Правописание наречий
Сложный процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому способствует методика обучения русскому языку средствами субъективизации.
Субъективизация предполагает качественно новый уровень роли школьников в организации и осуществлении учебной деятельности, предусматривающей их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функций учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, в формулировании выводов и обобщений.
Принципиальной новизной предлагаемой методики является постоянное взаимообусловленное и взаимосвязанное сочетание трех высокоинтеллектуальных процессов: антиципации (предвидения, предопределения учеником своих учебных действий), целенаправленного развития логического мышления учащихся, повышенной речевой активности. Взаимодействие указанных средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально разработанных заданий и упражнений, направленных на углубленное владение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в тесной связи с комплексным развитием их интеллекта, это обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку.
Урок с применением методики обучения русскому языку средствами субъективизации развивается по определенному сценарию. Он требует от учителя предварительно продуманных, четко, грамотно сформулированных (неповторяемых!) вопросов и заданий, а от учащихся - аргументированных, доказательных, развернутых ответов, преимущественно в виде текста-рассуждения, текста-умозаключения, текста-обоснования.
Данная методика применяется мной на занятиях по русскому языку. Исследовательский характер уроков русского языка в 7 классе не только сохраняется, но и значительно усиливается. Умственная и речевая деятельность постепенно усложняется, что обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие школьников и высокое качество овладения русским языком.
Покажем, как можно организовать работу с применением данной методики на уроке по изучению правописания наречий.
Ход урока
Мобилизующий этап
Идентификация
Учащимся необходимо узнать слово как можно раньше, используя «подсказки». «Подсказки» выводятся на экран последовательно (от более сложного к более простому)
- По-латински это слово звучит «adverbum», а в переводе на русский буквально означает «приглаголивание»
- Одно из значений этого слова: «совокупность местных говоров какого-нибудь языка»
- Это слово является однокоренным к словам речь, изречение
Это наречие.
Учитель. О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
О наречии
Учитель. Прочитайте текст, данный в карточке. Рассмотрите цифровую формулу. Подумайте, какую цифру надо поставить вместо вопросительного знака. Сформулируйте задание к упражнению
Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Не)движно, вдохнове(?)о стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя... А (в)верху все дышит, все дивно, все торжестве(?)о. А на душе и (не)объятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! ... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где(где) только светятся узенькие окна.
Эге! влезла свинья в хату, да и лапы сует на стол, - сказал голова, гневно подымаясь с своего места; но в это время увесистый камень, разбивши окно (в)дребезги, полетел в него. Голова остановился…
Тут он отворотился, засунул (на)бекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны бандуры.
Да тебе стоит, Левко, слово сказать - и все будет (по)твоему. Я знаю это по себе: иной раз не послушала бы тебя, а скажешь слово - и (не)вольно делаю, что тебе хочется.
Рассказывают, что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает (по)одиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма... И если попадется из людей кто, (тот)час заставляет его угадывать, не то грозит утопить в воде.
? : 6 : 2 : 2
Цифры в формуле обозначают количество наречий в каждом абзаце текста. Вместо вопросительного знака необходимо вставить цифру 14, так как в первом тексте 14 наречий, учащиеся также обращают внимание на наличие причастий в сравнительной степени. Задание к упражнению следующее: выписать наречия, раскрыв скобки.
Учитель. Выполните задание, сгруппировав слова по названию орфограмм.
Учащиеся выписывают слова следующим образом: «Написание НЕ с наречиями на –о,-е» (недвижно, необъятно, невольно), «Н и НН в причастиях на –о,-е» (вдохновенно, торжественно). Называя группы слов, учащиеся рассказывают о правилах написания наречий.
Формулирование учащимися темы и целей урока
Учитель. Для какой группы наречий не удалось подобрать название орфограммы. Как могут писаться эти слова?
Слитно, раздельно, через дефис
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слитное и раздельное написание наречий. Написание наречий через дефис.
Учитель. Над чем вам необходимо поработать в ходе урока?
Сформулируйте цели урока, используя опорные слова
Изучить …..(правила написания наречий слитно, раздельно, через дефис)
Научиться….(применять эти правила на письме)
Изучение нового материала
Учитель. Приступим к реализации первой поставленной вами цели.
Работа в группах.
Каждая группа получает карточки с материалом для наблюдения и алгоритмом выполнения задания и орфографический словарь.
Алгоритм
Проанализируйте представленный для наблюдения материал.
От каких частей речи образованы наречия? Каким способом? Сделайте выводы.
Сформулируйте правило написания наречий.
Сопоставьте его с материалом учебника.
Представьте правило в виде опорной схемы или алгоритма.
Подготовьте задание (5 слов) на это правило для других групп, используя материал учебника.
