Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Цель: закрепление знаний и умений учащихся о правописании проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Задачи:
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, мышление, речь.
Результаты деятельности:
Личностные: Формирование учебных мотивов. Умение воспринимать задание.
Проявление особого интереса к новому школьному содержанию занятий.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять самоконтроль, контроль результата деятельности и анализ деятельности.
Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений, делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Предметные: умение видеть орфограмму в корне слова; находить проверочные слова, различать проверяемое и проверочное слово; умение учиться работать по алгоритму.
Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, презентация, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент Встали, подровнялись. Давайте улыбнёмся, друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и получится интересным и увлекательным.
Проверьте готовность к уроку на парте у вас лежат карточки, пенал, дневник.
2. Психологический настрой
Пусть урок получится…..
Но для этого нужно…..
3. Минутка чистописания
Работа в тетрадях.
У. Открыли тетради. Назовите 4 основных правила, которые мы должны помнить, когда работаем в тетрадях.
Посадка! (Дети сразу поднимают руки и называют основные нормы.)
Спина! (Касается спинки стула.)
Грудь! (Между партой и грудью проходит кулачок.)
Тетрадь! (Лежит наклонно.)
Ручка! (Смотрит в плечо.)
а) Записать дату.
б) Чистописание.
На доске записаны буквы: а, о, и, е, я; в тетрадях записан показ этих же букв.
У. К какой группе относятся буквы, которые вы прописали?
Д. Гласные буквы.
У. Сколько гласных букв вы знаете?
Д. 10 букв.
У. Что вы знаете о гласных звуках?
Д. Они образуют слог. Могут быть ударными и безударными.
Гласных звуков 6 (а, о, у, ы, э, и).
Буквы а, о, у, э, ы дают один звук, а буквы я, ё, е, ю, и дают два звука.
У. Догадайтесь, пожалуйста, над чем мы сегодня будем работать
Итак, сегодня мы поупражняемся в определении ударной и безударной гласной в слове, написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в слове.
4. Работа со словарными словами.
мороз, декабрь, зима, январь
Оцените правильность написания.
- Что общего у слов, которые мы записали? (имена существительные)
-Докажите, что это имена существительные (отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предмет)
- Что еще общего? (безударные гласные)
-Какое слово лишнее? (зима)
- Докажите (в этом слове проверяемый безударный гласный, во всех остальных - непроверяемый)
- Чему мы будем учиться? (учиться находить безударный гласный, подбирать проверочное слово, различать слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным) Работа по алгоритму с проверкой.
II. Основной этап.
Продолжим работу с безударным гласным, непроверяемым ударением.
Отгадайте загадку.
Подберите однокоренные слова к слову медведь.
- Запишем их в тетрадь. Слово может не вместиться, надо будет его перенести, вспомним правила переноса.
На доске: Медведь, медвежонок, медведица, медвежий.
- В каких сказках встречается? - Каким он нам представлен?
На самом деле, медведь может быть очень ловким, быстрым. Это очень умный зверь, но в народе он остается неуклюжим.
- Докажите, что записали однокоренные слова. (общий смысл, одинаковый корень)
-Выделите корень слова. Обратите внимание, что согласные чередуются.
Оцените свою работу.
Ш.Творческий этап составление синквейна
4. . Физминутка Наш медведь приготовился ко сну и уснул. И мы с вами отдохнем. Лягте на парту, закройте глазки, представьте, что вы медвежата. Вам снятся вкусные сны. Проснулись, потянулись, погладили животики, вы же во сне что-то вкусное ели.
1. Работа с безударными гласным
А что едят медведи?
Медведи - всеядные животные. Давайте попробуем узнать, что могло присниться медведю, какие лакомства.
Перед вами мешочки с едой для медведя. но подписи на них перепутались. Попробуйте их расшифровать. Работаем в парах.
В своих тетрадях запишите расшифрованные слова, поставьте ударения, подчеркните безударные гласные. Первые три пары встают.
ЛАМИАН АРТВА ОКРА ЫРГИБ ЫГЯДО
-Проверяем. Оцените свою работу.
- Назовите слова, в которых безударный гласный можно проверить.
- Слова с непроверяемым безударным гласным.
- Как же проверить безударный гласный?
На доске текст.
Прочитайте(каждый сам, потом один ученик вслух.)
2. Работа с текстом.
На доске текст.
Прочитайте(каждый сам, потом один ученик вслух.)
Пришла зима. Белым к. вром покрыты п. ля и луга. Р. ка скована льдом. Снегом занесены д. рожки в лесу.
Медведь готовится к зиме. В лесной глуши он нашел себе яму под деревом. Там много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу.
Ударит м. роз. Подует резкий вет. р. Тепло медведю под снегом!
- Что прочитали? (текст)
- Докажите. (предложения связаны по смыслу и объединены общей темой, текст можно озаглавить)
-Озаглавьте.
6. Работа с предложением.
- Найдите предложение, где впервые встречается наше словарное слово. прочитайте его.
- Спишите его.
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените правильность списывания.
Верните тетради. - Что записали? (предложение)
- Докажите.
- Подчеркните грамматическую основу. (с комментированием)
Оцените работу.
1.2. Самостоятельная работа.
- А теперь поработаем самостоятельно.
Из текста выпишите слова с пропущенным безударным гласным в 2 столбика: в 1 - с проверяемым, во 2 - с непроверяемым.
Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударный гласный.
(2 ученика работают за доской)
Не забудьте оценить себя.
Можно услышать выражение "Медведь на ухо наступил".
-Что оно означает, когда так говорят?
Часто можно и такое услышать: "Оказал медвежью услугу"
- Что это значит?
Это неумелая услуга, помощь, причиняющая только неприятности.
Я желаю, чтобы вам никто никогда не оказывал медвежью услугу.
Эти выражения называются фразеологизмы. Их вы будете изучать в старших классах. -
Посчитайте плюсы, которые вы получили на уроке. Отметьте столько же снежинок на обороте тетради, сколько у вас плюсов.
- Встаньте, пожалуйста, у кого все снежинки отмечены. Встаньте, у кого осталась не отмечена одна снежинка. Вы молодцы! Остальным надо сделать выводы, постараться, чтобы на следующем уроке работа оказалась удачнее.
2. Итог.
- Что было легко на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Что нового узнали?
- Какой совет вы бы себе дали?
Благодарю всех за работу.
Домашнее задание