Православно-исторический вернисаж «В гости к Сергию»

Православно-исторический вернисаж «В гости к Сергию»
(методическая разработка, посвященная
Дню памяти Сергия Радонежского 18 июля)
Методическая разработка составлена
Антоновой Еленой Вадимовной,
учителем-логопедом
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»
г.Чебоксары
Чебоксары, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………2
Конспект методической разработки……………………………………………6
Список использованной литературы…………………………………………..12
Пояснительная записка к методической разработке
«Православно-исторический вернисаж «В гости к Сергию»
“Забота о воспитании нравственности и чувства
благочестия должна начинаться с раннего детства…
опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.
(Я.А.Каменский.)
Актуальность разработки конкурсного материала:
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Социально-коммуникативное направление развития и образования детей, выделенное ФГОС, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
Духовно – нравственное развитие ребенка-дошкольника необходимо осуществлять посредством его приобщения к ценностям православной культуры на основе православных традиций русского народа.
Приобщение детей к традициям своего народа, к православной культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы и является неотъемлемой частью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно родная православная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Для того чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Для нашей культуры и нашего человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Надо дать воспитанникам возможность обретения духовно-нравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.
Древняя Русь имела много мыслителей и проповедников. Один из них – игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (в детстве Варфоломей). Жизненный путь великого старца очень необычный. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед. Дошли же до нашего времени рассказы о его жизни талантливых русских писателей, житие в красках, созданное великими художниками.
Представленная методическая разработка «Православно-исторический вернисаж «В гости к Сергию» содержательно вовлекает дошкольников и их родителей в православную историю, закладывает основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией посредством знакомства с образом Сергия Радонежского.
Цель составления методической разработки: формирование гражданско-патриотического самосознания через поддержание образовательного процесса в ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста и их родителей к ценностям православной культуры.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и взрослых (педагога, родителей).
Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.
Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.
Обоснование особенностей и новизны работы: особенностью методической разработки является осуществление православно-культурных особенностей организации образовательного процесса в соответствии с задачами духовно-нравственного воспитания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; новизна заключается в вовлечение дошкольников и их родителей в процесс активного познания православной истории и культуры.
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний детей и родителей об исторических личностях России, возрастание интереса к православным традициям.
Воспитание любви и чувства гордости за Родину и своих исторических соотечественников.
Развитие у дошкольников познавательной активности, коммуникативных навыков в процессе общения со взрослыми.
Православно-исторический вернисаж «В гости к Сергию»
(методическая разработка, посвященная
Дню памяти Сергия Радонежского 18 июля)
«…Похвала наша Сергию не ему пользу приносит,
но для нас спасением будет духовным».
Епифаний Премудрый.
Ц ель мероприятия: заложить в детях основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми в процессе активного взаимодействия со своими родителями.
Задачи мероприятия:
Учить детей и родителей быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе; способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; воспитывать уважительное отношение к родителям.
Вызвать у детей и родителей интерес к изучению Православия на примере жизни и деяний Сергия Радонежского, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Методы и приемы: беседа, рассматривание репродукций картин, выразительное чтение стихотворения, игровое задание, продуктивная деятельность.
Формы организации деятельности: индивидуальная деятельность детей, работа в паре «родитель-ребенок», работа в малой подгруппе.
Оборудование: электронная презентация, бумага, ножницы, карандаши, строительный набор, конструктор «Лего».
Подготовительная работа: заучивание одним ребенком стихотворения, изучение сведений о жизни Сергия Радонежского родителями.
Ход мероприятия
Ведущий (педагог): Добрый вечер! Сегодня мы отправляемся в гости к великому старцу Сергию Радонежскому. Уважаемые родители, а что вы знаете о нем?
Ответы родителей.
Ведущий: Дорогие дети! Все взрослые люди когда-то были детьми, такими же, как и вы. Сергий Радонежский тоже был мальчиком и жил с родителями в одном русском селе, недалеко от Ростова Великого. Он очень любил, уважал и почитал своих родителей. Был добрым, отзывчивым и послушным сыном.
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу. (Р.Запесоцкая.)
У Сергия Радонежского в детстве было другое имя. Его звали Варфоломей.
«…Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась…. Маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчён. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперёд не двигается…». (Б.Зайцев).
Соревновательное задание «Каким был мальчик (отрок) Варфоломей?»
Работа в паре «Ребенок – родитель».
Подобрать слова-признаки (прилагательные), характеризующие Варфоломея, используя буквы его имени.
В - верный, а - аккуратный, р - работящий, ф - философский, о - организованный, л -любящий, о – обязательный, м - мечтательный, е – единственный, й (и) – интересный (и др.)
Ведущий: Очень хорошо справились с заданием! А дальше вот что произошло:
Рассматривание репродукции картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Рис.1. М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
«…И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, по лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского, и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело – этой чертой отмечена вся его жизнь…». (Б.Зайцев.)
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: «Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться». (Р.Запесоцкая)
И после этого стал Варфоломей успешно учиться грамоте.
Соревновательное задание «Поможем Варфоломею научиться читать» (живые буквы)
Работа в малых подгруппах «2 ребенка – 2 родителя».
Составить и показать слова: МАМА, ПАПА.
Ведущий: Как и любой человек, Варфоломей всю жизнь хранил в душе образы матери и отца, любил и почитал их. О родителях его известно очень мало. Мать будущего подвижника была тихой, доброй и набожной женщиной.
Игровое задание для детей «Сердечко»: вырезать из бумаги сердечко и подарить его (свою любовь) родителям.
Ведущий: Варфоломей взрослел.
Рассматривание репродукции картины М.В.Нестерова «Юность Преподобного Сергия».
Рис.2. М.В.Нестеров «Юность Преподобного Сергия».
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу. (Р.Запесоцкая.)
Соревновательное задание «Что мы слышим? Что мы видим?» с опорой на картину М.В.Нестерова «Юность Преподобного Сергия».
Работа в двух командах «Родители – дети».
Дети «Мы видим…»
Родители «Мы слышим…»
Ведущий: Варфоломей взял себе церковное имя Сергий.
Рассматривание репродукции картины М.В.Нестерова «Сергий Радонежский».
Рис.3. М.В.Нестеров «Сергий Радонежский».
Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить. (Р.Запесоцкая.)
И построил Сергий со своими помощниками церковь, и стали они там все вместе жить.
В нашем городе тоже строится храм Сергий Радонежского. Давайте представим, каким он будет?
Задание «Нарисуй или построй храм Сергия». На выбор предлагаются карандаши, строительный материал, конструктор «Лего». Дети с родителями создают макет храма. Демонстрация работ.
Ведущий: Епифаний Премудрый, древнерусский мыслитель, написал: «Отворите мне ворота правды, и я войду в них…». В этих словах сама суть личности старца, его жизненного пути. Сколько людей увлёк Сергий за собой! И, возможно, сегодня, познакомившись с ним, мы с вами встанем на путь любви ко всем людям.
Чтение ребенком стихотворения:
Если ты родился свыше –
Всё на свете будешь знать.
Одарит тебя Всевышний.
Почитай отца и мать.
Не кради, не лги. Будь верен
Делу, слову своему.
Не убий. И будь уверен,
Что понравишься Ему. (В.Смирнов.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Добрынина, Е.В. «Житие Сергия Радонежского» в школьном изучении // Халах шкуле. -2006. -№6. –С.34-38.
Добрынина, Е.В. Образ Сергия Радонежского на полотнах М.В.Нестерова как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях // Нравственные ценности и будущее человечества / под ред.Д.Н.Нестеренко. –Чебоксары: Чувашская митрополия, ЧРИО, 2018. – С.71-77.
Зайцев Б. Белый свет: Проза. -М., 1990. -С.188.
Знамя Преподобного Сергия Радонежского. -Новосибирск, 1991. -С.8.
Сергий Радонежский: Сборник / Сост. В.А.Десятников. –М., 1991. -С.9-106.