Практическое занятие по теме «Лексические ошибки и их исправление» I вариант

3
1
Материал опубликован Вчера в 14:25 в группе

Практическое занятие по теме «Лексические ошибки и их исправление» I вариант


Цель: обобщение и систематизация знаний и умений студентов по лексикологии.

Задачи:

1. Формировать понятие «лексические нормы».

2. Совершенствовать умения определять причины нарушения лексической нормы, типы лексических ошибок и исправлять их, совершенствовать навыки работы с лингвистическим материалом.

3. Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас студентов.

4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку, ценностное отношение к слову и его значению.



Упражнение 1. Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов) и запишите полученные словосочетания.


Утолить (голод, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (зайцев, волков), глубокая (юность, ночь), ранний (день, утро), оказать (впечатление, содействие), одержать (победу, поражение), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.


Упражнение 2. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании и запишите словосочетание.


(Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.


Упражнение 3. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность (плеоназм), и запишите их в исправленном виде.


1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4. Он принял решительное решение.

5. Люди должны взаимно уважать друг друга.

6. Я написал свою автобиографию.

7. Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.


Упражнение 4. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова (тавтология), замените их синонимами и запишите полученные предложения.


1.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.

2. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

3. Активисты активно участвуют в работе.


Упражнение 5. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках и запишите.


Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).

У девушки были влажные, (чувствительные — чув­ственные) губы.

В этот день я услышала много (обидных — обидчи­вых) слов.

Любой (поступок — проступок) заслуживает осуж­дения.

Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.

Студент быстро (усвоил — освоил) материал.

Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (винова­тым — виновным) видом.

Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.

В новых кварталах города находятся самые (высо­кие — высотные) дома.

(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.

(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.

Мы живем в одном доме, но на (разных — раз­личных) этажах.

В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.

На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.

Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).

Ему была (предоставлена — представлена) воз­можность поехать на юг.

Знаток во всем, он все же был (невежей — невеж­дой) в живописи.


Упражнение 6. Найдите в предложениях речевые ошибки, запишите их в исправленном виде и определите тип речевой ошибки.


1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

3. Наши воины свершили много геройских подвигов.

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор


Упражнение 7. Выпишите предложение, в котором допущена лексическая ошибка.

1. Полуграмотные, невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.

2. Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.

3. Воспитанного человека легко отличить от невежды.

4. Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.


Упражнение 8. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки. Рядом с предложением напишите тип ошибки.


1. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
2. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
3. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
4. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
5. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
6. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
7. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
8. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
9. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
10. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
11. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
12. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
13. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
14. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
15. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

Вчера в 16:44