Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных окончаний глаголов. Закрепление»
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Правописание безударных окончаний глаголов.
Закрепление.
Цели урока: Закрепление и систематизация знаний учащихся о правописании безударных окончаний глаголов.
Задачи:
Закрепление знаний учащихся о способе действия при выборе окончания глагола в личной форме, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
Развивать умение выполнять задания тестового характера и учиться правильно оформлять ответы.
Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, бережное отношение к природе, к окружающему нас миру.
Учащиеся должны
знать
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения;
Какие глаголы в неопределённой форме относятся к 1 спряжению, какие – ко 2;
Глаголы-исключения
уметь
определять ударное или безударное личное окончание глагола;
образовывать начальную форму глагола и личную форму глагола;
правильно писать безударное окончание глагола в личной форме;
Оборудование урока:
Учебник
Карточки и картинки для работы в группах;
карточки для индивидуальной работы;
слайд-презентация к уроку
ноутбук.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Учитель:
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Станьте ровно, распрямитесь
И друг другу улыбнитесь.
Учитель:
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.
II. Сообщение темы урока.
Чистописание.
Обратите внимание на соединения букв. Что можете сказать?
Напишите соединение букв: ить, еть.
жить, шуметь, звенеть.
- Вы видите пословицы, в которых пропущены гласные. Давайте мы их попробуем прочитать.
Кто спит весною, плач..т зимою.
Доброе слово леч..т, а злое калеч..т.
- Как вы их понимаете?
- Молодцы! А как вы думаете, какой теме будет посвящён сегодня урок?
- Всё верно. Мы будем сегодня тренироваться правильно писать безударные окончания глаголов.
Работа с цветными карточками.
Я знаю: что обозначают глаголы и на какие вопросы отвечают.
Я знаю: каким членом предложения может быть глагол.
Я умею: называть (записывать) все возможные формы времени глагола.
Я знаю: как определить спряжение глагола.
Я умею: правильно (грамотно) писать безударные личные окончания глаголов
I и II спряжения.
III. Актуализация знаний.(Систематизация знаний о глаголе)
- Как вы думаете, что нам необходимо повторить, прежде чем выполнять задания? От чего зависит окончание глагола?
(от спряжения).
- Значит, нам надо повторить всё, что мы изучали об окончаниях глаголов в личной форме у 1 и 2 спряжения.
- Итак, продолжите фразу.. (учащиеся отвечают) (на слайдах названные детьми ответы)
(Слайд № 5) 1) Глаголы 1 спряжения в личной форме имеют окончания….
(Слайд № 6) 2) Глаголы 2 спряжения в личной форме имеют окончания….
(Слайды № 7,8) 3) Чтобы определить безударное окончание глагола надо…
(либо поставить его в форму 3 лица мн. числа, либо в нач. форму, пояснить дальнейшие действия)
- Молодцы!
IV. Работа по учебнику стр. Работа в парах.
Задание такое. Выписать из текста глаголы с пропущенными окончаниями (их всего 4), написать правильно окончание и доказать правильность своего выбора (т.е. указать какое спряжение у глагола).
V. Физминутка.
VI. Словарно-орфографическая работа
-Запишите словарные слова в столбик
беседа
командир
рисунок
Выделите ударную и безударную гласные. Проверьте себя.
- Образуйте от существительных глаголы неопределенной формы, запишите в столбик. Рядом запишите эти глаголы в форме 3 – го лица мн. числа и глаголы в форме 2 – го лица единственного числа.
-Определи спряжение глаголов.
- Как определили спряжение глаголов?
Попробуйте определить спряжение у глаголов , которые мы писали вначале урока.(жить, шуметь, звенеть)
- Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2 – ого лица единственного числа, 2 – ого и 3 – его лица множественного числа. Что получилось?
-Как вы определяли спряжение?
-Подтвердились ли ваши предположения?
-А почему?
-Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?
-В каком случае поможет неопределенная форма глагола?
-А теперь скажите, мы ничего не упустили?
Конечно – это глаголы-исключения. Кто хочет рассказать стихотворение?
- Молодцы!
VI. Работа в группах.(по рядам)
Почтальон принес из леса письма-жалобы от животных. Ваша задача: узнать от кого эти послания. Подобрать подходящие по смыслу глаголы, характеризующие этих обитателей леса. Определите спряжение.
1.Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.(Сова)
2.На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.(Летучая мышь)
3.Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. Одна я могу сохранить от гусениц целый огород.(Жаба)
VII. Самостоятельная работа.(заменяет физминутку)
-По классу из-за сквозняка рассыпались слова, их нужно вернуть в таблицу.
Фамилия, имя _____________________________
I спряжение |
II спряжение |
Проверка:
1-е спряжение |
2-е спряжение |
Пишешь |
Видит |
сохнет |
строишь |
тонут |
пилят |
заплачем |
посадим |
болеете |
говорят |
рисуют |
держат |
VIII. Творческая работа.
Допишите в карточки глаголы, которые ассоциируются у вас с приходом весны.
Проверка.
X. Итог урока.
Рефлексия.(Цветные карточки)
Кому стало легче определять окончание глаголов?
Кто остался на том же уровне?
- Урок подходит к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили следующие предложения: (Слайд № 14)
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
Я НАУЧИЛСЯ…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
БЫЛО ТРУДНО…
Я ПОНЯЛ, ЧТО…
- Запишите д/з: