12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковальчук Эльмира Игоревна35

Согласовано РМК

Согласовано: Зам. Директора по УВР

Бюрекбаев Г.С.

Заведующая: Ашихина О.В.

Айткожина А. Ж.

 

______________________

______________________

______________________

«____»_____________ 2016 г.

«____»_____________ 2016 г.

«____»_____________ 2016 г.

     


 

Прикладной курс

«Основы гигиены и санитарии»


 

Направление: естественно-математическое

Класс: 10

Количество часов: 34

Учитель: Ковальчук Э.И.


 

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ

Пояснительная записка

Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.

Прикладной курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укре­пить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в ус­ловиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.

Предлагаемый прикладной курс носит обучающий, развиваю­щий и социальный характер. Он является необходимым для уча­щихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять при­чину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор про­фессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;

2) формировать осознанное отношение к своему здоровью;

3) научить применять полученные гигиенические знания в жиз­ни и практической деятельности;

4) использовать полученные знания для обеспечения безопас­ности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

историю санитарии и гигиены;

меры профилактики заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, покровных систем организма человека.

Уметь:

использовать полученные знания в быту при оказании помощи пострадавшим;

организовывать здоровый образ жизни.


 

Календарно-тематическое планирование прикладного курса

по биологии «Основы гигиены и санитарии»

10 класс. 34 часа. 1 час в неделю.

№№

пп

Название разделов и тем.

Всего часов

Сроки

 

I раздел. Введение

1

 

1.

Тема 1. Предмет и методы гигиены.

   
 

II раздел. История гигиены

2

 

2.

Тема 2. Санитарно- гигиеническая культура древнего мира и средневековья

   

3.

Тема 3. История гигиены в Казахстане

   
 

III раздел. Физическая активность и здоровье

2

 

4.

Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье

   

5.

Тема 5. Задачи физическо­го воспитания

   
 

IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний

2

 

6.

Тема 6. Инфекционные заболевания

   

7.

Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний

   
 

V раздел. Травматизм и его профилактика

3

 

8.

Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями

   

9.

Тема 9. Первая помощь при травмах

   

10.

Тема 10. Предупреждение травматизма

   
 

VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях

4

 

11.

Тема 11. Строение и функционирование сердечнососудистой системы

   

12.

Тема 12. Тренировка сердца и сосудов

   

13.

Тема 13. Функциональные сердечнососудистые пробы

   

14.

Тема 14. Знакомство с кардиографией

   
 

VII раздел. Гигиена дыхания

2

 

15.

Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания

   

16.

Тема 16. Гигиенические основы дыхания

   
 

VIII раздел. Гигиена питания

3

 

17.

Тема 17. Рацион и режим питания

   

18.

Тема 18. Заболевания органов пищеварения

   

19.

Тема 19. Понятие о диетотерапии

   
 

IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви.

2

 

20.

Тема 20. Кожа

   

21.

Тема 21. Закаливание. Гигиена.

   
 

X раздел. Нервная система и психическое здоровье

4

 

22.

Тема 22. Нервная система

   

23.

Тема 23. Стресс

   

24.

Тема 24. Поведение

   

25.

Тема 25. Психическое здоровье

   
 

XI раздел. Предупреждение вредных привычек

2

 

26.

Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом

   

27.

Тема 27. «Имя беды - нар котики» (пресс-конференция)

   
 

XII раздел. Гигиена труда

7

 

28.

Тема 28.Понятие о работоспособности

   

29.

Тема 29. Особенности учебной деятельности

   

30.

Тема 30. Выбор профессии

   

31.

Тема 31. Защита проектных работ учащихся

   

32.

Тема 32. Защита проектных работ учащихся

   

33.

Тема 33. Защита проектных работ учащихся

   

34.

Тема 34. Итоговое занятие

   


 

Содержание курса

Раздел I. Введение. (1 час)

Тема 1. Предмет и методы гигиены.

Гигиена как профилактическое направление медицины, изу­чающее влияние факторов природной среды, быта и труда на орга­низм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как при­кладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, фи­зиологией человека и другими науками.

Раздел II. История гигиены. (2 часа)

Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1час)

Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.

Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и ее влияние на санитарно-гигиеническую культуру сред­невековья.

