Конспект урока русского языка на тему «Правописание безударных проверяемых гласных корня слова»

4
0
Материал опубликован 14 July 2019

Пояснительная записка к презентации

конкурс
ZIP / 158.86 Кб

/data/files/h1563068917.zip (конкурс)

/data/files/i1563263906.ppt (undefined)

Конспект урока

Дисциплина: Русский язык

Тема учебного занятия: Правописание безударных гласных.

Тип учебного занятия: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид учебного занятия: Урок – практикум

Продолжительность учебного занятия:  45 минут

Цель: формирование умений и навыков написания слов с безударной проверяемой гласной в корне слова.

Задачи урока:

1. Образовательные:   научить учащихся  применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма.

2. Развивающие: развивать у учащихся научно-лингвистическое  мировоззрение, вооружать  их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании.

3. Воспитательные: воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию,  чуткое отношение к родному языку и художественному слову.

Формы работы: индивидуальная; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).

Ведущие методы: активные методы обучения, Кейс – метод

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, компьютер, презентация, интерактивная доска.

Ф. И. О. преподавателей: Сухарева Екатерина Валерьевна

 

Этап урока, его цель

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

 

Словесное приветствие

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

 

 

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная (коллективная) форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ребята, перед вами слова.

Сейчас  мы  прочитаем их вслух и попробуем определить, какое слово здесь лишнее и почему.

Слова на слайде: Задержать, приобретение, характеризующий, роскошный, вертикальный, тенденциозный, одаренность.

 

 

 

 

 

Учитель: Какому принципу русской орфографии подчиняется написание этих слов?

Учащиеся наблюдают, анализируют слова, по очереди высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы: слово вертикальный лишнее, так как это слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова, а ко всем остальным словам можно подобрать проверочное слово.

 

 

 

 

Предполагаемый ответ: морфологическому

 

 

Личностные: готовность и способность к самостоятельной деятельности;

 

 

Метапредметные: умение выделять причинно - следственные  связи, умение формулировать выводы;

 

 

Предметные: владеть теоретическими знаниями о принципах русской орфографии и применять их на практике

 

 

 

 

3. Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа

 

 

 

 

 

 

Фронтальная (коллективная) форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: попробуйте определить тему нашего урока?

 

Тема: Правописание безударных проверяемых гласных корня слова.

 

 

Учитель литературы: исходя из темы урока, определите  цель нашего урока.

Цель урока: формирование умений и навыков написания слов с безударной проверяемой гласной в корне слова.

 

 

 

Учащиеся формулируют выводы своих наблюдений.

Предполагаемый ответ: правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.

 

 

Предполагаемый ответ: научиться правильно писать слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, подготовиться к экзамену по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: готовность и способность вести диалог со своими одногруппниками и с преподавателем, готовность и способность к самостоятельной деятельности;

 

 

Предметные:

 

 

4.    Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Как пишутся гласные в безударных слогах?

Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете?

Какие слова нельзя использовать в качестве проверочных слов?

Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание?

 

 

 

 

Предполагаемые ответы: в безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под ударением.

Написание безударной гласной проверяют путем подбора родственных слов или формы слова, в которых эта гласная стоит в ударной позиции.

Безударные гласные о/а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверить формами несовершенного вида на-ивать (-ывать).

Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

 

 

5. Закрепление материала

 

 

 

 

Кейс – метод

 

Групповая форма работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Ребята, работать вы будете по группам. Вам нужно выбрать спикера группы, который организует работу   группы, а также будет вести учет работы каждого участника группы в течение урока, а по окончании урока выставит оценки. Каждая группа получает кейс с заданиями. После работы слово предоставляется каждой группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует самостоятельную работу обучающихся

 

 

 

Контролирует выполнение работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу, побуждает к высказыванию своего мнения, подводит обучающихся к выводам.

 

 

Обеспечивает положительную

 

 

 

 

 

Ученики советуются и выбирают спикера. Каждому спикеру выдается оценочный бланк

 ( Приложение 1)

 

 

Самостоятельная работа в группах

Каждая группа  работает над заданиями:

  1. Выразительно прочитайте стихотворения.
  2. Назовите автора всех трех стихотворений.
  3. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения.
  4. Что объединяет эти стихотворения?
  5. Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита группами своих кейсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита группами своих кейсов.

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; совершенствование уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостотельно организовывать собственную деятельность, умение; владение навыками познавательной учебно-исследовательской деятельности, способность и готовность к применению различных методов познания:

 

Предметные: сформированность  устойчивого интереса к чтению; сформированность навыков анализа литературных произведений; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение навыками анализа художественного произведения.

владеть теоретическими знаниями о принципах русской орфографии и применять их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

Учитель: Скажите, что объединяет всех поэтов, стихи которых мы сейчас прочитали?

 

 

 

 

 

Учитель литературы: Сейчас я попрошу оценить свою работу на уроке. Спикеры группы, опираясь на критерии в оценочном листе, выставляют оценки каждому участнику группы.

 

 

 

Предполагаемые ответы: поэты Серебряного

  1.  

