Практическое занятие по теме «Лексические ошибки и их исправление.» II вариант
Практическое занятие по теме «Лексические ошибки и их исправление.» II вариант
Цель: обобщение и систематизация знаний и умений студентов по лексикологии.
Задачи:
1. Формировать понятие «лексические нормы».
2. Совершенствовать умения определять причины нарушения лексической нормы, типы лексических ошибок и исправлять их, совершенствовать навыки работы с лингвистическим материалом.
3. Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас студентов.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русскому языку, ценностное отношение к слову и его значению.
Упражнение 1. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов) и запишите полученные словосочетания.
(Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал),
Упражнение 2. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании и запишите словосочетание.
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
Упражнение 3. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность (плеоназм), и запишите их в исправленном виде.
1. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
2. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
3. Все гости получили памятные сувениры.
4. Перед своей смертью он написал завещание.
5. Продолжительность занятий длится в течение часа.
6. Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.
7. Величина монумента поразила нас своим величием.
Упражнение 4. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова (тавтология), замените их синонимами и запишите полученные предложения.
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3.Герои-подпольщики вели себя героически.
Упражнение 5. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках и запишите.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент — абонемент).
После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное) вскармливание.
В этот день я услышала много (обидных — обидчивых) слов.
Давайте найдем в себе (скрытые — скрытные) резервы и доберемся до вершины.
Все вокруг привлекательно: и (близкие — ближние) и (далекие — дальние) холмы.
Студент быстро (усвоил — освоил) материал.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым — виновным) видом.
Мать приготовила (сытый — сытный) завтрак.
В новых кварталах города находятся самые (высокие — высотные) дома.
(Болотистый — болотный) ил является отличным удобрением.
(Соседний — соседский) кот важно прошел на кухню.
Мы живем в одном доме, но на (разных — различных) этажах.
В жаркий день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.
В квартире нужно было (провести — произвести) ремонт.
На поляне мы увидели высокий (земельный — земляной) холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная — бережливая).
Мой брат — человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые вещи.
Знаток во всем, он все же был (невежей — невеждой) в живописи.
Упражнение 6. Найдите в предложениях речевые ошибки, запишите их в исправленном виде и определите тип речевой ошибки.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Упражнение 7. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ? Запишите предложение в исправленном виде.
1) Фёдоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.
2) За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
3) До глубокой старости ветеран сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.
4) ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.
Упражнение 8 (доп). Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки. Рядом с предложением напишите тип ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
Ирина Владимировна Казарцева