Предварительный просмотр презентации
Приемы для развития и активации познавательных процессов глухих учащихся на уроках Изобразительного искусства
Особенности развития познавательной сферы у глухих школьников Ощущения и восприятия Внимание Память Воображение Мышление Речевое развитие Зрительное восприятие развито значительно. Вибрационные ощущения развиты, выполняют важную компенсаторно-познавательную функцию. Осязательное восприятие развивается с задержкой. Статические ощущения нарушениями вестибулярного аппарата страдают до 70% глухих. Кинестетические ощущения нарушены, движения глухих по плавности, ритмичности, координированности отстают от нормы, страдает мелкая моторика рук, недостаточность речевой регуляции. Слуховое внимание не развито. Объем снижен, отличается истощаемостью и неустойчивостью, низкий темп переключения и распределения. Образная память развита лучше, чем словесная. Уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса. Игровые действия глухих стереотипны, однообразны, осуществляются по образцу, а не по лично придуманным сюжетам, часто они не могут использовать предметы-заместители, т.е. абстрагироваться от привычных, усвоенных ранее функций предмета. Преобладание наглядно-образного над словесно-логическим. Уровень развития словесно-логического мышления зависит от уровня развития речи. Словарный запас глухих является более ограниченным, чем у слышащих сверстников. В грамматическом оформлении речь глухих изобилует аграмматизмами.
Ощущения и восприятие При восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в их обычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим. Но, компенсаторно глухие учащиеся способны различать больше оттенков. Задания: -по восприятию произведений мастеров изобразительного искусства, виртуальные экскурсии в музеи; - на восприятие и различение формы и цвета, размера, положения в пространстве; -на этапе завершения урока сравниваем работу и полученный результат. образец
Внимание В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка); — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы). В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше) Задания: -обрати внимание; -Что дальше? -дорисуй;
Память Развитие словесной памяти глухих детей проходит ряд стадий (И.М. Соловьев). Для первой (I-III классы) характерен распространяющийся тип запоминания, т.е. прирост воспроизводимого материала от повторения к повторению. На этой стадии ребенок может вообще не понять текст, поэтому каждый его элемент выступает для него как рядоположный, а текст – как последовательность элементов. Для второй стадии (IV-VI классы) характерен охватывающий тип запоминания, при котором ребенок понимает и запоминает общий смысл текста и ключевые его слова, а в дальнейшем пополняет его недостающими элементами. Для третьей стадии развития словесной памяти (VII-VIII классы) характерно полное понимание и запоминание текста. Задания: -многократное повторение речевого материала на уроке, подкрепление наглядным материалом образов; -рисование по описанию, рисование по представлению; -поэтапная работа над образом : лепка+речевой материал, рисование+речевой материал; -на этапе подведения итога урока снятие опорных табличек;
Воображение Нарисуй эмоции Задачи коррекции развития воображения: - формировать умение иллюстрировать отдельные микротемы текста, представлять картинный план; - развивать способность прогнозировать начало либо завершение событий по данному его фрагменту (описанному или представленному образно); - формировать умение завершать неопределенный образ до полной идентификации; - развивать воображение при составлении рассказов по теме, по опорным словам; - развивать умение реализовать замысел в рисунке; - развивать способность представлять в лицах описанную ситуацию. определение Л.С. Выготского: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке».
Мышление Педагог должен заботится о формировании у глухих школьников нацеленности на включенность в деятельность и последующее воспроизведение, мотивированность. Школьники на уроке в качестве средств используются наглядные образы, пункты плана, слова, обозначающие группу каких- либо других слов, и другие опоры или, как их иначе называют, ключи, с помощью которых можно поникнуть в « кладовые» долговременной памяти. Картинки-небылицы, на которой нарисовано либо что-то не так, либо что-то лишнее. От ребенка требуется рассказать что. Задачи, где требуется дорисовать что-то. Е.Г. Речицкая усложняет эту задачу к школьному возрасту тем, что требуется дорисовать эмоции, выражения лиц. Задачи на складывание разрезанных фигур, сначала это одна фигура затем две и больше смешанных. Сложенные картинки следует назвать. Хорошая игра для развития осязания, как средства восприятия, и развития образного мышления – когда в мешочек кладутся игрушки и надо, нащупав игрушку, «сказать» что это, достать и показать всем.
Речевое развитие Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Задания: -многократное повторение речевого материала на уроке, подкрепление наглядным материалом образов; -рисование по описанию, рисование по представлению; -поощрение речевого сопровождения;