Конспект урока русского языка на тему «Правописание безударных проверяемых гласных корня слова»

4
0
Материал опубликован 14 July 2019

Найдите лишнее слово Задержать, приобретение, характеризующий, роскошный, вертикальный, тенденциозный, одаренность.

Правописание безударных проверяемых гласных корня слова. Цель: формирование умений и навыков написания слов с безударной проверяемой гласной в корне слова.

1 группа. Задания: Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".

По дороге идут богомолки, Под ногами полынь да комли. Раздвигая щипульные колки, На канавах звенят костыли. Топчут лапти по полю кукольни, Где-то ржанье и храп табуна, И зовет их с большой колокольни Гулкий звон, словно зык чугуна. Отряхают старухи дулейки, Вяжут девки косницы до пят. Из подворья с высокой келейки На платки их монахи глядят. На вратах монастырские знаки: «Упокою грядущих ко мне», А в саду разбрехались собаки, Словно чуя воров на гумне. Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… По тени от ветлы-веретенца Богомолки идут на канон.

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

2 группа Задания: Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер прекрасен. Стучу в ворота. Дольнему стуку чужда и строга, Ты рассыпаешь кругом жемчуга. Терем высок, и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Кто поджигал на заре терема, Что воздвигала Царевна Сама? Каждый конёк на узорной резьбе Красное пламя бросает к тебе. Купол стремится в лазурную высь. Синие окна румянцем зажглись. Все колокольные звоны гудят. Залит весной беззакатный наряд. Ты ли меня на закатах ждала? Терем зажгла? Ворота отперла?

Я вышел. Медленно сходили На землю сумерки зимы. Минувших дней младые были Пришли доверчиво из тьмы… Пришли и встали за плечами, И пели с ветром о весне… И тихими я шёл шагами, Провидя вечность в глубине.. О, лучших дней живые были! Под вашу песнь из глубины На землю сумерки сходили И вечности вставали сны!..

Тихо вечерние тени В синих ложатся снегах. Сонмы нестройных видений Твой потревожили прах. Спишь ты за дальней равниной, Спишь в снеговой пелене… Песни твоей лебединой Звуки почудились мне. Голос, зовущий тревожно, Эхо в холодных снегах… Разве воскреснуть возможно? Разве былое — не прах? Нет, из господнего дома Полный бессмертия дух Вышел родной и знакомой Песней тревожить мой слух. Сонмы могильных видений, Звуки живых голосов… Тихо вечерние тени Синих коснулись снегов.

3 группа Задания Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: "Я верный друг!" И моего коснулся платья... Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных... Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: "Благослови же небеса – Ты первый раз одна с любимым".

И кто-то, во мраке дерев незримый, Зашуршал опавшей листвой И крикнул: "Что сделал с тобой любимый, Что сделал любимый твой! Словно тронуты черной, густою тушью Тяжелые веки твои. Он предал тебя тоске и удушью Отравительницы любви. Ты давно перестала считать уколы – Грудь мертва под острой иглой, И напрасно стараешься быть веселой – Легче в гроб тебе лечь живой!..." Я сказала обидчику: "Хитрый, черный, Верно, нет у тебя стыда. Он тихий, он нежный, он мне покорный, Влюбленный в меня навсегда!"

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу.– И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

4 группа Задания: Выразительно прочитайте стихотворения. Назовите автора всех трех стихотворений. Как называется сборник, куда вошли эти стихотворения. Что объединяет эти стихотворения? Выпишите из каждого стихотворения слова с безударной проверяемой гласной корня, подберите проверочные слова.

  Чтобы помнил не часочек, не годок – Подарю тебе, дружочек, гребешок.   Чтобы помнили подружек мил-дружки – Есть на свете золотые гребешки.   Чтоб дружочку не пилось без меня – Гребень, гребень мой, расчёска моя!   Нет на свете той расчёски чудней: Струны – зубья у расчёски моей!   Чуть притронешься – пойдёт трескотня Про меня одну, да всё про меня.   Чтоб дружочку не спалось без меня – Гребень, гребень мой, расчёска моя!   Чтобы чудился в жару и в поту От меня ему вершочек – с версту,   Чтоб ко мне ему все вёрсты – с вершок, Есть на свете золотой гребешок.   Чтоб дружочку не жилось без меня – Семиструнная расчёска моя!

Что другим не нужно – несите мне: Всё должно сгореть на моём огне! Я и жизнь маню, я и смерть маню В лёгкий дар моему огню.   Пламень любит лёгкие вещества: Прошлогодний хворост – венки – слова… Пламень пышет с подобной пищи! Вы ж восстанете – пепла чище!   Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю и горю дотла, И да будет вам ночь светла.   Ледяной костёр, огневой фонтан! Высоко несу свой высокий стан, Высоко несу свой высокий сан – Собеседницы и Наследницы!

Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!   Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь! С полным передником роз! – Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь Бог не пошлёт по мою лебединую душу!   Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации