Правописание безударных личных окончаний глаголов
Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Разновидность урока: традиционный
Тип урока: усвоение новых знаний
Уровень подготовленности класса: средний
Средства обучения: слово учителя, таблица, записи на доске, информационный текст
Класс: 5
Цели урока:
Лингвистическая: знать морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени
Языковая: знать спряжение глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения.
Коммуникативная: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Организационная структура урока
Цель/задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/формы контроля |
Результат |
|||||
I этап: организационный 1 мин. |
||||||||||
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
- Здравствуйте, ребята. О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. |
Включение в учебный процесс |
|||||||
II этап: постановка цели и задач урока 2 мин. |
||||||||||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. |
Мы сегодня и будем работать над безударным окончанием глагола. Знаете, мой любимый ученик Вася Ошибкин читал рассказ и нашел в тексте ошибки. Вот посмотрите на отрывок из текста: «Андрей сегодня будет выступать на соревнованиях. Мама его будит, а он никак не просыпается.» Вася спросил меня, почему это в двух вроде бы одинаковых словах разные окончания? (слайд 2)Давайте поможем ему разобраться. -Посмотрите на тему урока. Каких знаний не хватало Васе? Чтобы помочь ему, как мы должны построить свою работу? -Сформулируйте цель урока. Определите задачи на урок с помощью слов помощников: Я повторю … Я узнаю …. Я научусь… Мне пригодится … |
Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Называют цели с помощью слов-помощников, связанных с формированием умения правильно писать безударные личные окончания глаголов |
Учебно-познавательная, /Планирование познавательной деятельности коммуникативная/владение устной речью |
Появление цели урока Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
||||||
III этап: актуализация знаний 5 мин. |
||||||||||
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. |
- Чтобы помочь Васе разобраться в проблеме, мы должны опираться на знания, полученные ранее. Давайте вспомним, что мы уже знаем о спряжении глаголов. Запишем словосочетания: играет в хоккей, всегда светит, выбираешь профессию, стелется туман, борются с бурей, слышат песню. (объяснить написание окончаний) (Слайд 3) Мы с вами всё повторили, и теперь вам надо будет выполнить работу на листочках. Перед вами листочки со стихотворением. Прочитайте его. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что дела…т, расскаж…т. Черт…т, пиш…т, иль поёт, Вышива…т, или паш…т, Или забива…т гол, Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т – Всё расскаж…т нам глагол. В какой части слова пропущена буква? (в окончании) К какой части речи относятся слова с пропущенными буквами? (глагол) Выполнили работу самостоятельно. (Слайд 4) |
Демонстрируют знаний, умения по теме. |
Учебно-познавательная/Применение знаний в нестандартной ситуации |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний, (умений), известных способов деятельности. |
||||||
Физкультминутка 3 мин. |
Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Будто пух в руках, не гири! Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть! |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Выполняют упражнения |
|||||||
IV этап: первичное усвоение новых знаний 9 мин. |
||||||||||
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. |
-Ну вот мы готовы помочь разобраться Васе. Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (слайд 5) Слово - не воробей, вылет..т – (не)пойма…шь. Какие буквы надо вставить, объясните. Верно. Именно от спряжения и зависит буква, которую нужно писать в безударном личном окончании глагола. Составим алгоритм( см. приложение 1) (Слайд 6-8) |
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, на основе материала учебника составляют алгоритм работы. |
Учебно-познавательная/ Нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач. |
составление алгоритма |
-умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. - умение работать по плану -познавательный интерес к новому материалу |
|||||
V этап: первичное проверка понимания 5 мин. |
||||||||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи. Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. |
-Мы разобрались в том, как определять безударное окончание глагола. А вот как описал весну великий русский поэт А. Н. Плещеев Прочитайте (слайд 9 ) Уж та…т снег, б…гут ручьи, В окно пове…ло в…сною... Засвищ…т скоро с…ловьи, И лес одене…т(ь)ся ли…ствою Спишите, вставьте пропущенные буквы. 3.Распредели слова в таблицу, вставляя Е или И Пиш..т, дыш..т, люб..т, пил..т, терп…т, рису..т, гон..т, наруша..т, кол..т, смотр..т (Слайд 10) |
Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Работает со словарем. |
Учебно-познавательная, /применение знаний коммуникативная/владение устной речью Информационная/поиск информации |
Прием «Лови ошибку» Работа в паре |
Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. |
|||||
VI этап: первичное закрепление 5 мин. |
||||||||||
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий
|
- Молодцы, ребята. Пришло время творческой работы. См. приложение 2 (Слайд 11) |
Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. |
Учебно-познавательная, /применение знаний Коммуникативная/владение стилевыми приемами оформления текста |
|
Самостоятельно работает по алгоритму. Закрепляет умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание; |
|||||
VII этап: контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 5 мин. |
||||||||||
Организовать действие по обобщению Действия по контролю и оценке знаний |
В конце урока проверим уровень усвоения новой темы. Выполните тест на сайте учителя русского языка Захарьиной Елены Алексеевны |
Использует приобретенные знания в практической деятельности |
Учебно-познавательная, /применение знаний |
Интерактивный тест |
Умение систематизировать, обобщать изученное. Анализирует личностное изменение в процессе учения |
|||||
VIII этап: рефлексия 5 мин. |
||||||||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Вот и подходит к концу урок. Подведем итоги урока, закончив предложения: Я повторил… Я узнал…. Я научился… Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось.. Мне пригодится … (Слайд 12) |
Анализирует деятельность по достижению цели |
Учебно-познавательная, |
Рефлексия с использованием клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
|||||
Домашнее задание |
Составить предложения по картинам. Определить спряжение глаголов. (Слайд 13) |
Записывают домашнее задание |
Приложение№1
Алгоритм
При написании окончаний глаголов рассуждай так:
Определю, ударное окончание у глагола или безударное.
Определю, ударное окончание у глагола или безударное.
Если безударное, поставлю глагол в неопределённую форму.
Если глагол на -ить (кроме брить, стелить), пишу в окончании –и в 3 лице множественного числа -ат, -ят.
Входит ли глагол в перечень 11 глаголов на -ать, -еть.
Если да, Если нет,
Глагол 2 спряжения Глагол 1 спряжения
-и мн.ч … -е мн.ч…
Приложение 2