Урок русского языка в 5 классе «Правописание падежных окончаний имён существительных»
Пояснительная записка к презентации
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных
Учитель: Процевская Татьяна Сергеевна
Класс: 5
Цели урока:
1. Воспитательная.
Воспитание уважительного отношения к родному языку;
Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.
2. Развивающая.
Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развитие монологической речи учеников;
Развитие внимания, зрительной памяти;
Умения анализировать свою деятельность.
3. Обучающая.
Обобщение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;
Совершенствование навыков правописания имен существительных.
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
Сформировать умение правописания падежных окончаний имён существительных в соответствии с учебной задачей. |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование границ собственного знания и незнания. |
Планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, оценка правильности выполнения действий. |
Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Формулирование проблемы, построение высказывания в устной и письменной форме, поиск способов решения учебных задач, анализ объектов с целью выявления отличительных признаков. |
Оборудование: проектор, карточки с заданиями, таблица склонений.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Начинаем урок. Все готовы к работе?
-Чем должна заниматься наша голова на уроках?
-Вспомним стихотворение Марины Бородицкой…
(слайд 1)
Не решается задачка –
хоть убей!
Думай, думай, голова,
Поскорей!
Думай, думай, голова,
Дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю
Новую беретку!
Думай, думай - в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя! Расчешу!
Мы ж с тобой не чужие друг дружке.
Выручай!
А то, как дам по макушке!
-Чем же должны заниматься наши головы на уроках?
-Надеюсь, ваши головы сегодня будут очень хорошо работать, чтобы получить знания.
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
Слайд 2
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
2.Основной этап урока.
1)
- Итак, начнём думать.
-Что записано на доске? (транскрипция)
[П а к р а й а м д а р о ш к' и б ы л' и к у с т ы с'э р' э н' и ч' э р 'о м у х'и]
- Над чем надо подумать при записи этого предложения? ( над орфограммами)
-Спишите предложение орфографически (используя буквы), думайте над орфограммами, подчеркните их, когда запишите предложение.
- Кто хочет попробовать сделать у доски? (один ученик записывает предложение на доске)
- Проверяем. У кого также? (Если есть ошибки, проговорить орфограммы. Ученику отвечающему у доски задаю дополнительный вопрос и оцениваю ответ. Как определить склонение существительных?)
-Какие орфограммы встретились?
- У нас в предложении есть орфограммы в окончании какой части речи?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Слайд 3
- Давайте попробуем сформулировать задачи, которые мы на уроке должны будем решить? Чему мы должны научиться?
Слайд 4
2)
- Сейчас мы с вами проведем исследование, которое поможет нам сформулировать правило написания безударных падежных окончаний существительных.
Просклоняйте слова. Первый ряд слово земля, второй ряд – стол, третий ряд – степь.
- Молодцы. А теперь выделите окончания и определите склонения этих слов.
- Написание окончаний в этих словах у вас не вызвало затруднений, т.к. они ударные. Но написание безударных падежных окончаний в Р. Д. и П. падежах может вызывать затруднения. Поэтому сейчас мы с вами заполним таблицу падежных окончаний, которая будет вам подсказкой.
Слайд 5
- У существительных 1 скл в Р.п. какое окончание? ...
Слайд 6 - 10
- У нас получилась такая шпаргалка, которую вы вклеите в свои теоретические тетради. Вы можете ней пользоваться на уроке, пока не выучите правило.
- Еще одна подсказка. Безударные падежные окончания имён существительных проверяются ударением. Для этого надо найти слово с ударным окончанием среди существительных того же склонения и поставить его в том же падеже. Какое окончание в данном слове под ударением, такое же окончание будет и в безударном окончании.
- Откройте учебники. Давайте прочитаем это правило.
На основе этого правила мы составим алгоритм определения безударных падежных окончаний существительных.
- Что мы должны сделать вначале?
1. Определяю склонение, падеж имени существительного.
- Следующее наше действие?
2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
Слайд 11
3)
-А сейчас мы с вами поиграем.
Слайд 12
Игра называется «Найди «лишнее слово». Выпишите это слово, определите склонение, падеж. первую строку давайте выполним вместе.
1.Нет тетрад…, нет ветв…, на берёз… ( слайд 13)
2.Дать пап…, нет метел…,дать сестр… (слайд 14)
3.О мыш…, о ноч…, о парк… (слайд 15)
- Все справились, молодцы.
Физ.минутка
Учитель просит всех встать.
Я буду называть слова, если в окончании пишется буква е, вы наклоняетесь влево, если и, то вправо.
У собачки, на дороге, на поверхности, о герое, у мыши, для деревни, возле речки, на снежинке.
5. Выборочный диктант.
- Мы немного потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)
Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и.
- К доске пойдет … (работают за доской).
Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.
- Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям
Слайд 16 (нет ошибок –“5”, 1-2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”).
7) Самостоятельная работа.
- А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.
- Я раздаю вам карточки с разноуровневыми заданиями. На желтых листах задание на «3», на красных – на «4» и «5». Соответственно на желтых листах задания легче, чем на красных. Вберите себе задание, с которым вы, на ваш взгляд, справитесь.
Задание на отметку “3”.
Карточка. Вставьте пропущенные буквы.
Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
Не в деньгах счастье, а в согласи… .
В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .
Задание на отметки “4 и 5”.
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок… .
Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.
3. Итог урока.
-О каком правиле думали наши головы?
-Сейчас проверим как они думали.
В тетрадях цифры от 1 до 7 в столбик. Я буду диктовать слова, вы запишите рядом с каждой цифрой только букву, которую нужно вставить в окончание существительного.
1.на топол.
2.к бабушк.
3. в воздух.
4.от деревн.
5.по площад.
6.с дорог.
7.на поверхност.
-Проверяем себя.
Слайд 17-23
Если у вас рядом с 1. - Е добавляем на эту строчку букву М
2.-Е О
3.-Е Л
4.-И О
5. –И Д
6. –И Е
7.- И Ц
-Встаньте, кто молодец. Ваша голова работала очень хорошо.
- Кто доволен как работала его голова?
-Всем спасибо за урок. Позже я проверю ваши работы и выставлю оценки.
4. Выставление отметок, запись домашнего задания.
Слайд 24
Выполнить карточку по вариантам.
Задание для 1-го варианта.
Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:
Поле (П.п.) –
Гвоздь (Д.п.) –
Печаль (Р.п.) –
Береза (П.п.) –
Радость (П.п.) –
Речка (Д.п.) –
Лошадь (Р.п.) –
Ветка (Д.п.) –
Задание для 2-го варианта.
Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:
Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).