Презентуйте результаты работы в группе.
1 группа. «Слитное написание наречий»
Материал для наблюдения.
Вдвое, втрое, надвое, вчетверо.
Доныне, напротив, позавчера, насквозь.
Вплотную, вкрутую, зачастую.
Вначале, вверх, налицо, вдали, но в начале пути, нанести на лицо, в дали моря .
Получше, покрасивее, побольше.
Вдребезги, набекрень.
2 группа. «Раздельное написание наречий»
по трое, по одному, на троих.
в охапку, в упор, до упаду, но вначале
в открытую, в общем
с ходу, с лёту, за границей
в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз
3 группа. «Написание наречий через дефис»
По-моему, по-твоему, по-осеннему
По-испански, по-товарищески, по-дружески
Во-первых, во-вторых, в-третьих
Кое-как, когда-либо, где-нибудь, куда-то
Часто-часто, перво-наперво, мало-помалу, но бок о бок, с глазу на глаз (искл. точь-в точь)
Презентация работы в группах
Представители групп презентуют результаты работы в группе у доски, представляя схему или алгоритм.
Коллективное составление алгоритма написания наречий слитно, раздельно
1. Определи сначала, какая это часть речи. Если это наречие, то
пиши слитно а) если без приставки не употребляется (вдребезги); б) если образованы от существительных, прилагательных, наречий, числительных (искл. по одному, по трое) | пиши раздельно а) если образовано от существительных и прилагательных, начинающихся с гласной (в открытую, в охапку); |
2. В трудных случаях обращайтесь к орфографическому словарю.
Учитель. Реализовали вы первую цель урока?
Закрепление изученного
Учитель. Приступим к работе по второй части поставленной цели урока. Выполним задания, подготовленные группами
Выполнение заданий, сформулированных группами.
Коллективная проверка с комментариями и пояснениями учителя.
Учитель. Сможете ли вы теперь выполнить первое задание?
Учащиеся самостоятельно проверяют написание наречий из текста.
Учитель. Реализовали мы вторую цель, поставленную в начале урока?
Словарно-орфографическая работа
Тему (слово) словарной работы учащиеся формулируют самостоятельно. Слово рассматривается с точки зрения грамматики, орфографии, синтаксиса, фонетики.
Учитель. Это наречие меры и степени. Является обстоятельством в предложении с деепричастным оборотом. В нем все согласные звонкие.
Это слово вдребезги
Учитель. Определите лексическое значение этого слова.
1) Вдребезги - На мелкие части, осколки
2) Вдребезги - Совершенно, полностью
Учитель. Установите этимологию слова.
ВДРЕБЕЗГИ. Искон. Сращение предлога в и формы вин. п. мн. ч. слова дребезг "осколок, черепок", в диалектах во мн. ч. еще употребляющегося. Дребезг — суф. производное от дреб (см. болг. дребен "мелкий"), того же корня, что и дробь. См. дребезжать, дробь
Учитель. Какое слово с непонятной этимологией вы могли бы еще выделить?
Назовите еще два признака для его выделения.
Это слово является обстоятельством в предложении с однородными членами предложения и деепричастным оборотом. В нем согласные звонкие, но есть один глухой. Это слово набекрень.
Учитель. Определите лексическое значение и этимологию этого слова.
Набекрень
НАБЕКРЕНЬ. Искон. Сращение предлога на и сущ. бекрень "бок", в диалектах еще известного;
Набекрень - С наклоном набок, сдвинувшись к уху
Учитель. Расскажите о написании слов набекрень и вдребезги
Работа с текстом
Учитель. Вы узнали тексты, с которыми мы работали? Это отрывки из повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Н. В. Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»
Учитель. Согласны ли вы с высказыванием писателя? Можем ли мы сказать, что речь идет и о наречиях?
Учитель. Составьте графическую схему синтаксических единиц текста № 1.
Учащиеся составляют графическую схему первого отрывка, указывая простые предложения с однородными членами предложения, сложные предложения, простые с оборотами.
Учитель. Посмотрите на составленную вами схему и наречия, выписанные из этого текста. Предположите, какое может быть задание.
Восстановить текст, опираясь на схему и выписанные причастия.
Проверка выполнения задания. Сравнить с оригиналом.
Подведение итогов
Учитель. Вспомните, какие цели вы поставили на уроке? Достигли вы их?
Расскажите о написании наречий слитно, раздельно, через дефис.
Домашнее задание
Пользуясь орфографическим словарем, составить словарный диктант на изученную сегодня тему (20 слов)
Выписать из произведений Н.В. Гоголя 5 предложений с наречиями на изученные темы. Объяснить написание наречий.
Выполнить упражнение
Рефлексия
Селиванова Галина Геннадьевна