Урок русского языка в 7 классе по теме «Наречие. Секреты наречия»
«Секреты наречия»
План-конспект урока русского языка в 7 классе
Дидактическая цель:
1.Создать условия для осознанного обобщения, повторения и закрепления изученного о наречии.
Задачи урока:
1.Формировать умения использовать наречия в устной и письменной речи.
2.Развивать умения обобщать, сравнивать, выделять, делать выводы.
3.Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
4.Воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Ход урока
Постановка задач на урок: обобщить, повторить изученное о наречии; правильно и грамотно употреблять в устной и письменной речи.
1.Введение в урок. Чтение стихотворения
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело»-
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспоминается наречие «светло»-
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
(Э.Куклина)
-В чём основная мысль ст-ия?
-Какова роль наречий? На что они указывают?
Уч-ся записывают своё предложение, выслушав другие.
Слово учителя. Урок называется «Секреты наречия», поэтому мы будем эти секреты в тесном сотрудничестве раскрывать.
1-ый секрет. Наречия в ряду самостоятельных частей речи.
Проверка домашнего задания- творческие работы ( стихи, где использованы наречия, сказки о наречиях, пословицы и поговорки с наречиями)
Уч-ся предлагают задания- выписать предложение с наречием, произвести морфологический и морфемный разбор наречий.
Вывод- наречия не изменяются.
2-ой секрет. Как образуются наречия.
-Уч-ся рассказывают о способах образования друг другу и оценивают ответы
Уч-ль: сегодня повторим правописание НЕ с наречиями на –О, -Е.
Уч-ся рассказывают, при каких условиях НЕ пишется слитно, при каких раздельно.
Осложнённое списывание.
(Не)весёлый рассказ, сказать (не)ласково, выполнить (не)брежно, поступить (не)легко, (не)громкий голос, сказать (не)правду, вовсе (не)интересно, излагать (не)последовательно, сделать (не)умно, а глупо, (не)крепкая дружба, слушать совсем (не)интересно.
Проверка:
-Слова каких частей речи здесь даны?
-Выберите слитное написание. Почему?
-Какие слова нап
исаны раздельно, обоснуйте свой ответ.
-Одно или несколько правил здесь использовали?
-Какой способ образования наречий иллюстрировало это задание? (приставочный)
-Назовите ещё способы образования наречий.
Конструирование
-Какому орфографическому правилу подчиняется написание слов, соответствующих словообразовательной модели?
в… из…
на… ? до… ?
за… с…
Задание: используя корни, части основ –лев-, -сух-, -чёрн- , -давн-,--н -
-легк-, -нов-, -начал- образуйте наречия и запишите их в составе словосочетаний.
Проверка по вариантам-1в. Выбирают наречия с суффиксом –о, 2 в.-с суффиксом –а.
Вывод - от чего зависит написание суффиксов о-а на конце наречий?
Уч-ль: скажите по секрету, могут ли наречия писаться через дефис?
Чтобы доказать свою правоту, надо разделиться на группы, расшифровать правило и выполнить задания
Какое правило здесь?
По-, во-, в-, кое-, -ому, -ему, -ых,-их,-то, -либо, -нибудь, -цки, -ски
Задание 1 гр.- составить небольшой текст «Как надо учить уроки», используя наречия, которые пишутся через дефис.
Задание 2 гр.- по желанию выбирают карточки для индивидуальной работы.
Вывод - когда же наречия пишутся через дефис?
Секрет четвёртый—О или Ё ?
Диктант – молчанка.
Камешек, чёрный, свежо, общо, большой, неудачей, с товарищем, ландышевый, испытующе, сучочек, певуче, плюшевый, заискивающе, песцовый, умоляюще, ещё.
Обобщите, в каких частях речи, когда пишетс О?Ё?
Уч-ль: и совсем нас запутал мягкий знак. Его величество может встать там, где, казалось бы, и не надо! Или исчезнуть бесследно, когда очень нужен!
-Уч-ль- для чего употребляется мягкий знак?
Распределительный диктант.
Помощь, горяч, около дач, из-за туч, уж, ветошь, чертёж, сплошь, брошь, дремуч, отрежьте, навзничь, пахуч, невтерпёж, мимо рощ, улыбнёшься, настежь, плющ, молодёжь, намажьте, шипуч, зачитаешься.
Взаимопроверка на оценку.
Вывод о правописании мягкого знака в разных частях речи.
-Итак, по секрету всему свету! Какие правила повторили ? Какие ещё нет?
Правописание наречий, образованных путём перехода из одной части речи в другую.
Тестирование. Укажите строчки, где все наречия пишутся слитно
1 (В)плотную, (в) начале урока,( по)ярче
2 (В)ничью,( в)перевалку,( не)подалёку
3 (В)троём,( с)молоду,( в) общем
4 (На) распашку, ( по)пусту, ( в)последствии
5 (В) одиночку, ( на) боковую,( до )упаду
6 (На) двое, ( по)одиночке,( по)утру
7 (Под) мышки,( под) мышкой,( в)потьмах
Осталось «рассекретить» написание –НН-и –Н- в наречиях.
От чего зависит написание –нн- и –н- в наречиях?
Самодиктант. Образовать от записанных на экране слов наречия на –о, -е.
Мгновенный, огорчённый, удивлённый, ветреный, таинственный, бешеный, медленный, искусный.
Проверка- выбираем наречия только с –нн-
Выводы по уроку- какова роль наречий в языке, нужны они? Какие правила надо знать, чтобы быть грамотными людьми?
Текущий контроль-работа по тексту
Я медле…о иду по дорожкам парка. Это одно из живописных мест нашего микрорайона, и оно давно привлекает меня. Здесь я отдыхаю от городской суеты и (на)долго потом запоминаю каждую прогулку.(Не)давно меня тянуло сюда другое желание- покататься на качелях. И мы с подругами безбоязне…о раскачивались (в) верх-(в)низ.
Тропинка извивается, поворачивает то (в)право, то (в)лево и заводит меня (в)глубь парка. Здесь становится ещ… тише, свежей, прохладней.(Не)подалёку- Волга. Я прислоняюсь к берёзке. (С)права от меня стоит осинка, её серебристые листики чуть(чуть) трепещут.(С)права-молоденький клён. Его резные листочки издавн… служат украшением осеннего букета.
Далеко(далеко) слышны какие(то) звуки. Я иду (на)прямик дальше. Короткий (по) осеннему день заканчивается. Домой возвращаюсь уже (за)темн… .С удовольствием отмечаю, что день не прошёл (в)пустую. Но жизнь в парке продолжается, мало(помалу) зажигаются фонари, освещаются аттракционы.
Анализ текста
-О чём текст? Какова его основная мысль? Тип текста, стиль. Какие образы возникают в вашем воображении?
-Попробуйте прочитать текст без наречий.
Какую роль играют в тексте наречия?
Задания- сгруппировать наречия по видам орфограмм, дополнив 2-3 своими примерами, выполнить морфологический и морфемный разборы любых двух наречий.
Домашнее задание----составить словарный диктант из 25 слов на изученные правила
Рефлексия.
-Я сегодня узнал….
-Мне было интересно….
-Это стоит знать всем….