12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карпович Марина Александровна749
Россия, Оренбургская обл., Новосергиевка
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»
5

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

 Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Цели:

 образовательные:

  • учить писать букву Е или И в безударных личных окончаниях глагола;
  • отрабатывать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;
  • развивать умение обосновывать написание безударных окончаний глаголов;

 

развивающие:

способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, , анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах;

Прививать интерес к культуре русского народа

Задачи:(шаги достижения целей)

Организовать пространство поиска, диалога, творчества.

Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Вид урока: Урок закрепления

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Технологии:

 

•         технология сотрудничества

 

•         информационно-коммуникативная

 

•         здоровьесберегающая

 

•         технология разноуровневого обучения

-          технологии развития критического мышления

 

 

Оборудование:

компьютер, проектор, экран;

карточки с заданиями;

учебник русского языка 4 класс,  Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. /М. «Дрофа»;

 словарь лексических значений слов

слайд-презентация к уроку

ноутбук.

 

Универсальные учебные действия:

Личностные: Освоение личностного смысла учения; 

Регулятивные: Определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

 Познавательные:

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;  планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»

 Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; 

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Цель: психологический настрой обучающихся на урок.

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

  Возможно, есть классы и лучше и краше.

 Но пусть в нашем классе вам будет светло,

 Пусть будет уютно и очень легко!

 Поручено нам вас сегодня встречать,

 Но, начнем же урок, не будем  зря время терять

Повторим правила работы на уроке? ( спросить детей)

- я буду внимательным.

- я буду думать.

- Я буду размышлять.

- я буду старателен и догадлив.

- я буду  терпеливо выслушивать мнение других.

 

Минутка чистописания.

Цель: пишу красиво,  грамотно

Запишите  на 1 строчке : ет  ишь     ит  ешь   ят

2 строчка:    Теплый ветер гуляет по траве, поднимает пыль.

 Какие задания можно предложить выполнить с этим предложением? Где пригодятся эти знания?

Сообщение темы.  Выведение целеполагания .

 Цель: мотивация обучающихся к теме

А что можно сказать о сочетании букв, которые вы записали на 2 строке? (личные окончания глаголов)

Наблюдения-        жела..т, леж..т, рису..т, крич..т

 −        В какой части слова находится орфограмма, которая нам встретилась в словах?

Когда  личные окончания глаголов  являются орфограммами? (безударные). Все ли слова подходят? Какое задание можно выполнить со словами?

 Тема урока- правописание безударных окончаний глаголов

-чему мы сможем научиться? (Продолжим учиться без ошибок писать безударные окончания глаголов, выбирая нужные способы).

А цель урока: систематизировать знания о правописании безударных  окончаний глаголов; отработать навык правописания  безударных окончаний глаголов.
- Сформулируйте учебные задачи.
- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.
- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.
- Запомнить все личные окончания глаголов.

А пока написание окончаний еще вызывает трудности, но в течение урока мы постараемся их устранить.

Актуализация знаний.   
Работа над решением поставленных задач.  Приём « Кластер»,работа в парах:

Цель: повторение знаний о правописании окончаний  глаголов, спряжений глаголов, их окончаний

(Давайте вспомним , что  известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию  и заполним схему- алгоритм написания окончаний глаголов).

Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1449601725.png (819x460)

 

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:

1 спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)

2 спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо действовать по памятке:

Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они читают

Но существует и еще один способ:

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по  неопределенной форме глагола.

-Проверим вашу работу.

Сделаем вывод. Слайд.  Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?

Мы освежили в памяти действия по определению написания окончаний глаголов и спряжения глаголов, а теперь вы самостоятельно попробуете применить полученные знания.
 

Упражнение в  написании безударных  окончаний глаголов:

-Попробуем применить разные способы написания  безударных окончаний
Наступа…т,   скат..мся, исчеза...шь, чувству...м, лета...м,черт..м, сине…т,проглот..т
та…т,   ожива…т, люб...м,    полива..м, свет...т

-где будем применять полученные знания?

Самостоятельная  дифференцированная работа. Работа с текстом. Карточки. Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов: (упр №91 стр 95)

Цель: формирование регулятивных УУД, т. е выделение и осознание того, что усвоено, учить самоорганизации при выполнении самостоятельной работы

(упр №91 стр 95) 1 вариант

 День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т  снег. Вскро.тся  река. Прилет…т первый вестник весны: грач. 

Карточки 2 вариант

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом.

 

Оцените свою работу.Взаимопроверка.

-Какие способы написания окончаний вы использовали?

О каком времени года идет речь в текстах?  А какой народный праздник заканчивает зиму, а весну начинает?

Ребус:  м л а с  е н ц и а

Сегодня на уроке русского языка  мы продолжим разговор  о самом веселом, самом разгульном и весеннем народном празднике «Масленица».

Физминутка

  Сегодня завершаем групповую  работу над проектом по теме:» Масленица». Каждая группа представляет всю неделю выполненные задания.

Сообщение детей

Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года.

Поговорим  о ее пятом дне. Как он называется – тещины вечерни.   

-Ребята, а теперь ребус будет потяжелее….

 

Отгадайте ребус- ездить

                     Это новое словарное слово, легко ли вы справились с заданием? Составление и отгадывание ребусов очень интересная работа. А почему, что это развивает, где в жизни нам это пригодится? Предлагаю осуществить новый проект- брошюру -  ребусы на словарные слова, а темы самые разные. Обсудим их на первом дополнительном занятии.

                    Работа со словарным словом- какая это часть речи? Перечислите что знаете об этом глаголе?

                    ( Н.ф., несов вид, окончание ,2 спр.

                   -найдем лексическое значение слова в словаре.

Словарная работа: самопроверка.

Переписывать,сверкать,тревожиться,квартировать,командовать.здравствовать,беседовать,гореватьсверкать,волноваться,адресовать ,интересоваться.

Комментированная орфографическая  работа  :

Усер...ным трудом всё получ…шь, а л…ниться буд…шь, всё п…теря…шь.

Усердным трудом всё получишь (получить - II), а лениться будешь (быть – I), всё потеряешь (потерять - I).

 

Итог урока. Рефлексия.

Цель: проверка способности к самооценке как личностный результат.

 

-в начале урока мы ставили цели . Удалось ли нам достичь  их или нет?

У кого все удалось? Кому стало легче определять окончания глаголов?

Кто испытывал затруднения?

Какая из предложенных работ была самой интересной?

А познавательной?

 

Оценим свою работу лестницей успеха . Поставьте + на одной из ступенек.

……………..на какой ты ступени?

Домашнее задание.

Цель: закрепление теоретических и практических знаний.

В народе говорят: Праздник помни, а будни не забывай!

Дифференцированные задания по уровням:

1 уровень ( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)

  Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с  полей,  Солнце (обливать)  облива..т  весенний  лес  светом.  Птицы (строить) стро..т  гнезда.

2 уровень  ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)

  Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.

3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)

  Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и  мчит вперед, тороп..тся  согнать их в одно место.

Гостей угощают дети блинами- гостей угостим всех блинами, чтоб весь год был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины.

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.