12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39551
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Правонарушения младших школьников: семья и школа

Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают,

и ты будешь в полной безопасности от них. Марк Аврелий

Аннотация:

В статье описываются причины правонарушений младших школьников в результате семейного воспитания и пути их решения.

Ключевые слова: правонарушения, семья, школьник, профилактика, внимание, гипоопека, гиперопека, учитель, «свод законов».

В условиях становления современного правового государства особую тревогу вызывает рост преступности среди детей, снижение возраста детей, совершающих правонарушения. Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними: кражи, грабежи, разбои, хулиганства и др. Противоправное поведение младших школьников чаще всего проявляется в агрессивности (драки, избиение, обзывательства, насмешки, унижения), присвоении чужого имущества (кражи), нарушении норм общественного порядка (употребление нецензурной лексики, мелкое хулиганство, порча общественного имущества), курении.

В связи с чем чрезвычайно актуальным является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и повышения эффективности их профилактики. В настоящее время данное направление работы выходит на общегосударственный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Правонарушение – виновное противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения: их противоправность, наличие вины, наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. В зависимости от характера правонарушения, степени его вредности и опасности для общества, а также от характера применяемых санкций за их совершение правонарушения подразделяются на преступления и проступки (по М. Н. Марченко).

Профилактика правонарушений – процесс достаточно сложный, длительный, требующий выявления основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними детьми и условий, благоприятствующих этому. Только на основе глубокого анализа совокупности причин и условий детской преступности необходимо строить всю систему профилактической работы.

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Особого вниманию требуют учащиеся, склонные к правонарушениям, которые так себя ведут в результате семейного воспитания.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить:

за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;

унижение друг друга членами семьи;

разводы и появление в доме нового члена семьи;

несправедливость и невыполнение обещания;

чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвёртая – неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.

Сегодня реальность говорит о том, что возраст детей, которые совершают правонарушения, помолодел. Младшие школьники, выросшие в сложной семейной ситуации, не имеют привычки работать, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны, у них так же отсутствуют коммуникативные умения и навыки. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо, в первую очередь, определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребёнок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины, приведшие к правонарушениям.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через эту стадию проходит практически каждый ребёнок, копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители.

Важнейшее значение имеет и нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие членов семьи друг к другу. Очень опасно, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых (так называемое воспитание по типу гипоопеки).

Причины гипоопеки могут быть разные. Это и пренебрежение родителями своими обязанностями, когда общение с приятелями, коллегами по работе приятнее, чем общение с собственным ребенком, и постоянные конфликты в семье. Но гораздо чаще причиной невнимания к детям со стороны родителей становится вполне, казалось бы, понятная — загруженность на работе.

Не менее опасен и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека, когда родители контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему ни малейшей возможности проявить свою самостоятельность. Привыкнув к постоянной опеке, ребенок становится подвластным любому влиянию, в том числе и отрицательному.

Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся.

Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущенность, т. е. несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений. Появляются проблемы в обучении, общении со сверстниками, учителем.

Учитель должен:

научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

учить уважать товарищей и взрослых;

развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Основной задачей в работе с детьми, которые склонны к правонарушениям, есть и остаётся тесное сотрудничество с семьёй и взаимопомощь.

«Свод законов», с помощью которых можно преодолеть трудности в воспитании ребёнка и предотвратить правонарушения:

Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно.

Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.

Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Притча о перевёрнутом камне

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя точно, подтверждает проблему отношений в семье. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарит мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».

Информационные источники

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы). М.ВАКО, 2005

https://scienceforum.ru/2017/article/2017038533?ysclid=lnpn5oud6t828706580

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/06/15/profilaktika-pravonarusheniy-u-mladshikh-shkolnikov

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Лупей Виктория Владиславовна, 14.10.23 в 19:10 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Фокина Лидия Петровна, 15.10.23 в 04:33 1Ответить Пожаловаться
Виктория Владиславовна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв.
Легоцкая Вера Сергеевна, 05.12.23 в 19:31 1Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, поздравляю с заслуженной победой!
Фокина Лидия Петровна, 06.12.23 в 15:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна.
Селиванова Галина Геннадьевна, 05.12.23 в 19:46 1Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, поздравляю Вас с заслуженной победой! полезная статья.
Фокина Лидия Петровна, 06.12.23 в 15:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Геннадьевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.