12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна389
Россия, Ханты-Мансийский АО, Урай
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Тема: Разнообразие методов обучения дополнительного образования.

Различные формы учебной работы детского объединения

дополнительного образования

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

показать ему результаты его учебной работы;

создать условия для сплочения коллектива;

формировать у детей стремление радовать окружающих доступными им способами;

расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются:

выставки,

концерты,

клубные дни,

состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свои содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность воспитанников.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций ; обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие наглядные представления.

Экспедиция

Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

интегрированные занятия, основанные на связях различных областей знаний;

занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;

занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.;

занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.

занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и др.

Охарактеризуем новые формы организации деятельности обучающихся, которые стали использоваться в последнее время как в практике школы, так и в практике дополнительного образования.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев;

ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек и природа» и т. п.

Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания;

формирование умения взаимодействовать с людьми

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 Хорошие результаты дают уроки-дискуссии. На уроках с дискуссионным действием каждый ученик ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Уголовная ответственность», «Воинская обязанность», «Права и обязанности родителей и детей». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме.  На этих уроках не навязывается  «правильный ответ»,  а участники дискуссии получают опыт самовыражения, учатся уважать чужое мнение.

Научиться творчески, мыслить можно только в том случае, если для этого созданы условия. В ходе обучения в русле новой технологии правового образования учащиеся "проживают" весь познавательный цикл познания.

На традиционных уроках основ правовых знаний господствует репродуктивный тип деятельности. Ученику заранее известно, если он добросовестно перескажет параграф учебника да еще вспомнит, что на уроке говорил учитель, то пятерка обеспечена (в этой логике понять - значит назвать). Творческая мыслительная деятельность отсутствует. Обычно учебник навязывает ученику определенную точку зрения, преподносит готовые истины, выводы, которые даже искать-то совсем нетрудно, они выделены особым шрифтом. Дети получают некие готовые формулы, штампы, стереотипы.

Другое дело уроки-практикумы,  на которых обучающиеся решают юридические казусы, опираясь на знание закона, кодексы РФ. Они играют огромную практическую роль по формированию правового сознания школьников. Такие уроки основ правовых знаний позволяют научить  ребенка творчески мыслить, формируют  активную жизненную позицию старшеклассника.  Уроки-практикумы формируют навыки   работы  с литературой, умение анализировать ее, ориентироваться в основных источниках. Во время этих уроков используются кодексы (Трудовой, Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и другие нормативно-правовые акты, источники права;  учитель лишь объясняет, каким образом в них можно найти необходимую информацию во время самостоятельной работы по решению юридических задач. 

Трудно согласиться с мнением тех педагогов, которые считают, что нужна максимальная доступность и облегченность учебного материала. Скорее наоборот! Нужно создавать больше затруднений для ребенка как "отправных точек для его мыслей", ведь "мышление всегда возникает из затруднений". Библейская мудрость гласит: «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Учитель дает старшеклассникам способ действия, т.е.  учит  их  читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.