Санитарное состояние населения Европы в период новой исто­рии. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Парке, Паттенкофер, Рубнер и др.).

Тема 3. История гигиены в Казахстане (1 час)

Санитарная культура казахского народа, традиции и обычаи казахов, связанные с соблюдением правил гигиены. Вклад ученых Казахстана в пропаганду знаний по гигиене и санитарии.

Совершенствование системы здраво­охранения в настоящее время. Вопросы здорового образа жизни в Посланиях Президента Народу Казахстана.

Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)

Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час)

Роль опорно-двигательной системы в физическом и психиче­ском развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни чело­века. Необходимость сочетания умственного и физического труда.

Лабораторная работа № 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.

Тема 5. Задачи физического воспитания. (1 час)

Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, вы­явление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирую­щие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.

Лабораторная работа № 2 . Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.

Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний.(2 часа)

Тема 6. Инфекционные заболевания. (1 час)

Микроорганизмы - возбудители болезней. Защитные силы ор­ганизма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных забо­леваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекцион­ного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровле­ние.

Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний. (1 час)

Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источ­ников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчиво­сти человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная по­мощь, уход за инфекционными больными.

Лабораторная работа № 3 Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.

Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)

Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час)

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.

Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, арте­риального кровотечений. Повязки, обработка ран.

Тема 9. Первая помощь при травмах.

Лабораторная работа № 4. (1 час)

Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморо­жениях I и III степени.

Тема 10. Предупреждение травматизма. (1 час)

Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохо­зяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.

Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечно­сосудистых заболеваниях. (4 часа)

Тема 11. Строение и функционирование сердечнососудистой системы. (1 час)

Особенности сердечнососудистой системы юношества. Заболе­вания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечнососудистую систему.

Тема 12. Тренировка сердца и сосудов. (1 час)

Лабораторная работа № 5. Рассматривание под мик­роскопом препарата сердечной мышцы.

Лабораторная работа № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.

Лабораторная работа № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кро­вообращения.

Тема 13. Функциональные сердечнососудистые пробы. (1 час)

Лабораторная работа № 8. Функциональные сердеч­нососудистые пробы.

Тема 14. Знакомство с кардиографией. (1 час)

Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.

Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 часа)

Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)

Физиологические тесты и функциональные дыхательные про­бы. Понятие о кислородном голоде.

Лабораторная работа № 9. Дыхательные функцио­нальные пробы: измерение времени максимальной задержки дыха­ния при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозиро­ванной нагрузки.

Тема 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)

Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация го­лоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохими­катами. Вредное влияние курения на органы дыхания.

Лабораторная работа № 10 . Санитарный анализ воз­духа в помещении. Изготовление простейших респираторов.

Раздел VIII. Гигиена питания. (3 часа)

Тема 17. Рацион и режим питания. (1 час)

Принципы рационального питания. Равновесие между энерги­ей, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиени­ческие требования к хранению и употреблению пищевых продук­тов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Лабораторная работа № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.

Лабораторная работа № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.

Тема 18. Заболевания органов пищеварения. (1 час)

Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гиперви-таминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на ор­ганы пищеварения.

Тема 19. Понятие о диетотерапии. (1 час)

Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пище­вых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика

заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Пере­чень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.

Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закалива­ние. Гигиена одежды и обуви. (2 часа)

Тема 20. Кожа. (1 час)

Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Про­филактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.

Лабораторная работа № 13 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.

Тема 21. Закаливание. Гигиена. (1 час)

Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных усло­вий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаж­дении организма.

Раздел Х. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа)

Тема 22. Нервная система. (1 час)

Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.

Тема 23. Стресс. (1 час)

Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов.

Тема 24. Поведение. (1 час)

Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реак­тивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведе­ния. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.

Тема 25. Психическое здоровье. (1 час)

Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение пере­живаний и конкретных действий. Психогигиена.

Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (2 часа)

Тема 26. Наркотики. (1 час)

Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового орга­низма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупрежде­ние развития пьянства и алкоголизма.

Тема 27. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция. (1 час)

Раздел XII. Гигиена труда. (7 часов)

Тема 28. Понятие о работоспособности. (1 час)

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причи­ны переутомления. Правильная организация труда.

Тема 29. Особенности учебной деятельности. (1 час)

Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие на­блюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активи­зация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.

Тема 30. Выбор профессии. (1 час)

Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Тем­перамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.

Тема 31. Защита проектных работ учащихся. (3 час)


 

Календарно-тематическое планирование

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

1

2

3

4

5

I раздел. Введение

1

     

Тема 1. Предмет и методы гигиены.

 

1

   

II раздел. История гигиены

2

     

Тема 2. Санитарно- гигиеническая культура древнего мира и средневековья

 

1

   

Тема 3. История гигиены в Казахстане

 

1

   

III раздел. Физическая активность и здоровье

2

     

Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье

 

0,5

0,5

 

Тема 5. Задачи физическо­го воспитания

 

0,5

0,5

 

IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний

2

     

Тема 6. Инфекционные заболевания

 

1

   

Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний

 

0,5

0,5

 

V раздел. Травматизм и его профилактика

3

     

Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями

 

1

   

Тема 9. Первая помощь при травмах

   

1

 

Тема 10. Предупреждение травматизма

 

1

   

VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях

4

     

Тема 11. Строение и функционирование сердечнососудистой системы

 

1

   

Тема 12. Тренировка сердца и сосудов

   

1

 

Тема 13. Функциональные сердечнососудистые пробы

   

1

 

Тема 14. Знакомство с кардиографией

     

1

VII раздел. Гигиена дыхания

2

     

Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания

 

0,5

0,5

 

Тема 16. Гигиенические основы дыхания

 

0,5

0,5

 

VIII раздел. Гигиена питания

3

     

Тема 17. Рацион и режим питания

 

0,5

0,5

 

Тема 18. Заболевания органов пищеварения

 

1

   

Тема 19. Понятие о диетотерапии

 

1

   

IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви.

2

     

Тема 20. Кожа

 

1

   

Тема 21. Закаливание. Гигиена.

 

1

   

X раздел. Нервная система и психическое здоровье

4

     

Тема 22. Нервная система

 

1

   

Тема 23. Стресс

 

1

   

Тема 24. Поведение

 

1

   

Тема 25. Психическое здоровье

 

1

   

XI раздел. Предупреждение вредных привычек

2

     

Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом

 

1

   

Тема 27. «Имя беды - нар котики» (пресс-конференция)

 

1

   

XII раздел. Гигиена труда

7

     

Тема 28.Понятие о работоспособности

 

1

   

Тема 29. Особенности учебной деятельности

 

1

   

Тема 30. Выбор профессии

 

1

   

Тема 31. Защита проектных работ учащихся

 

3

   

Тема 32. Итоговое занятие

 

1

   

Всего

34

27

6

1

Примерные темы проектных работ учащихся.

1. Инфекционные заболевания и их профилактика.

2. Первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях.

3. Система психофизического саморегулирования.

4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.

5. Анализ пригодности для питья природной воды.

Список литература

1. Агаджанян, А. Н. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.

2. Блум, Ф., Лейзерсон, А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. -М.: Мир, 1998.

3. Вольк, Р. Занимательная энциклопедия. - М.: Мир книги, 1999.

4. Губергриц, А. Я. Лечебное питание. - Киев, Высшая школа, 1985.

5. Дмитриева, Т. А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.

6. Кальченко, Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьни­ков. - М.: Просвещение, 1983.

7. Климов, Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспи­тания. - М.: Знание, 1986.

8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М.: Просвещение, 1984.

9. Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 1978.

10. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.

11. Ярыгин, Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003.


 


 

Приложение

опыт «нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.

Ход опыта:» две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90%-ного спирта.

Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. Во второй про­бирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не рас­творяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого на­рушаются структура и свойства белка, его функции.

Вопрос учащимся:

- Что же происходит с клетками организма, когда в них посту­пает алкоголь высокой концентрации?

Ответ:

- Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток и органов.

Опыт «обнаружение в табачном дыме кислот и никотина».

Цель опыта: дать учащимся представление о сложном со­ставе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, никотина.

Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась

часть никотина, образующегося при курении. Эти же вещества осе­дают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашен­ной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.

Вопрос учащимся:

- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?

Вывод: вы видите, что проблемы эти носят глобальный ха­рактер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Попу­ляризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в на­шей же стране количество курящих пока неуклонно растёт.



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.