и развития личности молодого поколения, поэтому на современном состоянии развития национальной системы педагогического образования растут требования к подготовке учителя. Важное значение в личностном становлении будущего педагога приобретает собственно общепедагогической подготовки как составляющая всей системы профессиональной подготовки.
Боритко Н. М., как и большинство исследователей, определяет процесс профессиональной подготовки как ступенчатый. Он считает, что ступенчатость педагогического образования обусловливается его относительно дискретными этапами, которые представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании и деятельности, в образе профессионального «Я», в рефлексии, функциях и технологии их использования и выделяет три основные степени непрерывного образования педагога.
Первая ступень ‒ выбор профессии, когда происходит ориентация человека в мире профессий, предпочтение педагогической деятельности в качестве профессионального (на этапе допрофессионального образования), усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов педагогической деятельности, идентификация социальной роли учителя с определенной предметной областью науки, культуры (этап начальной профессиональной подготовки). Итогом этой степени непрерывного образования является осмысление педагогической деятельности как направленной на качественное преобразование ребенка, на «становление человеческого в человеке».
Вторая ступень ‒ самоопределения в профессии, овладение сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиск (в процессе студенческого исследования) и утверждения (в последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего содействие. Итог этой степени ‒ концептуальная позиция педагога-воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.
Третья ступень ‒ профессиональное саморазвитие, когда авторская концепция педагога реализуется в системе педагогической деятельности авторском опыте, образовательных программах, проектах, координирующих систему педагогических факторов). Процессы осмысления и осознания профессионально-педагогической деятельности происходят одновременно и в «точке их встречи» профессионально-личностная позиция педагога-воспитателя как ценностно-смысловая образование становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, утверждение профессиональной свободы и достоинства [1, с. 41].
Хомич Л. А., в связи с этим, выделяет следующие факторы новых подходов к подготовке учителя:
- социально-экономические, связанные с изменениями в общественном сознании и появлением новых ценностей в образовании, то есть преимущества саморазвития самовоспитания, самообразования над передачей знаний, умений и навыков; интересы личности имеют приоритетное значение по сравнению с учебными планами и программами;
- практические, возникшие вследствие социально-экономических преобразований в нашей стране, появления новых типов учебно-воспитательных заведений, кроме общеобразовательной школы; для них нужен новый учитель с целостным представлением о профессиональной деятельности; будущий учитель должен действовать самостоятельно, овладеть в процессе психолого-педагогической подготовки специальными умениями и навыками взаимодействия и общения;
- теоретические, обусловленные как социально-экономическими, так и практическими изменениями в развитии образования; педагогическое образование развивается по пути формирования у будущих педагогов целостного представления о своей профессиональной деятельности, потому большинство педагогических заведений в учебные планы включает интегрированные курсы психолого-педагогических дисциплин и на этой основе целенаправленно организует формирование профессионально важных качеств будущего учителя, его профессионального сознания и поведения, а также способствует развитию индивидуальности [6, с. 114].
Принято считать, что основными направлениями подготовки будущего учителя является комплекс методологических, педагогических, методических проблем, которые ставятся и решаются путем привлечения студентов высшей школы к практической педагогической деятельности, направленной на повышение уровня их профессионализма.
Педагогическая энциклопедия дает возможность установить сущностное содержание понятия «профессиональная подготовка» как «совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений» [4, с. 573].
Мы считаем, что наиболее полный анализ сущности профессиональной подготовки содержится в работе В. А. Семченко, где обосновывается правомерность её понимания как процесса профессионального становления будущих специалистов, необходимости включения студента в учебно-воспитательную деятельность [5, с. 4].
По мнению А. Н. Ивлиев, профессиональная готовность к педагогической деятельности учителя начальной школы ‒ это фундаментальное условие успешного выполнения функции организации эффективного учебного процесса младших школьников и результат профессионально-педагогической подготовки учителя [2, с. 10].
С. М. Мартыненко считает, что одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки учителя начальной школы является его подготовка к диагностической деятельности. Данная подготовка как целостная система строится на основе органического единства общего, особенного и индивидуального. Как общее ‒ она является составляющей профессиональной общепедагогической подготовки учителя; как особое ‒ имеет свою специфику, обусловленную особенностями и закономерностями учебного процесса; как индивидуальное ‒ отражает зависимость подготовки от личностных качеств учителя и уровня его профессионализма [3, с. 129].
Мы поддерживаем мысли ученых и определяем профессиональную подготовку учителя начальной школы как процесс овладения личностью жизненных компетенций, общенаучных, профессиональных знаний и умений для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Процесс подготовки будущего учителя на современном этапе можно условно разделить на следующие основные компоненты: общая подготовка методологически-развивающая), специально профессиональная (психолого-педагогическая, методическая) и личностная подготовка (самовоспитание личности будущего педагога, его самоопределения). Современный учебный план, который отражает содержание профессиональной подготовки будущего специалиста, предусматривает, что важное место в системе профессиональной подготовки учителей принадлежит дисциплинам психолого-педагогического цикла. Выделим отдельно общепедагогическую подготовку как элемент общей, специально-профессиональной и личностной подготовки будущего учителя. Результатом такой подготовки является овладение студентами определенного уровня содержательно-процессуальных и научных основ педагогической деятельности,
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности позволили утверждать, что на сегодняшний день проблема профессиональной подготовки учителя начальной школы является весьма актуальной, приоритетной и многоаспектным образованием. Педагогическая подготовка в вузах должна быть направлена на достижение главной цели обучения ‒ становления органической целостной системы, которая утверждает человека как высшую социальную ценность и обеспечивает общекультурное развитие личности будущего учителя.
Список использованных источников
Боритко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: [монография] / Н. М. Боритко; науч. ред. Н. К. Сергеева ‒ Волгоград: Перемена, 2001. ‒ 181 с.
Ивлиева А. Н. Критериально-ориентированное тестирование в системе формирования профессиональной готовности учителя начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Измаильский государственный педагогический институт. ‒ Измаил, 2001. ‒ 33 с.
Мартыненко С. М. Диагностическая деятельность будущего учителя начальных классов: теория и практика: Монография / С. М. Мартыненко. ‒ М.: Наука, 2008. ‒ 434 с.
Педагогическая энциклопедия / Гл. редактор Каирова А. И. ‒ М.: Сов. Энциклопедия, 1988. ‒ Т.3. ‒ 880 с.
Семченко В. А. Психологические основы процесса профессиональной подготовки студентов вуза: Учебное пособие / В. А. Семченко. ‒ Полтава, 1989. ‒ 86 с.
Хомич Л. А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Л. А. Хомич ‒ М .: Магистр-S, 1998. ‒ 201 с.