Справочный материал «Соотношение разных видов условий для успешной инклюзии ребенка с ОВЗ»
Схема-описание «Соотношение разных видов условий для успешной инклюзии ребенка с ОВЗ» (с нарушением зрения)
Индивидуально- ориентированные образовательные условия
В реализации образовательного процесса для конкретного ребёнка с ОВЗ и особыми потребностями проявляется вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии с возможностями и особенностями данного ребёнка:
- проектирование образовательного процесса;
- проектирование АООП для обучающихся с ОВЗ;
- дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития ребёнка;
- кресла и оборудования для индивидуальной работы
Частноспецифи-ческие условия
- тренажёры;
- сухой бассейн;
- класс, оборудованный аудиоаппаратурой, предметами с шрифтом Брайля, аудиокнигами;
- игрушки, развивающие мелкую моторику;
- технические средства
Общеспеци-фические условия
- безбарьерная среда;
- развивающее и спортивное оборудование;
- игры и игрушки;
- крупные мягкие модули
Специальные образовательные условия (для детей с нарушением зрения)
1) Организационное обеспечение:
- нормативно правовая база (внесение в устав пункта по работе с детьми с ОВЗ; образовательная программа; договор с родителям; договор между ОУ и ОПМПК и другими подразделениями);
- организация медицинского обслуживания (необходимо системное сопровождение ребёнка врачом-офтальмологом и врачом- неврологом (по необходимости);
- организация питания (без особенностей, по основному меню ОУ);
- организация взаимодействия с ППМС центрами (консультативная и просветительская помощь);
- организация взаимодействия с органами социальной защиты и с другими подразделениями (может осуществляться по необходимости).
2) Материально-техническое обеспечение:
- внеучебное пространство (таблички с названием кабинетов по системе Брайля; тактильная дорожка в коридоре; зрительные, звуковые, тактильные ориентиры);
- классный кабинет (тактильные ориентиры на каждой парте; стены кабинетов должны быть окрашены в светло-пастельные тона; освещение- максимально доступное; классная доска без глянцевого покрытия);
- специальное оборудование (для слепых: индивидуальная трость для передвижения по зданию; для слепых: оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность, для слабовидящих: зрительные ориентиры на спортивном оборудовании;
учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
для слабовидящих: указки с ярким наконечником;
для слабовидящих: различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);
для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;
комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;
кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога).
3) Организационно- педагогическое обеспечение:
- охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- развитие мимики и пантомимики;
- лечебная физкультура;
- социально-бытовая ориентировка;
- ритмика;
- коррекция познавательной деятельности;
- ориентировка в пространстве.
4) Психолого педагогическое сопровождение;
5) Кадровое обеспечение:
- учитель;
- врач-офтальмолог;
- учитель-дефектолог (тифлопедагог);
- педагог-психолог (тифлопсихолог);
- учитель- огопед;
- тьютор;
- координатор по инклюзии;
- социальные педагоги