Практическое занятие по теме «Лексические нормы» (для студентов 2 курса СПО)

5
0
Материал опубликован 12 October 2020

Конспект учебного занятия

преподавателя ООККиИ Проскуриной Веры Леонидовны

по дисциплине «Культура речи»

Дата проведения 26.11.2013

Время проведения 1 пара (8.30-10.05)

Курс 2 (ЭХТ, ТТ)

Форма обучения: по количеству - индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная), по времени и месту проведения – аудиторная.

Форма организации обучения: практическое занятие.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, лекция), практические (упражнения, выполнение заданий).

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (индивидуальные задания для промежуточного контрольного среза).

Оформление учебной доски: тема, схемы, таблица. Индивидуальные и групповые задания на карточках.

Тема «Лексические нормы».

Цель учебного занятия:

Задачи учебного занятия:

образовательная: усвоить понятие лексических норм, актуализировать изученные лексические категории и нормы других уровней системы.

развивающая: развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты; сформировать навыки употребления лексических норм; закрепить умения использовать теоретические знания на практике.

воспитательная: формирование языковой компетенции; формирование умения соотносить результаты своей работы с поставленными целями.


План учебного занятия

Организационный момент (1 мин)

Проверка домашней работы и опрос обучающихся (5 мин)

Мотивационный этап (4 мин)

Выполнение практических заданий (55 мин)

Контрольный срез (15 мин)

Проверка и оценка знаний обучающихся (3мин)

Задание на дом (3 мин)

Подведение итогов учебного занятия (3 мин)


















Ход урока

Время

Содержание

Методика проведения урока



Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


Организационный момент.


Взаимное приветствие.

Проверка наличия контингента обучающихся и готовности аудитории к учебному процессу.

Приветствие педагога

3 мин

2. Проверка домашней работы. Теоретический диктант:

Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка

Словарный запас языка

Словарный запас 1 человека

Слова одной части речи с одинаковым ЛЗ, но которые отличаются его оттенками и употреблением в речи

Слова одной части речи с противоположным ЛЗ

Слова одной части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по ЛЗ

Слова одной части речи, похожие по написанию и звучанию, но разные или частично по ЛЗ

Слова с одним ЛЗ

Слова с несколькими ЛЗ

Раздел лингвистики о происхождении слов

Опрос обучающихся


Устная работа


3. Мотивационный этап




По какому признаку эти слова можно разделить на несколько групп? (разные лексические пласты)
Терраса, собака, мама, берёза, ланиты, профессия, экватор, ворота, врата, юбка, буфет, туфли, медведь, волк, жалюзи, профессор, уста, планшет.

Сообщение, демонстрация


Мыслительная работа, устный ответ,

зрительное восприятие материала


4. Практическая работа. Выполнение групповых заданий (4 группы по 3-4 человека)




1) Речевая недостаточность и речевая избыточность.

1 группа: В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

2 группа: Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3 группа: Подчеркните избыточные слова. Разграничьте плеоназм и тавтологию.

1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. 2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 3. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы. 5. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других. 6. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 7. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину. 8. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

4 группа: Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности. Восполните недостающий компонент словосочетания.
1. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 2. Россия может выйти из переговорного взаимодействия по урегулированию в этом регионе, если не будут учитываться ее предложения и посреднические усилия. 3. С начала сезона это уже пятый раз, как он забивает. 4. Депутаты знают, что его власть истекает уже в июне. 5. Тогда у одного из ее авторов возникла мысль о передаче развлекательной и музыкальной. 6. У них вся концентрация вокруг личности президента. 7. Мы намерены идти навстречу и развивать сотрудничество. 8. Нам нужно найти точки соприкосновения и довести до результата. 9. Для закупок современного русского искусства у музеев недостает средств.

2) Системные отношения в лексике

1 группа: Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.
Дипломат — дипломант — дипломник.
Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами встал — стал вопрос… 2. Отчет представляется — предоставляется в двух экземплярах. 3. Актер играл главную — заглавную роль. 4. Девочка одела— надела маскарадный костюм. 5. Учитель провел — произвел опрос учащихся.

2 группа: Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения. А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в "Преступлении и наказании". 8. Она пришла в цветистом платье.

3 группа: В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях соответствующей стилистической окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.
Глаза — очи — гляделки — …
Обманывать— морочить— околпачивать…
Есть — кушать — уплетать — …
Вздор— ерунда— чепуха— …
Ругать — бранить — костерить — …

4 группа: Найдите ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
После тяжелого приступа больной начал отходить. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной.


3) Лексическая стилистика

1 группа: Найдите историзмы и архаизмы. Исправьте предложения, заменив их общеупотребительными словами.

1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды в Петербурге.

2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись.

3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни.

4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны покойные.

5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник с белым плюмажем и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

6. В Пьемонте карбонарии, друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

7. Мелькают тракты, версты, запыленные листы придорожных деревьев.

2 группа: Найдите в тексте неологизмы. Перепишите, определите причину их появления: а) появление новых реалий, б) стремление найти экспрессивную форму выражения, в) уточнение понятия, г) русификация.

Курить страсть хочется, но пришлось завязать. Пневматический гидростат в сложенном виде умещается в рюкзаке. Под водой он наполнятся воздухом и надежно защищает акванавтов. Прекрасный организатор веселых и вместе с тем интеллектуальных встреч, которые он называл междуусобчиками. У Кравцова экскаватор третью неделю загорает. Бегуны дали высокую оценку новому покрытию «спортану», которое только что поступило в распоряжение спортсменов. =

Ну, ребята, вместо шалашстроя будет нам блиндажстрой.

3 группа: Распределите слова в предложениях по группам: диалектные слова, профессионализмы, научные термины, жаргонизмы.

Мать с ухватом не сладится, нагибается низко, старый кот к махотке крадется на парное молоко. На основе научной классификации почв осуществляется пробное картирование почв. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. Я знаю, почему она сделала такой финш ушами. Шатун угробили. У него есть ладило – фуганок длиной больше, чем в два его роста.

4 группа: Определите фонетические и морфологические признаки иноязычных слов. Определите стилистическую группу этих заимствованных слов.

Вуаль, гектар, батальон, экипаж, бумеранг, бриджи, фальстарт, арфа, фокус, штанга, стеллаж, такси, беж, архив, маникюр.

Определите, к какой группе устаревших слов (архаизмам или историзмам) можно отнести данные слова.

Шелом, стрелец, пищаль, редут, братчина, смерд, холоп, боярин, знатный, бригадир, дабы, ликбез, втуне, буки, рцы.


Опрос











































Опрос, разъяснение заданий
































Опрос, разъяснение заданий












Устный ответ




Устная групповая работа с частичными записями, ответ 1 представителя

группы



анализ и оценка языкового материала с точки зрения его нормативности и коррекция.



















Устный ответ


Устная групповая работа с частичными записями, ответ 1 представителя

группы (другой ученик)




осуществление парной формы учебного сотрудничества.

















Устный ответ


Устная групповая работа с частичными записями, ответ 1 представителя

группы (другой ученик)











5. Контрольное задание по изученной теме, подобное групповым

Упражнения/ проведение самостоятельной работы

Самостоятельная работа в тетради.


6.Проверка и оценка знаний обучающихся.


Объективное оценивание уровня усвоенности ЗУН с указанием положительных моментов и ошибок в ответах/действиях с акцентом на дальнейшее их устранение/отработку



8.Подведение итогов учебного занятия.

Рефлексия:

1) Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2) Понравилась ли вам работа в парах? Почему? Как работать легче: в паре или индивидуально?

3) Оцените свое состояние с помощью пятибалльной шкалы.

Опрос по заранее составленному плану


Устная работа. Формирование анализа собственной учебной деятельности и самокоррекции.










ПРИЛОЖЕНИЕ. Индивидуальные контрольные задания (8 вариантов)

С данными словами-паронимами составьте словосочетания.
Бережный — бережливый, веский — весомый, выборный — выборочный, драматический — драматичный, жилищный — жилой, задерживать — сдерживать, эффектный —эффективный.

Найдите случай речевой избыточности. Подчеркните лишнее слово.
1. Козаков написал свою автобиографию год назад. 2. Прейскурант цен висел на стене. 3. В кинотеатре идет веселая комедия. 4. Внутренний интерьер дворца очень красив. 5. Актер сыграл бездомного бродягу. 6. Это аксиома, не требующая доказательств.


Употребите следующие слова в контекстах и определите явление, которое они иллюстрируют.
Простой, стекло, напасть, три, течь.
Стать, сорок, вина, семью, дали.


С данными словами-паронимами составьте словосочетания.
Изготовить — приготовить, мифический — мифологический, основание — обоснование, особый — особенный, подменить— заменить, представить— предоставить, романтичный — романтический,


С данными словами-паронимами составьте словосочетания.
Абонент— абонемент, боязно— боязливо, неприглядный — непроглядный, осудить — обсудить, цветной — цветовой, нетерпимый — нестерпимый, отборный — отборочный, усвоить — освоить, человечный — человеческий.

Устраните из высказываний устаревшие обороты, перестройте реплики согласно современному русскому языку.

- Ну, мое почтение, князь! Нам не по дороге…  А если оба мы виноваты, - казни меня, а не его, возьми душу мою за него… О, ради Бога, забудьте мое величество! Позвольте мне быть просто человеком, - я так счастлив тогда. (по Мережковскому Д. С.)


Подберите к устаревшим словам синонимы из современного литературного языка, определить типы устаревших слов.

Алкать, бедство, вежды, вельми, вития, глас, денница, десница, длань, дружество, един, зело, зеницы, зерцало, нощь, препятство, рыбарь.


Определите значение разового употребления слова в публицистическом стиле.

Покупатели отреагировали «ногами» и снизили процент посещаемости. Начинают сезон в мае и заканчивают в сентябре, не взирая на «бабушкины» наказы купаться только до начала августа. (из газет)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации