Урок русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (4 класс)
Презентация_к уроку
PPT / 937.5 Кб
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Сортавальского муниципального района
Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 6
Урок русского языка
в 4 «В» классе
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Андреенко Ирина Григорьевна
г. Сортавала, 2022 г.
Урок русского языка в 4 «В» классе
Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Цель: продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; учить определять спряжение глаголов
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
Планируемые результаты: ученики научатся определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Оборудование: учебник «Русский язык», автор Канакина, 4 класс 2 часть; презентация; проектор; компьютер; перфокарты; «анкеты»; листы с заданиями для групп.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков.
1.Организационный момент
Учитель:- Здравствуйте, ребята.
Учитель:- Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку».
- Что значит любить свою Родину? (Ответы детей)
Учитель:- Ребята, как вы думаете, человеку любящему свою Родину необходимо знать родной язык? Почему? (Ответы детей)
Учитель:- Русский язык неотъемлемая часть культуры. Сегодня мы продолжим с вами открывать тайны русского языка.
2. Актуализация знаний
Учитель:- Ребята, готовы к уроку? (Ответы детей)
Учитель:- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Учитель:- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята? (Нет).
Учитель:- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите…А теперь понятно? (Да).
Учитель:- Что объединяет слова второй группы? (Глаголы)
Учитель:- Какова же роль глаголов в речи? (Они делают речь ясной, понятной, богатой, живой)
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи
Минутка чистописания
СЛАЙД
Учитель:- Внимание на экран.
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
Учитель:- Скажите, что это за соединения? (Ответы детей)
Учитель:- Как называются эти окончания? (Личные окончания глаголов)
Учитель:– Почему они называются «личные»? (Глаголы изменяются по лицам.)
Учитель:- В каком случае пишутся окончания 1-й строки? (Когда глагол относится к 1 спряжению)
Учитель:- В каком случае пишутся окончания 2-й строки? (Когда глагол относится ко 2 спряжению)
Учитель:- Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.
Учитель:– Когда в написании личных окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда окончания безударные.)
Учитель:– Сегодня мы продолжим работать над темой «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».
СЛАЙД
Учитель:– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? (Ответы детей)
Работа с учебником: стр.98 - правило. Ученик вслух читает правило, учитель одновременно выносит на доску схему-алгоритм действий.
Учитель:- Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондентов, редакторов, корректоров. Согласны? (Ответы детей)
Учитель: - А где мы можем встретить людей этих профессий? (В издательстве)
СЛАЙД
Учитель:– А чем занимаются корреспонденты, редакторы, корректоры?
СЛАЙД
4. Повторение теоретических сведений о глаголе
Учитель: - Наши корреспонденты уже начали свою работу. Давайте послушаем, какой материал они собрали.
(Заранее подготовленные дети читают стихотворение о глаголе):
Ученик 1
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Ученик 2
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам глагол.
Он лицо имеет, время,
вид и спряжение.
Нам с тобой он служит.
С другими частями речи дружит!
Учитель:– Спасибо.
5. Работа по теме урока
1)Игра «Редактор»
Учитель:– А сейчас самое время поработать редакторами. Перед вами анкета. Для начала каждой фразы выберите продолжение. Внизу анкеты запишите слог, который стоит у выбранного вами варианта продолжения.
СЛАЙД
(Учитель раздает каждому «анкету» с вопросами в виде тестов с теоретическими сведениями о глаголе. При правильном выполнении должна «высветиться» ключевая фраза «Заруби на носу»)
«Анкета»:
1. Глагол-это часть ...
речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? КИ
речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? ЗА
речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? СИ
2. Глаголы изменяются по...
временам, лицам и числам РУ
падежам, числам и родам ЛЯ
Временам, падежам и числам ТЕ
3. Спряжение-это...
изменение глаголов по лицам и родам МЯ
изменение глаголов по лицам и числам БИ
изменение глаголов по временам и числам ШУ
4. Спрягаются только глаголы в ...
настоящем и прошедшем времени ВЫ
прошедшем и будущем времени ОТ
настоящем и будущем времени НА
5. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?
на форму глаголов настоящего времени) РЯ
на форму глаголов прошедшего времени НО
на форму глаголов будущего времени ДЫ
6. Глагол в предложении чаще является ...
подлежащим КРО
дополнением ЧА
сказуемым СУ
2) Работа над лексическим значением фразеологических оборотов. Упражнение в подборе глагольных форм и правописании безударных личных окончаний
Учитель:- Если вы соедините выбранные слоги, то у вас должна получиться «ключевая» фраза. Назовите её. («Заруби на носу»).
СЛАЙД
Учитель:- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему?
Учитель:- Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
Учитель:- Очень часто журналисты используют в своих статьях фразеологические обороты.
Учитель:- Запишите в тетрадь столбиком фразеологизмы, которые вы услышите в предложениях.
Учитель диктует, учащиеся записывают в тетради в столбик услышанные фразеологизмы.
Бабушки на лавочке чешут языком.
Лиса, ты ловко обведёшь вокруг пальца колобка.
Дети, вы витаете в облаках.
Прикусим язык и послушаем своих одноклассников.
(Дети записывают фразеологизмы. Проверка – слайд.)
СЛАЙД
Чешут языком –
Обведёшь вокруг пальца –
Витаете в облаках –
Прикусим язык –
Учитель:- Выделите у глаголов окончания, определите у них лицо и число.
Учитель:- А теперь давайте запишем во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе. Выделите у них окончания.
