12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина26


Презентация_к уроку
PPT / 937.5 Кб

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сортавальского муниципального района

Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 6





Урок русского языка

в 4 «В» классе

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»















Подготовила и провела

учитель начальных классов

Андреенко Ирина Григорьевна















г. Сортавала, 2022 г.

Урок русского языка в 4 «В» классе

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цель: продолжить формировать знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

1) образовательные: формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; учить определять спряжение глаголов
2) развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.

Планируемые результаты: ученики научатся определять спряжения глаголов, писать безударные личные окончания глаголов.
Оборудование: учебник «Русский язык», автор Канакина, 4  класс 2 часть; презентация; проектор; компьютер; перфокарты; «анкеты»; листы с заданиями для групп.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
2) формирование  мотивации к обучению и познанию;
3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
4) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков.





































1.Организационный момент

Учитель:- Здравствуйте, ребята.

Учитель:- Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку».

-  Что значит любить свою Родину? (Ответы детей)

Учитель:- Ребята, как вы думаете, человеку любящему свою Родину необходимо знать родной язык? Почему? (Ответы детей)

Учитель:- Русский язык неотъемлемая часть культуры. Сегодня мы продолжим с вами открывать тайны русского языка.


2. Актуализация знаний

Учитель:- Ребята, готовы к уроку? (Ответы детей)

Учитель:- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Учитель:- Спинки, тетради и ручки, парты, улыбку. Вы меня поняли, ребята? (Нет).

Учитель:- Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите…А теперь понятно? (Да).

Учитель:- Что объединяет слова второй группы? (Глаголы)

Учитель:- Какова же роль глаголов в речи? (Они делают речь ясной, понятной, богатой, живой)


3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи

Минутка чистописания

СЛАЙД

Учитель:- Внимание на экран.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят











Учитель:- Скажите, что это за соединения? (Ответы детей)

Учитель:- Как называются эти окончания? (Личные окончания глаголов)

Учитель:– Почему они называются «личные»? (Глаголы изменяются по лицам.)

Учитель:- В каком случае пишутся окончания 1-й строки? (Когда глагол относится к 1 спряжению)

Учитель:- В каком случае пишутся окончания 2-й строки? (Когда глагол относится ко 2 спряжению)

Учитель:- Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

Учитель:– Когда в написании личных окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда окончания безударные.)

Учитель:Сегодня мы продолжим работать над темой «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

СЛАЙД

Учитель:Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? (Ответы детей)


Работа с учебником: стр.98 - правило. Ученик вслух читает правило, учитель одновременно выносит на доску схему-алгоритм действий.


Учитель:- Я предлагаю вам представить себя в роли корреспондентов, редакторов, корректоров. Согласны? (Ответы детей)

Учитель: - А где мы можем встретить людей этих профессий? (В издательстве)

СЛАЙД


Учитель: А чем занимаются корреспонденты, редакторы, корректоры?

СЛАЙД



4. Повторение теоретических сведений о глаголе

Учитель: - Наши корреспонденты уже начали свою работу. Давайте послушаем, какой материал они собрали.

(Заранее подготовленные дети читают стихотворение о глаголе):

Ученик 1

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.

Ученик 2 

Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам глагол.

Он лицо имеет, время,

вид и спряжение.

Нам с тобой он служит.

С другими частями речи дружит!

Учитель:– Спасибо.


5. Работа по теме урока

1)Игра «Редактор»

Учитель:– А сейчас самое время поработать редакторами. Перед вами анкета. Для начала каждой фразы выберите продолжение. Внизу анкеты запишите слог, который стоит у выбранного вами варианта продолжения.

СЛАЙД


(Учитель раздает каждому «анкету» с вопросами в виде тестов с теоретическими сведениями о глаголе. При правильном выполнении должна «высветиться» ключевая фраза «Заруби на носу»)


«Анкета»:

1. Глагол-это часть ...

речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? КИ

речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? ЗА

речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? СИ

2. Глаголы изменяются по...

временам, лицам и числам РУ

падежам, числам и родам ЛЯ

Временам, падежам и числам ТЕ

3. Спряжение-это...

изменение глаголов по лицам и родам МЯ

изменение глаголов по лицам и числам БИ

изменение глаголов по временам и числам ШУ



4. Спрягаются только глаголы в ...

настоящем и прошедшем времени ВЫ

прошедшем и будущем времени ОТ

настоящем и будущем времени НА



5. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?

на форму глаголов настоящего времени) РЯ

на форму глаголов прошедшего времени НО

на форму глаголов будущего времени ДЫ





6. Глагол в предложении чаще является ...

подлежащим КРО

дополнением ЧА

сказуемым СУ




2) Работа над лексическим значением фразеологических оборотов. Упражнение в подборе глагольных форм и правописании безударных личных окончаний

Учитель:- Если вы соедините выбранные слоги, то у вас должна получиться «ключевая» фраза. Назовите её. («Заруби на носу»).

СЛАЙД

Учитель:- Никому не стало страшно от такой просьбы? Почему?

Учитель:- Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)

Учитель:- Очень часто журналисты используют в своих статьях фразеологические обороты.

Учитель:- Запишите в тетрадь столбиком фразеологизмы, которые вы услышите в предложениях.


Учитель диктует, учащиеся записывают в тетради в столбик услышанные фразеологизмы.


Бабушки на лавочке чешут языком.

Лиса, ты ловко обведёшь вокруг пальца колобка.

Дети, вы витаете в облаках.

Прикусим язык и послушаем своих одноклассников.

(Дети записывают фразеологизмы. Проверка – слайд.)

СЛАЙД


Чешут языком –

Обведёшь вокруг пальца –

Витаете в облаках –

Прикусим язык –

Учитель:- Выделите у глаголов окончания, определите у них лицо и число.

Учитель:- А теперь давайте запишем во второй столбик глаголы, близкие по значению к фразеологизмам, в том же лице и числе. Выделите у них окончания.


(Ученики выходят к доске, записывают глаголы, выделяют окончания. Если ученик ошибся, обращаемся к схеме на доске)


(Во втором столбике напротив фразеологизмов дети записывают подобранные глаголы: болтают, обманешь, мечтаете, замолчим)

Учитель:– Ребята, вы согласны с одноклассниками?

Учитель:- Скажите, пожалуйста, написание какого личного окончания не вызвало вашего затруднения? (« -им»)

Учитель:- Почему? (Окончание « -им» - ударное)

Учитель:- Какие же действия необходимо выполнить, чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола?

(Учащиеся проговаривают правило из учебника (стр.98), опираясь на схему, составленную на доске в начале урока.)


Учитель:- А какие ещё орфограммы в личных окончаниях глаголов нам встретились?

(Ь во 2 лице ед.ч.; буква «е» на конце «-ете».(2лицо ед.ч./ 1 спр.)

Учитель:- Найдите среди фразеологизмов фразеологизмы-антонимы.

(Среди записанных фразеологизмов есть такая пара «чешут языком» и «прикусим язык»)

Учитель:- Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и корреспондента, и корректора, и редактора.

6. Закрепление изученного материала

1.Упражнение в определении спряжения глагола, воспринятого на слух (работа с перфокартой)

Учитель:- Ой, ребята, на двери издательства установили кодовый замок и не сможем туда попасть, пока не разгадаем шифр.

Учитель:- Давайте заполним «окошки», поставив крестик в правильном месте:


г

л

а

г

о

л

Спряжение

1

2

3

4

5

6

I







II








(Учитель диктует глаголы, а дети расставляют крестики в нужных строках таблицы-перфокарты)

Учитель: чистим, погуляешь, держите, растопят, учим, нарисуете

Учитель:- Если вы всё сделали правильно, то у вас должен получиться следующий ключ.

