Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

5
1
Материал опубликован 17 February 2023

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Тип урока: урок актуализации знаний, полученных учащимися ранее (в начальной школе); урок совершенствования умений и навыков с применением лингвистической сказки

Цель урока.

Обучающая – научить правильно писать безударные падежные окончания существительных;

развивающая – отработать алгоритм по выбору верного окончания существительных;

воспитательная – воспитывать потребность грамотно излагать свои мысли, бережно относиться к языку.

Планируемые результаты

Предметные

Ориентироваться в склонениях существительных;

знать падежи, уметь их определять, правильно употреблять.

Метапредметные

УУД

Регулятивные

1)Уметь организовать рабочее место;

2)Самостоятельно ставить цель урока и выбирать способы действия для её достижения.

Познавательные

1)Сравнивать равнозначные языковые единицы, выявлять сходство/различие и на основе этого делать выводы;

2)Производить классификацию по выявленным признакам.

Коммуникативные

1)Уметь работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

2)Усваивать информацию с помощью ИКТ технологий.

3)Уметь слушать и слышать собеседника, строить рассуждения.

Надпредметные

1)Запоминать текст, формулировать учебные задачи, проблемы.

2)Отвечать на вопросы.

3)Составлять алгоритм, выявлять главные мысли, уметь пересказать.

Личностные

1)Потребность стать образованным, культурным человеком.

2)Строить общение грамотно.

3)Пользоваться в совершенстве как устной, так и письменной формой языка.

Оборудование урока: 1. Презентация «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

2. Карточки для индивидуальной работы.

3. Учебник.

4. Таблица «Буквы Е – И в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

Приветствие учителя.

Актуализация знаний

1.Словарный диктант.

Молодежь, Отечество, приволье, Родина, вырасти, отцы, Великая Отечественная война, мощный, операция, праздничный.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Я(кто?) возвращался(что делал?) с охоты(откуда?) и шел(что делал?) по аллее(где?) сада(чего?).

Сделайте фонетический разбор слова аллея:

З слога, 5 букв, 5 звуков.

Транскрипция слова: [алэй’а]

а — [а] — гласный, безударный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий)твёрдый (парный)
л — не образует звука в данном слове
е — [э] — гласный, ударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий)мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[а] — гласный, безударный

3. Просмотреть мультфильм, выписать всех одушевленных героев и обозначьте их склонение.


Мотивационно-целевой этап

- Мы знаем о падежах, склонении. Скажите, можно ли ошибиться в написании падежного окончания существительного?(предполагаемый ответ:  можно)

- А какие буквы мы можем спутать?(-е и -и)

- Сегодня мы научимся писать правильно падежные окончания большинства существительных, причём сами найдёте опасные падежи, составите таблицу, а главное, составите алгоритм для правильного написания окончания. А потом мы вместе его проработаем и закрепим.

Тема нашего урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»


Работа по теме урока

Постановка проблемного вопроса:

 - Посмотрите на диалог двух учеников (слайд 3):

- У меня в тетради 12 листов.

- А в моей тетрадке – 24 листа.

- Почему дети написали разные окончания? Как вы думаете, от чего это зависит? (от типа склонения и падежа)

- Сейчас вы займётесь исследованием и выясните, как правильно писать падежные окончания существительных  и что для этого нужно знать.

Задание № 1: просклоняйте слова с ударным окончанием каждого типа склонения: луна (1 скл.), окно (2 скл.), степь (3 скл.) 

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

Луна

Окно

Степь

Р.п.

Луны

Окна

Степи

Д.п.

Луне

Окну

Степи

В.п.

Луну

Окно

Степь

Т.п.

Луной

Окном

Степью

П.п.

(о) луне

(об) окне

(о) степи

Запомните данную таблицу:

t1676639905aa.jpg

Обратите внимание, что у существительных женского рода на –ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа, а также у существительных мужского рода на –ий (санаторий) и у существительных среднего рода на –ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии.

Давайте составим алгоритм написание букв и/е в падежных окончаниях существительных:

1. поставить слово в н.ф.

 2. определить склонение

 3. определить падеж

 4. по таблице определить окончание

 5. написать правильную букву.

Задание 2.

Запишите существительные в два столбика: 1)имеющие окончание –и только в родительном падеже; 2) имеющие окончание –и в родительном, дательном, предложном падежах:

Полынь, доля, воля, сирень, тройка, галерея, армия, семья.

Задание 3.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте склонение и падеж существительных с пропуском буквы, выделите в них окончания:

По пустын…, об осен…, в унынь…, в усть… реки, в ожидани…, при звон…, без печал….




Задание 4.

Поставьте существительные в форму предложного падежа. Выделите окончания:

Лагерь, зависть, сено, лекция, роща, блюдо, батарея, конверт, бабушка, шарф.












































1)доля, воля, тройка, галерея, семья

2)полынь, сирень, армия



По пустыне (1 скл, Д.п.), об осени (3 скл, П.п.), в унынье (2 скл, В.п.), в устье (2 скл, В.п.) реки, в ожидании (2 скл, П.п.), при звоне (2 скл, П.п.), без печали (3 скл, Р.п.).

Лагере, зависти, сене, лекции, роще, блюде, батарее, конверте, бабушке, шарфе.

Закрепление полученных знаний

Когда в родительном,, дательном и предложных падежах пишется окончание –е, а когда –и?

Если останется время, выполнение задания «Оцени себя».


Рефлексия

Разместите на дереве листочки:

красного цвета - материал остался не понятен 

желтого цвета - материал в целом понятен, но остались вопросы

зеленого цвета - все понятно


Домашнее задание

§97 (учить правило)

Упражнение №537, 538 или 540.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок продуман, Карина Вадимовна! Есть интересные моменты, спасибо!

26 February 2023

Похожие публикации