Правописание безударных личных окончаний глаголов

3
0
Материал опубликован 24 April 2016 в группе

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Разновидность урока: традиционный

Тип урока: усвоение новых знаний

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, таблица, записи на доске, информационный текст

Класс: 5

Цели урока:

Лингвистическая: знать морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени

Языковая: знать спряжение глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения.

Коммуникативная: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Организационная структура урока

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Здравствуйте, ребята.

О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке?

На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

   

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 2 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Мы сегодня и будем работать над безударным окончанием глагола. Знаете, мой любимый ученик Вася Ошибкин читал рассказ и нашел в тексте ошибки. Вот посмотрите на отрывок из текста: «Андрей сегодня будет выступать на соревнованиях. Мама его будит, а он никак не просыпается.» Вася спросил меня, почему это в двух вроде бы одинаковых словах разные окончания?

(слайд 2)Давайте поможем ему разобраться.

-Посмотрите на тему урока. Каких знаний не хватало Васе?

Чтобы помочь ему, как мы должны построить свою работу?

-Сформулируйте цель урока. Определите задачи на урок с помощью слов помощников:

Я повторю …

Я узнаю ….

Я научусь…

Мне пригодится …

Отвечают на вопросы.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Называют цели с помощью слов-помощников, связанных с формированием умения правильно писать безударные личные окончания глаголов

Учебно-познавательная, /Планирование познавательной деятельности коммуникативная/владение устной речью

 

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Чтобы помочь Васе разобраться в проблеме, мы должны опираться на знания, полученные ранее. Давайте вспомним, что мы уже знаем о спряжении глаголов. Запишем словосочетания: играет в хоккей, всегда светит, выбираешь профессию, стелется туман, борются с бурей, слышат песню. (объяснить написание окончаний) (Слайд 3)

Мы с вами всё повторили, и теперь вам надо будет выполнить работу на листочках.

Перед вами листочки со стихотворением. Прочитайте его.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что дела…т, расскаж…т.

Черт…т, пиш…т, иль поёт,

Вышива…т, или паш…т,

Или забива…т гол,

Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т –

Всё расскаж…т нам глагол.

В какой части слова пропущена буква? (в окончании)

К какой части речи относятся слова с пропущенными буквами? (глагол)

Выполнили работу самостоятельно. (Слайд 4)

Демонстрируют знаний, умения по теме.

Учебно-познавательная/Применение знаний в нестандартной ситуации

 

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, (умений), известных способов деятельности.

Физкультминутка

3 мин.

Раз- подняться, потянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Будто пух в руках, не гири!

Пять- руками помахать,

Шесть- на место тихо сесть!

Выполняют элементарные физические упражнения

   

Выполняют упражнения

IV этап: первичное усвоение новых знаний 9 мин.

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

-Ну вот мы готовы помочь разобраться Васе. Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (слайд 5)

Слово - не воробей, вылет..т – (не)пойма…шь.

Какие буквы надо вставить, объясните.

Верно. Именно от спряжения и зависит буква, которую нужно писать в безударном личном окончании глагола.

Составим алгоритм( см. приложение 1) (Слайд 6-8)

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, на основе материала учебника составляют алгоритм работы.

Учебно-познавательная/ Нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач.

составление алгоритма

-умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

- умение работать по плану

-познавательный интерес к новому материалу

V этап: первичное проверка понимания 5 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

-Мы разобрались в том, как определять безударное окончание глагола.

А вот как описал весну великий русский поэт

А. Н. Плещеев Прочитайте (слайд 9 )

Уж та…т снег, б…гут ручьи,

В окно пове…ло в…сною...

Засвищ…т скоро с…ловьи,

И лес одене…т(ь)ся ли…ствою

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

3.Распредели слова в таблицу, вставляя Е или И

Пиш..т, дыш..т, люб..т, пил..т, терп…т, рису..т, гон..т, наруша..т, кол..т, смотр..т

(Слайд 10)

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Работает со словарем.

Учебно-познавательная, /применение знаний коммуникативная/владение устной речью

Информационная/поиск информации

Прием «Лови ошибку»

Работа в паре

Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал.

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий

 

- Молодцы, ребята. Пришло время творческой работы.

См. приложение 2

(Слайд 11)

Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи.

Учебно-познавательная, /применение знаний

Коммуникативная/владение стилевыми приемами оформления текста

 

Самостоятельно работает по алгоритму.

Закрепляет умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;

VII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 5 мин.

Организовать действие по обобщению

Действия по контролю и оценке знаний

В конце урока проверим уровень усвоения новой темы. Выполните тест на сайте учителя русского языка Захарьиной Елены Алексеевны

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test336.xml

Использует приобретенные знания в практической деятельности

Учебно-познавательная, /применение знаний

Интерактивный тест

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Анализирует личностное изменение в процессе учения

VIII этап: рефлексия 5 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вот и подходит к концу урок. Подведем итоги урока, закончив предложения:

Я повторил…

Я узнал….

Я научился…

Я встретился с трудностью при …

У меня хорошо получилось..

Мне пригодится …

(Слайд 12)

Анализирует деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная,

Рефлексия с использованием клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Домашнее задание

Составить предложения по картинам. Определить спряжение глаголов.

(Слайд 13)

Записывают домашнее задание

     

Приложение№1

Алгоритм

При написании окончаний глаголов рассуждай так:

Определю, ударное окончание у глагола или безударное.

Определю, ударное окончание у глагола или безударное.

Если безударное, поставлю глагол в неопределённую форму.

Если глагол на    -ить (кроме брить, стелить), пишу в окончании –и в 3 лице множественного числа -ат, -ят.

Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на -ать,  -еть.

                         Если да,                                              Если нет,

       Глагол      2 спряжения                                          Глагол 1 спряжения

-и              мн.ч …                                                -е  мн.ч…

Приложение 2

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации