Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание личных окончаний глаголов»

3
0
Материал опубликован 11 May 2018 в группе

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

Тема урока: «Правописание личных окончаний глаголов».

 Задачи урока:

отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов,

проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;

развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

развивать волевые качества, эмоциональную сферу путем подбора интересного материала ,развивать интеллект учащихся, познавательные процессы (память, речь, внимание, восприятие, воображение, мышление);

работать над повышением уровня мотивации;

воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах,

учитывать психолого-педагогические особенности учащихся при реализации задач урока.

Тип урока: урок закрепления новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: отрабатывать алгоритм определения спряжения глаголов,

проверить теоретические знания о глаголе, формировать умение применять эти знания при письме;

развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени, применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

Личностные: Освоение личностного смысла учения;

Метапредметные:

Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные:

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Участвовать в работе пары, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

 

I.Организационный момент.

-Продолжаем изучать наш родной русский язык, будьте внимательны и активны на уроке

Проверка домашнего задания :упр200,201Запишите глаголы вставьте пропущенные буквы.

В какой части слова находится орфограмма, которая вам встретилась в словах?

УПР 200

Сеет, пишет, слышит

Входят, рисуют, хвалят

Увидят, выучат, хлопочут

Какого лица все эти глаголы?

Назовите глаголы настоящего времени?

Назовите глаголы будущего времени?

Упр 201

Сеют,видят,строят,жарят,

Вертят,лают,тают,косят –

Сформулируйте тему урока?

Правописание безударных личных окончаний глаголов.


 

А цель урока: систематизировать знания о правописании безударных  окончаний глаголов; отработать навык правописания  безударных окончаний глаголов.

 

- Сформулируйте учебные задачи.
- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.
- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.
- Запомнить все личные окончания глаголов.

-Учиться без ошибок писать безударные окончания глаголов,

-Повторить алгоритм правильного написания безударных окончаний глаголов

-Повторять орфограммы на изученные правила

Проговаривают алгоритм:

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно пользоваться алгоритмом.

1. Поставить глагол в неопределенную (начальную) форму.

2.Определить спряжение глагола(посмотреть, на что оканчивается неопределенная (начальная) форма глагола, проверить не является ли этот глагол - исключением.

Если неопределенная форма глагола оканчивается на –ить (кроме брить, стелить и односложных бить, шить, лить…), значит, это глагол второго спряжения. В его личном окончании пишем в настоящем времени гласную и. Если неопределенная форма глагола оканчивается на –еть, ать, оть…, это глагол первого спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную е.

3.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать гласную букву в окончании данного глагола.

- Какие глаголы не подходят? (С ударным окончанием)

- Почему? (Ударные окончания пишутся так же, как слышатся)

II Мотивация к учебной деятельности

А пока написание окончаний еще вызывает трудности, но в течение урока мы постараемся их устранить.


 

Напишите число Классная работа

На экране словарные слова и предложение.

1. Работа со словарными словами. К…смонавт, косм…с, к…нструктор, пол…тит, к…рабль

- Какое слово лишнее ? Почему? Кто догадался, о какой части речи мы будем говорить?

2.Запись предложения и разбор. Началом пилотируемой космонавтики стал (станет)полёт советского космонавта Юрия Гагарина. -Назовите глагол. Поставьте его в 3 лицо ед числа буд.времени .

- Какие трудности поджидают нас при написании этого глагола?

(Правописание безударных личных окончаний)

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

Правило написания.

Образец рассуждения проговаривается!!!

СТАНЕТ -3 лица мн.ч.,окончание безударное,отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАЕТ?Ставлю глагол в Н.Ф.-стать,оканчивается на –ать-это глагол Iспр.,поэтому в 3 лице мн.ч. пишу окончание- ЕТ


– Молодцы, ребята. Садитесь. Мы вспомнили свои знания, а теперь, согласно эпиграфу, будем применять их на практике.

III. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)

Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме (5 мин)

- Работа в парах.

- У вас на партах карточки со словами:

Наступа…т,  ве…т,  слыш…м,  ду…т,  исчеза...шь, чувству...м,  лета...м,  сине…т.

Та…т,  дыш…т,  ожива…т,  люб...м,  смотр...м,  пробега...шь,  свет...т,  гон...м.

- Первый ученик называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

При проверке дается правильный вариант:

Наступает – наступать (I спр.),  веет – веять (I спр.),  слышим – слышать (II спр.),  дует – дуть (I спр.),  исчезаешь – исчезать (I спр.), чувствуем – чувствовать (I спр.),  летаем – летать (I спр.),  синеет (I спр.).

Тает – таять (I спр.),  дышит – дышать (II спр.),  оживает – оживать  (I спр.),  любим – любить  (II спр.),  смотрим – смотреть (II спр.),  пробегаешь – пробегать (I спр.),  светит – светить (II спр.),  гоним – гнать (II спр.).

Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

Упражнение 202

Девочки выписывают глаголы II спр

ходят,косят,обидят,барабанят,терпят.

Мальчики выписывают глаголы I спр-работают,стирают,сохнут,украшают,плачут,шепчут,напишут, зеленеет,летают,кашляют.УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА 1 СЛОГ

Оставшиеся глаголы: молчат ,гудят, благодарят, урчат,горят .

УЧИЛИСЬ СТАВИТЬ ГЛАГОЛ В Н.Ф.

Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:

1 спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)

2 спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

Дифференцированные задания по уровням: Упражнения в написании окончаний глаголов  (15 мин)

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающимся предлагаются три текста. Уровень сложности у них не обозначен.  Обучающиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты, после чего выбирают один текст, списывают его, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов. При выполнении задания обучающиеся пользуются алгоритмом. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку.


 

1 уровень ( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)

Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с  полей,  Солнце(обливать)  облива..т  весенний  лес  светом.  Птицы (строить) стро..т  гнезда.

2 уровень  ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)

Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.

3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)

  Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и  мчит вперед, тороп..тся  согнать их в одно место.

I уровень – базовый, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II уровень – высокий, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

   Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III уровень – повышенный, т. к. в нем  встречаются глаголы-исключения.

   Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

При проверке дается правильный вариант:

Все мы (испытывать) испытываем чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбегает с полей. Солнце (обливать) обливает весенний лес светом. Птицы (строить) строят гнёзда.

 Под прямыми лучами солнца тает снег. Веет теплом. Мартовское равноденствие будит природу. Ему вторит ручей. Скоро высоко в небе повиснет жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого остановит.

Смотришь на прозрачный лёд и видишь, как под этим льдом ручей гонит огромное стадо пузырей. Вот он выгоняет их на открытую воду и мчит вперёд, торопится согнать их в одно место.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) ) 1 вариант

 День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т  снег. Вскро.тся  река. Прилет…т первый вестник весны: грач. 

Карточки 2 вариант

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом.

Рефлексия

В начале урока мы ставили цели . Удалось ли нам достичь  их или нет?

У кого все удалось? Кому стало легче определять окончания глаголов?

Кто испытывал затруднения?

Какая из предложенных работ была самой интересной?

А познавательной?

Домашнее задание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации