Прикладной курс «Основы гигиены и санитарии»
Согласовано РМК |
Согласовано: Зам. Директора по УВР |
|
Заведующая: Ашихина О.В. |
Айткожина А. Ж. |
|
______________________ |
______________________ |
______________________ |
«____»_____________ 2016 г. |
«____»_____________ 2016 г. |
«____»_____________ 2016 г. |
Прикладной курс
«Основы гигиены и санитарии»
Направление: естественно-математическое
Класс: 10
Количество часов: 34
Учитель: Ковальчук Э.И.
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Пояснительная записка
Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Прикладной курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый прикладной курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
2) формировать осознанное отношение к своему здоровью;
3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
4) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
историю санитарии и гигиены;
меры профилактики заболеваний опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, покровных систем организма человека.
Уметь:
использовать полученные знания в быту при оказании помощи пострадавшим;
организовывать здоровый образ жизни.
Календарно-тематическое планирование прикладного курса
по биологии «Основы гигиены и санитарии»
10 класс. 34 часа. 1 час в неделю.
№№ пп |
Название разделов и тем. |
Всего часов |
Сроки |
I раздел. Введение |
1 |
||
1. |
Тема 1. Предмет и методы гигиены. |
||
II раздел. История гигиены |
2 |
||
2. |
Тема 2. Санитарно- гигиеническая культура древнего мира и средневековья |
||
3. |
Тема 3. История гигиены в Казахстане |
||
III раздел. Физическая активность и здоровье |
2 |
||
4. |
Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье |
||
5. |
Тема 5. Задачи физического воспитания |
||
IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний |
2 |
||
6. |
Тема 6. Инфекционные заболевания |
||
7. |
Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний |
||
V раздел. Травматизм и его профилактика |
3 |
||
8. |
Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями |
||
9. |
Тема 9. Первая помощь при травмах |
||
10. |
Тема 10. Предупреждение травматизма |
||
VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях |
4 |
||
11. |
Тема 11. Строение и функционирование сердечнососудистой системы |
||
12. |
Тема 12. Тренировка сердца и сосудов |
||
13. |
Тема 13. Функциональные сердечнососудистые пробы |
||
14. |
Тема 14. Знакомство с кардиографией |
||
VII раздел. Гигиена дыхания |
2 |
||
15. |
Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания |
||
16. |
Тема 16. Гигиенические основы дыхания |
||
VIII раздел. Гигиена питания |
3 |
||
17. |
Тема 17. Рацион и режим питания |
||
18. |
Тема 18. Заболевания органов пищеварения |
||
19. |
Тема 19. Понятие о диетотерапии |
||
IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. |
2 |
||
20. |
Тема 20. Кожа |
||
21. |
Тема 21. Закаливание. Гигиена. |
||
X раздел. Нервная система и психическое здоровье |
4 |
||
22. |
Тема 22. Нервная система |
||
23. |
Тема 23. Стресс |
||
24. |
Тема 24. Поведение |
||
25. |
Тема 25. Психическое здоровье |
||
XI раздел. Предупреждение вредных привычек |
2 |
||
26. |
Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом |
||
27. |
Тема 27. «Имя беды - нар котики» (пресс-конференция) |
||
XII раздел. Гигиена труда |
7 |
||
28. |
Тема 28.Понятие о работоспособности |
||
29. |
Тема 29. Особенности учебной деятельности |
||
30. |
Тема 30. Выбор профессии |
||
31. |
Тема 31. Защита проектных работ учащихся |
||
32. |
Тема 32. Защита проектных работ учащихся |
||
33. |
Тема 33. Защита проектных работ учащихся |
||
34. |
Тема 34. Итоговое занятие |
Содержание курса
Раздел I. Введение. (1 час)
Тема 1. Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел II. История гигиены. (2 часа)
Тема 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1час)
Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима. Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.
Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и ее влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.
Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Парке, Паттенкофер, Рубнер и др.).
Тема 3. История гигиены в Казахстане (1 час)
Санитарная культура казахского народа, традиции и обычаи казахов, связанные с соблюдением правил гигиены. Вклад ученых Казахстана в пропаганду знаний по гигиене и санитарии.
Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время. Вопросы здорового образа жизни в Посланиях Президента Народу Казахстана.
Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)
Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час)
Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.
Лабораторная работа № 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Тема 5. Задачи физического воспитания. (1 час)
Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.
Лабораторная работа № 2 . Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.
Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний.(2 часа)
Тема 6. Инфекционные заболевания. (1 час)
Микроорганизмы - возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.
Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний. (1 час)
Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.
Лабораторная работа № 3 Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)
Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час)
Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.
Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.
Тема 9. Первая помощь при травмах.
Лабораторная работа № 4. (1 час)
Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях I и III степени.
Тема 10. Предупреждение травматизма. (1 час)
Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.
Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. (4 часа)
Тема 11. Строение и функционирование сердечнососудистой системы. (1 час)
Особенности сердечнососудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечнососудистую систему.
Тема 12. Тренировка сердца и сосудов. (1 час)
Лабораторная работа № 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
Лабораторная работа № 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Лабораторная работа № 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.
Тема 13. Функциональные сердечнососудистые пробы. (1 час)
Лабораторная работа № 8. Функциональные сердечнососудистые пробы.
Тема 14. Знакомство с кардиографией. (1 час)
Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.
Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 часа)
Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)
Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Лабораторная работа № 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Тема 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Лабораторная работа № 10 . Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.
Раздел VIII. Гигиена питания. (3 часа)
Тема 17. Рацион и режим питания. (1 час)
Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Лабораторная работа № 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Лабораторная работа № 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Тема 18. Заболевания органов пищеварения. (1 час)
Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гиперви-таминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.
Тема 19. Понятие о диетотерапии. (1 час)
Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика
заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (2 часа)
Тема 20. Кожа. (1 час)
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.
Лабораторная работа № 13 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Тема 21. Закаливание. Гигиена. (1 час)
Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел Х. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа)
Тема 22. Нервная система. (1 час)
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.
Тема 23. Стресс. (1 час)
Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение. Предупреждение отрицательных последствий стрессов.
Тема 24. Поведение. (1 час)
Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.
Тема 25. Психическое здоровье. (1 час)
Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (2 часа)
Тема 26. Наркотики. (1 час)
Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
Тема 27. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция. (1 час)
Раздел XII. Гигиена труда. (7 часов)
Тема 28. Понятие о работоспособности. (1 час)
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.
Тема 29. Особенности учебной деятельности. (1 час)
Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.
Тема 30. Выбор профессии. (1 час)
Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.
Тема 31. Защита проектных работ учащихся. (3 час)
Календарно-тематическое планирование
Название разделов и тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Экскурсии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I раздел. Введение |
1 |
|||
Тема 1. Предмет и методы гигиены. |
1 |
|||
II раздел. История гигиены |
2 |
|||
Тема 2. Санитарно- гигиеническая культура древнего мира и средневековья |
1 |
|||
Тема 3. История гигиены в Казахстане |
1 |
|||
III раздел. Физическая активность и здоровье |
2 |
|||
Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье |
0,5 |
0,5 |
||
Тема 5. Задачи физического воспитания |
0,5 |
0,5 |
||
IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний |
2 |
|||
Тема 6. Инфекционные заболевания |
1 |
|||
Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний |
0,5 |
0,5 |
||
V раздел. Травматизм и его профилактика |
3 |
|||
Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями |
1 |
|||
Тема 9. Первая помощь при травмах |
1 |
|||
Тема 10. Предупреждение травматизма |
1 |
|||
VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях |
4 |
|||
Тема 11. Строение и функционирование сердечнососудистой системы |
1 |
|||
Тема 12. Тренировка сердца и сосудов |
1 |
|||
Тема 13. Функциональные сердечнососудистые пробы |
1 |
|||
Тема 14. Знакомство с кардиографией |
1 |
|||
VII раздел. Гигиена дыхания |
2 |
|||
Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания |
0,5 |
0,5 |
||
Тема 16. Гигиенические основы дыхания |
0,5 |
0,5 |
||
VIII раздел. Гигиена питания |
3 |
|||
Тема 17. Рацион и режим питания |
0,5 |
0,5 |
||
Тема 18. Заболевания органов пищеварения |
1 |
|||
Тема 19. Понятие о диетотерапии |
1 |
|||
IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. |
2 |
|||
Тема 20. Кожа |
1 |
|||
Тема 21. Закаливание. Гигиена. |
1 |
|||
X раздел. Нервная система и психическое здоровье |
4 |
|||
Тема 22. Нервная система |
1 |
|||
Тема 23. Стресс |
1 |
|||
Тема 24. Поведение |
1 |
|||
Тема 25. Психическое здоровье |
1 |
|||
XI раздел. Предупреждение вредных привычек |
2 |
|||
Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом |
1 |
|||
Тема 27. «Имя беды - нар котики» (пресс-конференция) |
1 |
|||
XII раздел. Гигиена труда |
7 |
|||
Тема 28.Понятие о работоспособности |
1 |
|||
Тема 29. Особенности учебной деятельности |
1 |
|||
Тема 30. Выбор профессии |
1 |
|||
Тема 31. Защита проектных работ учащихся |
3 |
|||
Тема 32. Итоговое занятие |
1 |
|||
Всего |
34 |
27 |
6 |
1 |
Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Инфекционные заболевания и их профилактика.
2. Первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях.
3. Система психофизического саморегулирования.
4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
5. Анализ пригодности для питья природной воды.
Список литература
1. Агаджанян, А. Н. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.
2. Блум, Ф., Лейзерсон, А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. -М.: Мир, 1998.
3. Вольк, Р. Занимательная энциклопедия. - М.: Мир книги, 1999.
4. Губергриц, А. Я. Лечебное питание. - Киев, Высшая школа, 1985.
5. Дмитриева, Т. А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.
6. Кальченко, Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983.
7. Климов, Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986.
8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М.: Просвещение, 1984.
9. Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 1978.
10. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.
11. Ярыгин, Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003.
Приложение
опыт «нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя».
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Ход опыта:» две пробирки налить по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90%-ного спирта.
Результат опыта: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
Вопрос учащимся:
- Что же происходит с клетками организма, когда в них поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ:
- Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток и органов.
Опыт «обнаружение в табачном дыме кислот и никотина».
Цель опыта: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, никотина.
Ход опыта: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. В фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась
часть никотина, образующегося при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
Вопрос учащимся:
- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?
Вывод: вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране количество курящих пока неуклонно растёт.