Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

2
0
Материал опубликован 31 July

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Цель: закрепление знаний и умений учащихся о правописании проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Задачи:

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

развивать орфографическую зоркость;

развивать внимание, мышление, речь.

Результаты деятельности:

Личностные: Формирование учебных мотивов. Умение воспринимать задание.

Проявление особого интереса к новому школьному содержанию занятий.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять самоконтроль, контроль результата деятельности и анализ деятельности.

Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений, делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Предметные: умение видеть орфограмму в корне слова; находить проверочные слова, различать проверяемое и проверочное слово; умение учиться работать по алгоритму.

Оборудование:  карточки с заданиями, жетоны, презентация, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент Встали, подровнялись. Давайте улыбнёмся, друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и получится интересным и увлекательным.

Проверьте готовность к уроку на парте у вас лежат карточки, пенал, дневник.

2. Психологический настрой

Пусть урок получится…..

Но для этого нужно…..

3. Минутка чистописания

 Работа в тетрадях.

У. Открыли тетради. Назовите 4 основных правила, которые мы должны помнить, когда работаем в тетрадях.

Посадка! (Дети сразу поднимают руки и называют основные нормы.)

Спина! (Касается спинки стула.)
Грудь! (Между партой и грудью проходит кулачок.)
Тетрадь! (Лежит наклонно.)
Ручка! (Смотрит в плечо.)

а) Записать дату.

б) Чистописание.

На доске записаны буквы: а, о, и, е, я; в тетрадях записан показ этих же букв.

У. К какой группе относятся буквы, которые вы прописали?

Д. Гласные буквы.

У. Сколько гласных букв вы знаете?

Д. 10 букв.

У. Что вы знаете о гласных звуках?

Д. Они образуют слог. Могут быть ударными и безударными.

Гласных звуков 6 (а, о, у, ы, э, и).

Буквы а, о, у, э, ы дают один звук, а буквы я, ё, е, ю, и дают два звука.

У. Догадайтесь, пожалуйста, над чем мы сегодня будем работать

Итак, сегодня мы поупражняемся в определении ударной и безударной гласной в слове, написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в слове.


4. Работа со словарными словами.

мороз, декабрь, зима, январь

Оцените правильность написания.

- Что общего у слов, которые мы записали? (имена существительные)

-Докажите, что это имена существительные (отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предмет)

- Что еще общего? (безударные гласные)

-Какое слово лишнее? (зима)

- Докажите (в этом слове проверяемый безударный гласный, во всех остальных - непроверяемый)

- Чему мы будем учиться? (учиться находить безударный гласный, подбирать проверочное слово, различать слова с проверяемым и непроверяемым безударным гласным) Работа по алгоритму с проверкой.

II. Основной этап.

Продолжим работу с безударным гласным, непроверяемым ударением.

Отгадайте загадку.

Вперевалку зверь идет  По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень.  А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны,  Где он спит и видит сны.

Подберите однокоренные слова к слову медведь.

- Запишем их в тетрадь. Слово может не вместиться, надо будет его перенести, вспомним правила переноса.

На доске: Медведь, медвежонок, медведица, медвежий.

- В каких сказках встречается? - Каким он нам представлен?

На самом деле, медведь может быть очень ловким, быстрым. Это очень умный зверь, но в народе он остается неуклюжим.


- Докажите, что записали однокоренные слова. (общий смысл, одинаковый корень)

-Выделите корень слова. Обратите внимание, что согласные чередуются.

Оцените свою работу.

Ш.Творческий этап составление синквейна



4. . Физминутка Наш медведь приготовился ко сну и уснул. И мы с вами отдохнем. Лягте на парту, закройте глазки, представьте, что вы медвежата. Вам снятся вкусные сны. Проснулись, потянулись, погладили животики, вы же во сне что-то вкусное ели.

1. Работа с безударными гласным

А что едят медведи?

Медведи - всеядные животные. Давайте попробуем узнать, что могло присниться медведю, какие лакомства.


Перед вами мешочки с едой для медведя. но подписи на них перепутались. Попробуйте их расшифровать. Работаем в парах.

В своих тетрадях запишите расшифрованные слова, поставьте ударения, подчеркните безударные гласные. Первые три пары встают.


ЛАМИАН АРТВА ОКРА ЫРГИБ ЫГЯДО


-Проверяем. Оцените свою работу.

- Назовите слова, в которых безударный гласный можно проверить.

- Слова с непроверяемым безударным гласным.

- Как же проверить безударный гласный?


На доске текст.

Прочитайте(каждый сам, потом один ученик вслух.)

2. Работа с текстом.

На доске текст.

Прочитайте(каждый сам, потом один ученик вслух.)


Пришла зима. Белым к. вром покрыты п. ля и луга. Р. ка скована льдом. Снегом занесены д. рожки в лесу.

Медведь готовится к зиме. В лесной глуши он нашел себе яму под деревом. Там много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу.

Ударит м. роз. Подует резкий вет. р. Тепло медведю под снегом!


- Что прочитали? (текст)

- Докажите. (предложения связаны по смыслу и объединены общей темой, текст можно озаглавить)

-Озаглавьте.


6. Работа с предложением.

- Найдите предложение, где впервые встречается наше словарное слово. прочитайте его.

- Спишите его.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените правильность списывания.

Верните тетради. - Что записали? (предложение)

- Докажите.

- Подчеркните грамматическую основу. (с комментированием)

Оцените работу.

1.2. Самостоятельная работа.


- А теперь поработаем самостоятельно.

Из текста выпишите слова с пропущенным безударным гласным в 2 столбика: в 1 - с проверяемым, во 2 - с непроверяемым.

Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударный гласный.

(2 ученика работают за доской)

Не забудьте оценить себя.

Можно услышать выражение "Медведь на ухо наступил".

-Что оно означает, когда так говорят?

Часто можно и такое услышать: "Оказал медвежью услугу"

- Что это значит?

Это неумелая услуга, помощь, причиняющая только неприятности.

Я желаю, чтобы вам никто никогда не оказывал медвежью услугу.

Эти выражения называются фразеологизмы. Их вы будете изучать в старших классах. -

Посчитайте плюсы, которые вы получили на уроке. Отметьте столько же снежинок на обороте тетради, сколько у вас плюсов.

- Встаньте, пожалуйста, у кого все снежинки отмечены. Встаньте, у кого осталась не отмечена одна снежинка. Вы молодцы! Остальным надо сделать выводы, постараться, чтобы на следующем уроке работа оказалась удачнее.

2. Итог.

- Что было легко на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового узнали?

- Какой совет вы бы себе дали?

Благодарю всех за работу.


Домашнее задание










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации