12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абрамова Надежда Петровна32
Учитель русского языка и литературы
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

«Секреты наречия»

План-конспект урока русского языка в 7 классе


 

Дидактическая цель:

1.Создать условия для осознанного обобщения, повторения и закрепления изученного о наречии.

Задачи урока:

1.Формировать умения использовать наречия в устной и письменной речи.

2.Развивать умения обобщать, сравнивать, выделять, делать выводы.

3.Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

4.Воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.


 


 

Ход урока

Постановка задач на урок: обобщить, повторить изученное о наречии; правильно и грамотно употреблять в устной и письменной речи.

1.Введение в урок. Чтение стихотворения

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспоминается наречие «светло»-

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою - сразу вся Россия!

(Э.Куклина)

-В чём основная мысль ст-ия?

-Какова роль наречий? На что они указывают?

Уч-ся записывают своё предложение, выслушав другие.

Слово учителя. Урок называется «Секреты наречия», поэтому мы будем эти секреты в тесном сотрудничестве раскрывать.

1-ый секрет. Наречия в ряду самостоятельных частей речи.

Проверка домашнего задания- творческие работы ( стихи, где использованы наречия, сказки о наречиях, пословицы и поговорки с наречиями)

Уч-ся предлагают задания- выписать предложение с наречием, произвести морфологический и морфемный разбор наречий.

Вывод- наречия не изменяются.

2-ой секрет. Как образуются наречия.

-Уч-ся рассказывают о способах образования друг другу и оценивают ответы

Уч-ль: сегодня повторим правописание НЕ с наречиями на –О, -Е.

Уч-ся рассказывают, при каких условиях НЕ пишется слитно, при каких раздельно.

Осложнённое списывание.

(Не)весёлый рассказ, сказать (не)ласково, выполнить (не)брежно, поступить (не)легко, (не)громкий голос, сказать (не)правду, вовсе (не)интересно, излагать (не)последовательно, сделать (не)умно, а глупо, (не)крепкая дружба, слушать совсем (не)интересно.

Проверка:

-Слова каких частей речи здесь даны?

-Выберите слитное написание. Почему?

-Какие слова нап

исаны раздельно, обоснуйте свой ответ.

-Одно или несколько правил здесь использовали?

-Какой способ образования наречий иллюстрировало это задание? (приставочный)

-Назовите ещё способы образования наречий.

Конструирование

-Какому орфографическому правилу подчиняется написание слов, соответствующих словообразовательной модели?

в… из…

на… ? до… ?

за… с…

Задание: используя корни, части основ –лев-, -сух-, -чёрн- , -давн-,--н -

-легк-, -нов-, -начал- образуйте наречия и запишите их в составе словосочетаний.

Проверка по вариантам-1в. Выбирают наречия с суффиксом –о, 2 в.-с суффиксом –а.

Вывод - от чего зависит написание суффиксов о-а на конце наречий?

Уч-ль: скажите по секрету, могут ли наречия писаться через дефис?

Чтобы доказать свою правоту, надо разделиться на группы, расшифровать правило и выполнить задания

Какое правило здесь?

По-, во-, в-, кое-, -ому, -ему, -ых,-их,-то, -либо, -нибудь, -цки, -ски

Задание 1 гр.- составить небольшой текст «Как надо учить уроки», используя наречия, которые пишутся через дефис.

Задание 2 гр.- по желанию выбирают карточки для индивидуальной работы.

Вывод - когда же наречия пишутся через дефис?

Секрет четвёртый—О или Ё ?

Диктант – молчанка.

Камешек, чёрный, свежо, общо, большой, неудачей, с товарищем, ландышевый, испытующе, сучочек, певуче, плюшевый, заискивающе, песцовый, умоляюще, ещё.

Обобщите, в каких частях речи, когда пишетс О?Ё?

Уч-ль: и совсем нас запутал мягкий знак. Его величество может встать там, где, казалось бы, и не надо! Или исчезнуть бесследно, когда очень нужен!

-Уч-ль- для чего употребляется мягкий знак?

Распределительный диктант.

Помощь, горяч, около дач, из-за туч, уж, ветошь, чертёж, сплошь, брошь, дремуч, отрежьте, навзничь, пахуч, невтерпёж, мимо рощ, улыбнёшься, настежь, плющ, молодёжь, намажьте, шипуч, зачитаешься.

Взаимопроверка на оценку.

Вывод о правописании мягкого знака в разных частях речи.

-Итак, по секрету всему свету! Какие правила повторили ? Какие ещё нет?

Правописание наречий, образованных путём перехода из одной части речи в другую.

Тестирование. Укажите строчки, где все наречия пишутся слитно

1 (В)плотную, (в) начале урока,( по)ярче

2 (В)ничью,( в)перевалку,( не)подалёку

3 (В)троём,( с)молоду,( в) общем

4 (На) распашку, ( по)пусту, ( в)последствии

5 (В) одиночку, ( на) боковую,( до )упаду

6 (На) двое, ( по)одиночке,( по)утру

7 (Под) мышки,( под) мышкой,( в)потьмах

Осталось «рассекретить» написание –НН-и –Н- в наречиях.

От чего зависит написание –нн- и –н- в наречиях?

Самодиктант. Образовать от записанных на экране слов наречия на –о, -е.

Мгновенный, огорчённый, удивлённый, ветреный, таинственный, бешеный, медленный, искусный.

Проверка- выбираем наречия только с –нн-

Выводы по уроку- какова роль наречий в языке, нужны они? Какие правила надо знать, чтобы быть грамотными людьми?

Текущий контроль-работа по тексту

Я медле…о иду по дорожкам парка. Это одно из живописных мест нашего микрорайона, и оно давно привлекает меня. Здесь я отдыхаю от городской суеты и (на)долго потом запоминаю каждую прогулку.(Не)давно меня тянуло сюда другое желание- покататься на качелях. И мы с подругами безбоязне…о раскачивались (в) верх-(в)низ.

Тропинка извивается, поворачивает то (в)право, то (в)лево и заводит меня (в)глубь парка. Здесь становится ещ… тише, свежей, прохладней.(Не)подалёку- Волга. Я прислоняюсь к берёзке. (С)права от меня стоит осинка, её серебристые листики чуть(чуть) трепещут.(С)права-молоденький клён. Его резные листочки издавн… служат украшением осеннего букета.

Далеко(далеко) слышны какие(то) звуки. Я иду (на)прямик дальше. Короткий (по) осеннему день заканчивается. Домой возвращаюсь уже (за)темн… .С удовольствием отмечаю, что день не прошёл (в)пустую. Но жизнь в парке продолжается, мало(помалу) зажигаются фонари, освещаются аттракционы.

Анализ текста

-О чём текст? Какова его основная мысль? Тип текста, стиль. Какие образы возникают в вашем воображении?

-Попробуйте прочитать текст без наречий.

Какую роль играют в тексте наречия?

Задания- сгруппировать наречия по видам орфограмм, дополнив 2-3 своими примерами, выполнить морфологический и морфемный разборы любых двух наречий.

Домашнее задание----составить словарный диктант из 25 слов на изученные правила

 

Рефлексия.

-Я сегодня узнал….

-Мне было интересно….

-Это стоит знать всем….

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.