Урок технологии в 5 классе «Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне»

6
0
Материал опубликован 15 July 2021
Технологическая карта урока


Класс: 5

Раздел: «Технология обработки пищевых продуктов».

Тема: «Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне»


Цели урока:


I. Предметные:


1.1. Способствовать формированию представлений учащихся о санитарно-гигиенических требованих к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды.

1.2. Способствовать формированию у уч-ся безопасных приёмов работы на кухне: правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком.

1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне;

1.4. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.


II. Личностные:


2.1. Способствовать развитию речи учащихся.

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством постановки проблемных вопросов.

2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.

2.7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

2.8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля.

2.9. Способствовать формированию качества рачительного хозяина.

III. Метапредметные:

3.1. Способствовать формированию самостоятельной постановки и формулировки темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, сози­дательном процессе.

3.3. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе.

3.5. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого.

IV. Профориентационные :


4.1. . Способствовать формированию знаний учащихся о профессиях общественного питания (мойщик посуды).

4.2. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности.

4.3. Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:


Материально-техническая база

- учебный кабинет;

Дидактическое обеспечение:

-Учебник. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич и др.] ; под ред. В.М. Казакевича. - М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

- информационные карты

Тип урока:

Урок общеметодологической направленности

Методы обучения:


- словесного сообщения;

-активные методы обучения;

- проблемно- поисковый метод (постановкой учителем проблемных вопросов, созданием проблемных ситуаций);

- обучающий контроль

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Словарная работа:

санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне;

.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I. Организаци-онный момент.

Цель этапа:

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

-активизация учащихся.



II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа:

-создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

- приветствие;

- настрой учащихся на работу:

*Для того, чтобы урок прошёл продуктивно, давайте настроимся на урок, настроимся друг на друга. Поскольку вы видите, что работа будет проходить в группах, поэтому в группах, как вы понимаете, вам придётся сотрудничать. В этой ситуации вам понадобятся такие личностные качества, как умение слушать, внимательность, тактичность. Ну что ж, партнёры по плечу, улыбнитесь друг другу. Отлично! Приступаем к работе.

t1626346355aa.jpg

*Проблемная ситуация.

-Ребята, сейчас я назову загадки, а вы постарайтесь их отгадать.


1) Следуя правилам этой науки,

Перед едой моем руки,

По выходным пылесосим жилье

И регулярно стираем белье.

Ответ: (гигиена)


2) В ней мы гостя привечаем,

С ним беседуя за чаем,

Но со множеством гостей

Мы общаемся не в ней.

Ответ: (Кухня)


-Хорошо, молодцы.

- Как вы считаете, почему именно эти загадки я выбрала?

- Догадались о чём пойдёт речь на уроке? (О соблюдении чистоты и гигиены на кухне)

- Верно, а теперь попробуйте сформулировать тему (формулировка темы). «Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне» (запись темы в рабочий лист).


- На уроке будем придерживаться следующего плана работы. Он записан у вас на рабочих листах. (доведение до учащихся плана урока)

План.

1. Санитария и гигиена на кухне.

2. Правила безопасной работы на кухне

3. Первая помощь при порезах и ожогах (план есть на рабочем листе).

-Опираясь на сформулированную тему и записанный план, постарайтесь назвать цели сегодняшнего урока.

(Ознакомиться с правилами санитарии, гигиены на кухне, освоить правила безопасного труда и как оказать первую помощь при травмах).

- Отлично!. Молодцы! Да, действительно сегодня на уроке речь пойдет о санитарии и гигиене на кухне , о правилах ухода за ней, правилах безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком.


Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание;

Формируемые способы деятель-ности:

формулирование собственных ожиданий.

Коммуни-кативные УУД

Осуществляемые действия:

слушание собеседника.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формируемые способы деятельности:

построение понятных для собеседника высказываний.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

выдвижение предположений о теме урока и т.д.взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Коммуникатив-ные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействуют с учителем во время опроса.

Формируемые способы деятельности:

продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

умение полно и точно выражать свои мысли.

Формируемые способы деятельности:

умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности:

слушают вопросы учителя;

отвечают на вопро­сы учителя:

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Формируемые способы деятельности:

формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса;

участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

Формируемые способы деятельности:

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

III. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа: -сформулиро-вать и со-гласовать цели урока; 

-организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала;

- зафиксировать причину затруднения у учащихся;

-организовать коррекционную работу по преодолению за-трудненений.

*Слово учителя:

Безукоризненная чистота и опрятность на кухне являются важнейшими условиями обеспечения высокого качества приготовления пищи. К чистоте на кухне предъявляются повышенные санитарные требования. Знание гигиенических норм и правил приготовления блюд позволяет сохранить здоровье человека.


-Девочки, давайте рассмотрим и запишем в рабочий лист основные понятия: Итак, 1) Гигиена- это наука о здоровье человека, изучающая влияние внешних факторов на человеческий организм. (записать в рабочий лист)

С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.

2) Санитария – это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.

- Девочки, мы ведем речь о соблюдении санитарии и гигиены на кухне. Давайте зачитаем в учебнике, стр.88, основные санитарно-гигиенические правила, которые необходимо соблюдать (зачитывают правила)

- При приготовлении пищи используется много разной посуды и инвентаря. Назовите виды кухонной утвари, которую использует хозяйка? (кастрюли, сковороды, столовая посуда и столовые приборы, бокалы, ножи , разделочные доски и др.). Все должно иметь специально отведённые места)

- А как правильно ухаживать за посудой? (мыть сразу после использования, сортировать, например, посуду со следами жира отделять от остальной, пригоревшую к посуде пищу перед мытьём надо отмачивать, чистую посуду поставить на сушку.)

- Какие моющие средства можно использовать?( соду, горчичный порошок, моющие средства разные)

-А какие приспособления используют? (губки, металлические мочалки, щётки)

- На кухне необходимо соблюдать не только санитарно-гиги-енические правила, но и правила безопасной работы с режущими инструментами, горячими жидкостями, электорприборами.

- Поэтому настало время перейти ко второму пункту плана. Работать над этим вопросом вы будете в группах. Не забывайте правила работы в команде.

Групповая работа

А приём групповой работы будет называться «Эксперты».


t1626346355ac.jpg

Темы для экспертных групп:

1 группа - Правила пользования электроприборами.

2 группа - Правила безопасной работы на газовых плитах.

3 группа - Правила безопасной работы с горячими жидкостями

(даётся 5 мин, затем идёт выступление экспертных групп: представитель каждой группы или можно расределить между членами группы).

-При подготовке вы опираетесь на материал учебника. (Можно подготовить информационные карты для каждой группы)


*Слово учителя: (перед выступлением уч-ся)

-При приготовлении различных блюд пищевые продукты проходят специальную тепловую обработку. Для этого используются нагревательные приборы: газовая или электрическая плита, микроволновка, электрочайник, пароварка и др.

Обращаться с нагревательными приборами надо очень осторожно, строго соблюдать правила безопасной работы. Давайте заслушаем группы.

*выступление экспертов или всех уч-ся группы, по очереди

1 группа Правила пользования электроприборами.

2 группа - Правила безопасной работы на газовых плитах.

t1626346355ad.jpg


Физкультминутка(см. Приложение)

*Слово учителя:

-Хозяйка на кухне работает с горячими жидкостями. Давайте заслушаем правила, которые подготовила третья группа.

3 группа - Правила безопасной работы с горячими жидкостями

*Проблемная ситуация!

-Что делать, если всё-таки не удалось избежать травмы? Как поступить в этой ситуации? Какова первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

(совместно с уч-ся называются варианты или заранее дать карточку двум девочкам и они зачитают)

        1) Порез. Обрабатать « рану» сначала кипяченой водой, потом  «перекисью водорода», затем  наложить повязку с помощью бинта.

        2) Ожог. Подставить место ожога сначала под холодную воду, потом приложить холодный влажный бинт, а затем  наложить противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки, но не тугую.