(Учитель показывает образец на слайде).

СЛАЙД


Учитель:- Ребята, скажите, а встретились ли глаголы-исключения? («Держите»)

2.Физкультминутка

(Дети встают и выполняют движения)

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И работать вы начните.

3. Товарищеская встреча по футболу между командой девочек и командой мальчиков.

СЛАЙД


Учитель:- Предлагаю провести товарищескую встречу по футболу между командой девочек и командой мальчиков.

Учитель:- Условия игры: записать все глаголы, которые вы услышите в репортаже. Выделить у глаголов окончания.


Мы ведём репортаж из 4 класса. Сегодня встречаются 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Судья бросает мяч на игровую площадку и игра начинается. Максим ведёт мяч к воротам девочек. Мяч кружится у самых ворот, но девочки храбро защищают свои ворота. Инга сильным ударом посылает мяч на середину поля. Вика подаёт Кате, но Дима перехватывает мяч. Следует сильный удар! Ещё минута и мяч влетит в ворота противника. Даша не зевает! Она головой отбивает мяч и попадает в Никиту. Никита гонит мяч к воротам девочек, но тут доносится судейский свисток. Игра заканчивается.


ПРОВЕРКА

Учитель:- Команды по очереди называют глагол и его окончание. Не заметили глагол – значит, пропустили гол!

Учитель:- Найдите 1 лишний глагол. Объясните свой выбор. (Гонит- глагол-исключение или влетит – глагол будущего времени).


7. Закрепление

Дифференцированная работа по закреплению пройденного материала

Учитель:- Что ж, продолжаем работу. Я предлагаю поработать в группах: корректоры и редакторы. Корректоры будут исправлять чужие орфографические ошибки. Редакторы получают задание – вставить подходящие по смыслу глаголы, озаглавить статью.


(Учащиеся делятся на группы по 4 человека и получают листы с заданиями. Выполнив задания, группы прикрепляют свои листы на доску. Проверка.)


Задание для «корректоров»

Исправь ошибки. Выдели окончание у глаголов. Подпиши спряжение глаголов.

Приходет радостная весна. Исчезаит последний снег в лесу. Лес просыпаится после зимнего сна. В синем небе кружет стайка птиц. Светлеит туманная даль. С неба смотрет на тебя весеннее солнце.



Задание для «редакторов»

Вставь подходящие по смыслу глаголы. Подпиши спряжение глаголов, выдели окончание.

Ярче ……..солнце. Оно скоро ……….снег. В ближайшее время ……….река. На днях ….. первый вестник весны: грач. Я люблю это время года и жду его. Ты ………по полю и …….. ярким синим небом.

Слова для справок: вскро..тся, свет..т, любу..шься, прилет..т, растоп..т, ид..шь














8. Самооценка деятельности на уроке

Учитель:- Мы заканчиваем нашу работу.

Учитель:- Ребята, начертите в конце работы на полях две вертикальные линии: шкалу трудностей и шкалу интереса.

Учитель:- Поставьте знак “плюс” на шкале трудностей:

-вверху, если вы хорошо поняли тему

-в середине линии, если есть вопросы по теме;

-внизу, если вопросов по теме много.


Учитель:- Поставьте знак “плюс” на шкале интереса:

- вверху, если на уроке всё было интересно;

- в середине линии, если на уроке не всё понравилось;

- внизу, если урок был неинтересный.

(Дети работаю со шкалой трудностей и интереса)

Учитель:- Кто хочет поделиться впечатлениями?(Ответы детей).

Учитель:- Я благодарю всех за работу на уроке.

9. Выставление отметок.

Учитель:- Урок окончен.

Учитель:- Домашнее задание: повторить правило в учебнике на странице 98, подобрать по пять глаголов 1-го и 2-го спряжения с безударным личным окончанием.















10



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.