(Ученики выходят к доске, записывают глаголы, выделяют окончания. Если ученик ошибся, обращаемся к схеме на доске)
(Во втором столбике напротив фразеологизмов дети записывают подобранные глаголы: болтают, обманешь, мечтаете, замолчим)
Учитель:– Ребята, вы согласны с одноклассниками?
Учитель:- Скажите, пожалуйста, написание какого личного окончания не вызвало вашего затруднения? (« -им»)
Учитель:- Почему? (Окончание « -им» - ударное)
Учитель:- Какие же действия необходимо выполнить, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола?
(Учащиеся проговаривают правило из учебника (стр.98), опираясь на схему, составленную на доске в начале урока.)
Учитель:- А какие ещё орфограммы в личных окончаниях глаголов нам встретились?
(Ь во 2 лице ед.ч.; буква «е» на конце «-ете».(2лицо ед.ч./ 1 спр.)
Учитель:- Найдите среди фразеологизмов фразеологизмы-антонимы.
(Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»)
Учитель:- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.
6. Закрепление изученного материала
1.Упражнение в определении спряжения глагола, воспринятого на слух (работа с перфокартой)
Учитель:- Ой, ребята, на двери издательства установили кодовый замок и не сможем туда попасть, пока не разгадаем шифр.
Учитель:- Давайте заполним «окошки», поставив крестик в правильном месте:
| г | л | а | г | о | л |
Спряжение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | | | | | | |
II | | | | | | |
(Учитель диктует глаголы, а дети расставляют крестики в нужных строках таблицы-перфокарты)
Учитель: чистим, погуляешь, держите, растопят, учим, нарисуете
Учитель:- Если вы всё сделали правильно, то у вас должен получиться следующий ключ.
(Учитель показывает образец на слайде).
СЛАЙД
Учитель:- Ребята, скажите, а встретились ли глаголы-исключения? («Держите»)
2.Физкультминутка
(Дети встают и выполняют движения)
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать вы начните.
3. Товарищеская встреча по футболу между командой девочек и командой мальчиков.
СЛАЙД
Учитель:- Предлагаю провести товарищескую встречу по футболу между командой девочек и командой мальчиков.
Учитель:- Условия игры: записать все глаголы, которые вы услышите в репортаже. Выделить у глаголов окончания.
Мы ведём репортаж из 4 класса. Сегодня встречаются 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Судья бросает мяч на игровую площадку и игра начинается. Максим ведёт мяч к воротам девочек. Мяч кружится у самых ворот, но девочки храбро защищают свои ворота. Инга сильным ударом посылает мяч на середину поля. Вика подаёт Кате, но Дима перехватывает мяч. Следует сильный удар! Ещё минута и мяч влетит в ворота противника. Даша не зевает! Она головой отбивает мяч и попадает в Никиту. Никита гонит мяч к воротам девочек, но тут доносится судейский свисток. Игра заканчивается.
ПРОВЕРКА
Учитель:- Команды по очереди называют глагол и его окончание. Не заметили глагол – значит, пропустили гол!
Учитель:- Найдите 1 лишний глагол. Объясните свой выбор. (Гонит- глагол-исключение или влетит – глагол будущего времени).
7. Закрепление
Дифференцированная работа по закреплению пройденного материала
Учитель:- Что ж, продолжаем работу. Я предлагаю поработать в группах: корректоры и редакторы. Корректоры будут исправлять чужие орфографические ошибки. Редакторы получают задание – вставить подходящие по смыслу глаголы, озаглавить статью.
(Учащиеся делятся на группы по 4 человека и получают листы с заданиями. Выполнив задания, группы прикрепляют свои листы на доску. Проверка.)
Задание для «корректоров»
Исправь ошибки. Выдели окончание у глаголов. Подпиши спряжение глаголов.
Приходет радостная весна. Исчезаит последний снег в лесу. Лес просыпаится после зимнего сна. В синем небе кружет стайка птиц. Светлеит туманная даль. С неба смотрет на тебя весеннее солнце.
Задание для «редакторов»
Вставь подходящие по смыслу глаголы. Подпиши спряжение глаголов, выдели окончание.
Ярче ……..солнце. Оно скоро ……….снег. В ближайшее время ……….река. На днях ….. первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты ………по полю и …….. ярким синим небом.
Слова для справок: вскро..тся, свет..т, любу..шься, прилет..т, растоп..т, ид..шь
8. Самооценка деятельности на уроке
Учитель:- Мы заканчиваем нашу работу.
Учитель:- Ребята, начертите в конце работы на полях две вертикальные линии: шкалу трудностей и шкалу интереса.
Учитель:- Поставьте знак “плюс” на шкале трудностей:
-вверху, если вы хорошо поняли тему
-в середине линии, если есть вопросы по теме;
-внизу, если вопросов по теме много.
Учитель:- Поставьте знак “плюс” на шкале интереса:
- вверху, если на уроке всё было интересно;
- в середине линии, если на уроке не всё понравилось;
- внизу, если урок был неинтересный.
(Дети работаю со шкалой трудностей и интереса)
Учитель:- Кто хочет поделиться впечатлениями?(Ответы детей).
Учитель:- Я благодарю всех за работу на уроке.
9. Выставление отметок.
Учитель:- Урок окончен.
Учитель:- Домашнее задание: повторить правило в учебнике на странице 98, подобрать по пять глаголов 1-го и 2-го спряжения с безударным личным окончанием.
10