Урок «Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов» (Русский язык, 4 класс)
Урок русского языка в 4 классе.
Разработан учителем начальных классов МБОУ
«Гимназия № 5 « г. Брянска Коробовой Э.В.
Тема: « Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов»
Цели:
Личностные результаты:
1) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению
3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4) эстетические потребности, ценности и чувства.
5) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7) мотивация к творческому труду, к работе на результат
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) способы решения проблем творческого и поискового характера.
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
7) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
8) Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
9) Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, , установление аналогий и причинно-следственных связей.
10) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование умения проверять написание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени,
Оборудование: записи на доске, карточки для индивидуальной работы, толковый словарь Ожегова, мультимедийный проектор, слайды, фонограмма «Королевского марша» Сен-Санса.
Ход урока.
Элемент чистописания. Определение темы урока:
ла . т бормоч . т свистн . т
- Прочитайте записанные слова.
- Ответьте, используя эти слова: «Кто так голос подаёт?»
( Лает собака, лает лиса. Бормочет сова. Свистнет снегирь, синица, дрозд.)
- Определите дополнительную тему урока. («Царство «Животные»)
- Найдите «лишнее» слово. (Свистнет – глагол в форме будущего времени)
- Вставьте «убежавшие» буквы.
- Классифицируйте орфограмму и определите основную тему урока.
- Определите буквы для минутки чистописания, если известно, что первая буква – гласная, разделяет записанные слова на 2 группы (Е), вторая буква содержится в корне глагола будущего времени и записывает парный согласный звонкий звук (В).
- Определите закономерность следования букв в цепочке и продолжите её:
ева евб евв евг …….
Актуализация знаний:
- Как вы будете действовать, если перед вами глагол с безударным личным окончанием?
3. Орфографический диктант:
Работает, оказывает, болтает, ездит, плачет, надувается, делает.
Проверка выполненной работы: взаимопроверка
Игра «Фразеологический зверинец» (в четверках)
– Используя рисунки, составьте фразеологические обороты, подобрав к записанным глаголам подходящие названия животных. Определите смысл составленных оборотов.
Слайды с изображением животных:
(Работает, как лошадь – работает много; оказывает медвежью услугу – оказывает неловкую услугу; болтает как сорока – болтает без умолку; ездит зайцем – ездит бесплатно; плачет крокодильими слезами – плачет лицемерно, притворно; надувается как индюк – обижается; делает из мухи слона – преувеличивает значение)
Физпауза
Под «Королевский марш» - Сен-Санса выполнение упражнений для исправления осанки. Гимнастика для глаз.
Самостоятельная работа по уровням сложности.
Уровень 1:
-Вставьте пропущенные буквы, подчеркните «лишний» глагол.
Име . т самый высокий рост, облада . т сам . й б . л .шой массой, стро.т гайно.
Проверка: фронтальная
Уровень 2:
- Расположите предложения в последовательности: причина-следствие, используя союз поэтому.
Сн.г.ри – рыцари. Даже г.лодный сн.гирь уступа.т самк. лучшие грозд.я р.бины.
Проверка: самопроверка по слайду (Даже голодный снегирь уступает самке лучшие гроздья рябины, поэтому снегири – рыцари.)
Викторина «Знаете ли вы?»
- Какое животное имеет самый большой рост?
(Жираф, высота – 5-6 м, а окапи – величиной с ослика)
- У какого животного самая большая масса?
(Кит весит до 120 т, слон африканский – 7-8 т, слон индийский – 5-6 т)
- Гнездо какого зверька называется гайно?
(Гнездо белки)
Распределительное списывание.
Загадка: Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей)
- Знаете ли вы, почему воробья называют воробьем?
Индивидуальное сообщение:
Воробей – не просто вора бей. Некоторые ученые считают, что слово воробей восходит к древней основе - вор-. Наверное, воробей получил свое имя за то, что издавна вертелся около человеческого жилья, на воротах и заборах сидел.
- Прочитайте записанные предложения. Найдите незнакомое слово.
Зимой воробей ерошит перья, чирика .т редко, весной перышки расправ .т, выгляд. т франтом.
- Определим значение слова ФРАНТ в толковом словаре Ожегова
- Каким изобразительно-выразительным средством является в данном предложении слово франт? (Метафорой)
- Распределите глаголы на две группы.
Проверка: фронтальная.
8 Работа по развитию речи
_ Что особенно понравилось в описании воробья?
- Продолжим разговор о воробьях, составив небольшие тексты:
1 ряд (1 микрогруппа) – описание воробья
2 ряд ( 2 микрогруппа) – повествование по плану:
А) Поведение, повадки
Б) Чем питается
В) Где живет
Г) Как ведет себя в минуты опасности
3 ряд (3 микрогруппа) - рассуждение на тему «Почему воробьи остаются зимовать в городе?»
Письмо с комментированием.
– Знаете ли вы народные приметы, связанные с животными?
- Прокомментируйте все орфограммы в данной народной примете:
Голубь на крыше воркует – день хороший будет.
Игра «Корректор»:
Плутофка к дериву на цыпочках патходет, виртит хвастом с вароны глас не сводет.
- Найдите и исправьте 9 грамматических и 1 синтаксическую ошибку.
Проверка: самопроверка по слайду.
- В каких произведениях главные герои – животные?
Морфологический разбор слова подход
Итог урока:
– Как вы поступите, если пред вами будет глагол с безударным личным окончанием?
Рефлексия:
– Что расскажете интересного своим родителям о животных?
- Определите свое настроение в конце урока по цвету прямоугольника:
(красный- отличное, жёлтый – хорошее, зеленый – плохое)
- Оцените свое участие в уроке с помощью этих же прямоугольников.
14. Задание на дом:
- Составьте дома текс-описание на тему «Мой питомец»
Легоцкая Вера Сергеевна
Зинаида Григорьевна
Ухтинская Елена Геннадьевна