Урок технологии в 5 классе «Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне»
Класс: 5
Раздел: «Технология обработки пищевых продуктов».
Тема: «Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне»
Цели урока:
I. Предметные: | 1.1. Способствовать формированию представлений учащихся о санитарно-гигиенических требованих к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды. 1.2. Способствовать формированию у уч-ся безопасных приёмов работы на кухне: правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. 1.3. Способствовать запоминанию основной терминологии: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; 1.4. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания. |
II. Личностные: | 2.1. Способствовать развитию речи учащихся. 2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия строить аналогии, ставить и разрешать проблемы). 2.3. Способствовать развитию мотивационно-оценочного компонента учебной деятельности учащихся посредством постановки проблемных вопросов. 2.6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету. 2.7. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся. 2.8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд и проявлять навыки самоконтроля. 2.9. Способствовать формированию качества рачительного хозяина. |
III. Метапредметные:
| 3.1. Способствовать формированию самостоятельной постановки и формулировки темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности. 3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. 3.3. Способствовать формированию решения познавательных и коммуникативных задач: представлять информацию из различных источников, в том числе с помощью ИКТ; высказывать и обосновывать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. 3.4. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственному отношению к выполняемой работе. 3.5. Посредством выбора уровня заданий формировать адекватную самооценку; учить критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого. |
IV. Профориентационные : | 4.1. . Способствовать формированию знаний учащихся о профессиях общественного питания (мойщик посуды). 4.2. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в данной трудовой деятельности. 4.3. Воспитывать уважение к работающему человеку. |
Методическое оснащение урока: | Материально-техническая база - учебный кабинет; Дидактическое обеспечение: -Учебник. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич и др.] ; под ред. В.М. Казакевича. - М.: Просвещение, 2019. Дополнительная литература: - информационные карты |
Тип урока: | Урок общеметодологической направленности |
Методы обучения: | - словесного сообщения; -активные методы обучения; - проблемно- поисковый метод (постановкой учителем проблемных вопросов, созданием проблемных ситуаций); - обучающий контроль |
Формы организации познавательной деятельности учащихся: | - фронтальная; - индивидуальная; - групповая. |
Словарная работа: | санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; . |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |
I. Организаци-онный момент. Цель этапа: - настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний; -активизация учащихся. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: -создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | - приветствие; - настрой учащихся на работу: *Для того, чтобы урок прошёл продуктивно, давайте настроимся на урок, настроимся друг на друга. Поскольку вы видите, что работа будет проходить в группах, поэтому в группах, как вы понимаете, вам придётся сотрудничать. В этой ситуации вам понадобятся такие личностные качества, как умение слушать, внимательность, тактичность. Ну что ж, партнёры по плечу, улыбнитесь друг другу. Отлично! Приступаем к работе.
*Проблемная ситуация.
-Ребята, сейчас я назову загадки, а вы постарайтесь их отгадать. 1) Следуя правилам этой науки, Перед едой моем руки, По выходным пылесосим жилье И регулярно стираем белье. Ответ: (гигиена) 2) В ней мы гостя привечаем, С ним беседуя за чаем, Но со множеством гостей Мы общаемся не в ней. Ответ: (Кухня) -Хорошо, молодцы. - Как вы считаете, почему именно эти загадки я выбрала? - Догадались о чём пойдёт речь на уроке? (О соблюдении чистоты и гигиены на кухне) - Верно, а теперь попробуйте сформулировать тему (формулировка темы). «Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне» (запись темы в рабочий лист). - На уроке будем придерживаться следующего плана работы. Он записан у вас на рабочих листах. (доведение до учащихся плана урока) План. 1. Санитария и гигиена на кухне. 2. Правила безопасной работы на кухне 3. Первая помощь при порезах и ожогах (план есть на рабочем листе). -Опираясь на сформулированную тему и записанный план, постарайтесь назвать цели сегодняшнего урока. (Ознакомиться с правилами санитарии, гигиены на кухне, освоить правила безопасного труда и как оказать первую помощь при травмах). - Отлично!. Молодцы! Да, действительно сегодня на уроке речь пойдет о санитарии и гигиене на кухне , о правилах ухода за ней, правилах безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок и т.д. |
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д. | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: активное слушание; | ||
Формируемые способы деятель-ности: формулирование собственных ожиданий. | |||
Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия: слушание собеседника. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний. | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: выдвижение предположений о теме урока и т.д.взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. | ||
Формируемые способы деятельности: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. | |||
Коммуникатив-ные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействуют с учителем во время опроса. | ||
Формируемые способы деятельности: продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; умение полно и точно выражать свои мысли. | |||
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | |||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности: слушают вопросы учителя; отвечают на вопросы учителя: осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. | ||
Формируемые способы деятельности: формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам; формирование умения находить ответы на вопросы. | |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. | ||
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. | |||
III. Проблемное изложения нового знания Цель этапа: -сформулиро-вать и со-гласовать цели урока; -организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; - зафиксировать причину затруднения у учащихся; -организовать коррекционную работу по преодолению за-трудненений. | *Слово учителя: Безукоризненная чистота и опрятность на кухне являются важнейшими условиями обеспечения высокого качества приготовления пищи. К чистоте на кухне предъявляются повышенные санитарные требования. Знание гигиенических норм и правил приготовления блюд позволяет сохранить здоровье человека. -Девочки, давайте рассмотрим и запишем в рабочий лист основные понятия: Итак, 1) Гигиена- это наука о здоровье человека, изучающая влияние внешних факторов на человеческий организм. (записать в рабочий лист) С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению. 2) Санитария – это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм. - Девочки, мы ведем речь о соблюдении санитарии и гигиены на кухне. Давайте зачитаем в учебнике, стр.88, основные санитарно-гигиенические правила, которые необходимо соблюдать (зачитывают правила) - При приготовлении пищи используется много разной посуды и инвентаря. Назовите виды кухонной утвари, которую использует хозяйка? (кастрюли, сковороды, столовая посуда и столовые приборы, бокалы, ножи , разделочные доски и др.). Все должно иметь специально отведённые места) - А как правильно ухаживать за посудой? (мыть сразу после использования, сортировать, например, посуду со следами жира отделять от остальной, пригоревшую к посуде пищу перед мытьём надо отмачивать, чистую посуду поставить на сушку.) - Какие моющие средства можно использовать?( соду, горчичный порошок, моющие средства разные) -А какие приспособления используют? (губки, металлические мочалки, щётки) - На кухне необходимо соблюдать не только санитарно-гиги-енические правила, но и правила безопасной работы с режущими инструментами, горячими жидкостями, электорприборами. - Поэтому настало время перейти ко второму пункту плана. Работать над этим вопросом вы будете в группах. Не забывайте правила работы в команде. Групповая работа А приём групповой работы будет называться «Эксперты».
Темы для экспертных групп: 1 группа - Правила пользования электроприборами. 2 группа - Правила безопасной работы на газовых плитах. 3 группа - Правила безопасной работы с горячими жидкостями (даётся 5 мин, затем идёт выступление экспертных групп: представитель каждой группы или можно расределить между членами группы). -При подготовке вы опираетесь на материал учебника. (Можно подготовить информационные карты для каждой группы) *Слово учителя: (перед выступлением уч-ся) -При приготовлении различных блюд пищевые продукты проходят специальную тепловую обработку. Для этого используются нагревательные приборы: газовая или электрическая плита, микроволновка, электрочайник, пароварка и др. Обращаться с нагревательными приборами надо очень осторожно, строго соблюдать правила безопасной работы. Давайте заслушаем группы. *выступление экспертов или всех уч-ся группы, по очереди 1 группа Правила пользования электроприборами. 2 группа - Правила безопасной работы на газовых плитах. Физкультминутка(см. Приложение)
*Слово учителя: -Хозяйка на кухне работает с горячими жидкостями. Давайте заслушаем правила, которые подготовила третья группа. 3 группа - Правила безопасной работы с горячими жидкостями *Проблемная ситуация! -Что делать, если всё-таки не удалось избежать травмы? Как поступить в этой ситуации? Какова первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком. (совместно с уч-ся называются варианты или заранее дать карточку двум девочкам и они зачитают) 1) Порез. Обрабатать « рану» сначала кипяченой водой, потом «перекисью водорода», затем наложить повязку с помощью бинта. 2) Ожог. Подставить место ожога сначала под холодную воду, потом приложить холодный влажный бинт, а затем наложить противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки, но не тугую. | Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала Формируемые способы деятельности: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации; - развитие умения строить простые рассуждения. Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения восприятие, осмысление, запоминание учебного материала осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению Формируемые способы деятельности: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. формирование умения работать в парах, в группах. Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. |
| |||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. | ||
Формируемые способы деятель-ности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |||
Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. | |||
Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации Формируемые способы деятельности: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез; их обоснование. | ||
Осуществляемые действия: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |||
IV. Включение в систему знаний и повторения. Цель этапа: -выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний; -повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | - Ну что ж с работой вы справились. Молодцы! (если есть недочёты, указать на них) - Для закрепления материала проведём небольшой блиц-опрос. *Блиц-опрос «Верные и неверные утверждения» Инструкция: Учитель быстро называет определение понятия, а учащимся предлагается быстро дать ответ. Ответ: «Верно» или «Неверно», если ответ неверный, то нужно дать правильный ответ. (на карточках, с одной стороны написано верно, с другой-неверно.) При приготовлении пищи пользуйтесь только чистой посудой и инвентарем. (верно) Используйте разделочные доски и инвентарь в строгом соответствии с их назначением. (верно) Прикасаться к электроприборам мокрыми руками? (неверно) Не оставлять электроприборы включенными, уходя из дома? (верно) Использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками. (неверно). Включать в розетку неисправные электроприборы? (неверно). Не класть на плиту лишние предметы: прихватки, кухонное полотенце, ложки, ножи, спички и др. (верно) Вытягивать шнур из розетки, держась за шнур? (неверно). Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края. (верно) Не оставлять зажженную газовую плиту без присмотра (верно) -Отлично! Молодцы. | Регулятивные УУД Познавательные УУД | - принятие и сохранение учебной задачи, - структурирование знаний, |
V. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: -включить новый способ действий в систему знаний учащихся; -тренировать в способности применять новый алгоритм действий. | - Девочки, сейчас записываем д/з Параграф 8.3, стр.88-91, вопросы *Также предлагаю задание творческого характера. Проведите обзор рекламы моющих средств для мытья посуды. Подумайте, почему в буклете не пишут о недостатках моющих средств. | Познавательные УУД | Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме; творческая переработка изученной информации; переработка (на основе анализа, на основе синтеза). |
Формируемые способы деятельности: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; поиск и выделение информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. | |||
VI. Подведение итогов урока учителем. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: -организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;-- -организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;- -организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; | - Девочки, давайте подведём итоги урока. - Какая основная мысль проходила красной нитью через весь наш урок? (на кухне необходимо соблюдать чистоту и порядок, а также быть осторожными, соблюдать правила т/б)) *Рефлексия
Ну а теперь попробуйте оценить свою деятельность на уроке. Для осуществления Приём «ХИМС» Хорошо (эмоциональное состояние, настроение) Интересно (что узнали) теперь я знаю Мешало (что мещало) С собой (чему научились) что возьму с собой, теперь я буду Я очень благодарна вам за понимание, поддержку, активное участие. Я хочу, чтобы знания, которые вы сегодня получили, пригодились вам в жизни и чтобы вы никогда не попадали в неловкую ситуацию, а были всегда на высоте. Спасибо за урок! До свидания! | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний; учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока. |
Формируемые способы деятельности: формирование умений полно и точно выражать свои мысли. |
Литература
Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.
Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
Атаулова О.В., Кондракова Л.В. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ [Текст]: методические рекомендации/ под общей рекомендацией Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – С.87-101.
5. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации /Автор-
сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКиПРО, 2006. - 55 с.
6. Зарубина, В.В. Разработка основной образовательной программы ООО [Текст]:
методические рекомендации / В.В. Зарубина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 48 с.
7. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и
др.-5-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Ка
закевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. – М.: Просвещение, 2018.
8. Учебник. Технология. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /
[В.М. Казакевич и др.] ; под ред. В.М. Казакевича. - М.: Просвещение, 2019.