Личностные УУД












Познавательные УУД

















Регулятивные УУД


















Коммуникативные УУД





Осуществляемые действия:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме;

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации;

- развитие умения строить простые рассуждения.

Формируемые способы деятельности:

формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Осуществляемые действия:

осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению


Формируемые способы деятельности:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формирование умения слушать и понимать других;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме;

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса;

участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

формирование умения работать в парах, в группах.

Формируемые способы деятельности:

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.


Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Формируемые способы деятель-ности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Познавательные УУД










Коммуникативные УУД







Осуществляемые действия:

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

умение структурировать знания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез; их обоснование.

Осуществляемые действия:

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

IV. Включение в систему знаний и повторения.

Цель этапа:

-выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний;

-повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Ну что ж с работой вы справились. Молодцы! (если есть недочёты, указать на них)

- Для закрепления материала проведём небольшой блиц-опрос.

*Блиц-опрос «Верные и неверные утверждения»

Инструкция: Учитель быстро называет определение понятия, а учащимся предлагается быстро дать ответ. Ответ: «Верно» или «Неверно», если ответ неверный, то нужно дать правильный ответ. (на карточках, с одной стороны написано верно, с другой-неверно.)

При приготовлении пищи пользуйтесь только чистой посудой и инвентарем. (верно)

Используйте разделочные доски и инвентарь в строгом соответствии с их назначением. (верно)

Прикасаться к электроприборам мокрыми руками? (неверно)

Не оставлять электроприборы включенными, уходя из дома? (верно)

Использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками. (неверно).

Включать в розетку неисправные электроприборы? (неверно).

Не класть на плиту лишние предметы: прихватки, кухонное полотенце, ложки, ножи, спички и др. (верно)

Вытягивать шнур из розетки, держась за шнур? (неверно).

Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края. (верно)

Не оставлять зажженную газовую плиту без присмотра (верно)

-Отлично! Молодцы.

Регулятивные УУД







Познавательные УУД




- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.


V. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

-включить новый способ действий в систему знаний учащихся;

-тренировать в способности применять новый алгоритм действий.

- Девочки, сейчас записываем д/з

Параграф 8.3, стр.88-91, вопросы

*Также предлагаю задание творческого характера.

Проведите обзор рекламы моющих средств для мытья посуды. Подумайте, почему в буклете не пишут о недостатках моющих средств.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

отработка алгоритма по изученной теме;

творческая переработка изученной информации;

переработка (на основе анализа, на основе синтеза).

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

поиск и выделение информации;

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

VI. Подведение итогов урока учителем.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: -организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;--

-организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;-

-организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;


- Девочки, давайте подведём итоги урока.

- Какая основная мысль проходила красной нитью через весь наш урок? (на кухне необходимо соблюдать чистоту и порядок, а также быть осторожными, соблюдать правила т/б))


*Рефлексия

Ну а теперь попробуйте оценить свою деятельность на уроке. Для осуществления Приём «ХИМС»

Хорошо (эмоциональное состояние, настроение)

Интересно (что узнали) теперь я знаю

Мешало (что мещало)

С собой (чему научились) что возьму с собой, теперь я буду

Я очень благодарна вам за понимание, поддержку, активное участие. Я хочу, чтобы знания, которые вы сегодня получили, пригодились вам в жизни и чтобы вы никогда не попадали в неловкую ситуацию, а были всегда на высоте. Спасибо за урок! До свидания!

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности;

обобщение и систематизация знаний;

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока.

Формируемые способы деятельности:

формирование умений полно и точно выражать свои мысли.





Литература


Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.

Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.

Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.

5. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации /Автор-

сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2006. - 55 с.

6. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]:

методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.

7. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и

др.-5-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Ка

закевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. – М.: Просвещение, 2018.

8. Учебник. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /

[В.М. Казакевич и др.] ; под ред. В.М. Казакевича. - М.: Просвещение, 2019.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.