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку, обсуждают  в группе оценки  за урок, формулируют конечный результат своей работы на уроке. Спикер группы озвучивает  оценки.

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 

Метапредметные: умение оценивать собственную деятельность, определять сферу своих интересов; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

 

Предметные:владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

7.  Домашнее задание

 

Индивидуальная работа

Учитель: выучить наизусть стихотворение поэта Серебряного века (на выбор)

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

Благодарят преподавателя за урок.

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

 

 

Приложение 1.

Оценочный лист.

№ п/п

Фамилия,  имя участника группы.

 

Вид работы.

 

 

 

 

 

Итог

 

 Работа с

источником  информации

Ответы на промежуточные вопросы

 

Заполнение таблиц составление схем, работа с картой

 

Формулирование выводов и доказательств

Выступление с результатами работы

Участие в обсуждении, дискуссии

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Найдите лишнее слово Задержать, приобретение, характеризующий, роскошный, вертикальный, тенденциозный, одаренность.

Правописание безударных проверяемых гласных корня слова. Цель: формирование умений и навыков написания слов с безударной проверяемой гласной в корне слова.

1 группа. Задания: Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".

По дороге идут богомолки, Под ногами полынь да комли. Раздвигая щипульные колки, На канавах звенят костыли. Топчут лапти по полю кукольни, Где-то ржанье и храп табуна, И зовет их с большой колокольни Гулкий звон, словно зык чугуна. Отряхают старухи дулейки, Вяжут девки косницы до пят. Из подворья с высокой келейки На платки их монахи глядят. На вратах монастырские знаки: «Упокою грядущих ко мне», А в саду разбрехались собаки, Словно чуя воров на гумне. Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… По тени от ветлы-веретенца Богомолки идут на канон.

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

2 группа Задания: Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота. Дольнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга. Терем высок, и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама? Каждый конёк на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе. Купол стремится в лазурную высь. Синие окна румянцем зажглись. Все колокольные звоны гудят. Залит весной беззакатный наряд. Ты ли меня на закатах ждала? Терем зажгла? Ворота отперла?

Я вышел. Медленно сходили На землю сумерки зимы. Минувших дней младые были Пришли доверчиво из тьмы… Пришли и встали за плечами, И пели с ветром о весне… И тихими я шёл шагами, Провидя вечность в глубине.. О, лучших дней живые были! Под вашу песнь из глубины На землю сумерки сходили И вечности вставали сны!..

Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах. Сонмы нестройных видений Твой потревожили прах. Спишь ты за дальней равниной, Спишь в снеговой пелене… Песни твоей лебединой Звуки почудились мне. Голос, зовущий тревожно, Эхо в холодных снегах… Разве воскреснуть возможно? Разве былое — не прах? Нет, из господнего дома Полный бессмертия дух Вышел родной и знакомой Песней тревожить мой слух. Сонмы могильных видений, Звуки живых голосов… Тихо вечерние тени Синих коснулись снегов.

3 группа Задания Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: "Я верный друг!" И моего коснулся платья... Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных... Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: "Благослови же небеса – Ты первый раз одна с любимым".

И кто-то, во мраке дерев незримый, Зашуршал опавшей листвой И крикнул: "Что сделал с тобой любимый, Что сделал любимый твой! Словно тронуты черной, густою тушью Тяжелые веки твои. Он предал тебя тоске и удушью Отравительницы любви. Ты давно перестала считать уколы – Грудь мертва под острой иглой, И напрасно стараешься быть веселой – Легче в гроб тебе лечь живой!..." Я сказала обидчику: "Хитрый, черный, Верно, нет у тебя стыда. Он тихий, он нежный, он мне покорный, Влюбленный в меня навсегда!"

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу.– И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

4 группа Задания: Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

  Чтобы помнил не часочек, не годок – Подарю тебе, дружочек, гребешок.   Чтобы помнили подружек мил-дружки – Есть на свете золотые гребешки.   Чтоб дружочку не пилось без меня – Гребень, гребень мой, расчёска моя!   Нет на свете той расчёски чудней: Струны – зубья у расчёски моей!   Чуть притронешься – пойдёт трескотня Про меня одну, да всё про меня.   Чтоб дружочку не спалось без меня – Гребень, гребень мой, расчёска моя!   Чтобы чудился в жару и в поту От меня ему вершочек – с версту,   Чтоб ко мне ему все вёрсты – с вершок, Есть на свете золотой гребешок.   Чтоб дружочку не жилось без меня – Семиструнная расчёска моя!

Что другим не нужно – несите мне: Всё должно сгореть на моём огне! Я и жизнь маню, я и смерть маню В лёгкий дар моему огню.   Пламень любит лёгкие вещества: Прошлогодний хворост – венки – слова… Пламень пышет с подобной пищи! Вы ж восстанете – пепла чище!   Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю и горю дотла, И да будет вам ночь светла.   Ледяной костёр, огневой фонтан! Высоко несу свой высокий стан, Высоко несу свой высокий сан – Собеседницы и Наследницы!

Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!   Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь! С полным передником роз! – Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь Бог не пошлёт по мою лебединую душу!   Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации