«Правовое регулирование охраны окружающей среды»
Презентация: «Правовое регулирование охраны окружающей среды» Автор: МЕНЬШОВА Людмила Анатольевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования №1» г. Смоленска
Аннотация: Данная презентация предназначена для проведения занятия с обучающимися 14-17 лет по программе «Основы правовых знаний», раздел «Основы экологического права». Цель - ознакомление с понятиями, мероприятиями по охране окружающей среды, правовым регулированием данного направления. Задачи: ● Познакомить учащихся с понятиями объектов охраны окружающей среды. ● Охарактеризовать основные мероприятия по охране окружающей среды. ● Рассмотреть нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, сформировать навыки самостоятельной работы с НПА. ● Дать понятие экологических правонарушений и видов ответственности за их совершение.
Охрана окружающей среды – это деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Охрана окружающей среды – это деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности земли, недра, почвы поверхностные и подземные воды леса и иная растительность, животные и др. организмы и их генетический фонд атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство
В первую очередь охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не были подвержены антропогенному воздействию. В первую очередь охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не были подвержены антропогенному воздействию.
Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы, и в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии. Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, имеющая пространственно-территориальные границы, и в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии.
Природный ландшафт – территория, не подверженная изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, которые сформированы в единых климатических условиях. Природный ландшафт – территория, не подверженная изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, которые сформированы в единых климатических условиях.
Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены географическими и иными соответствующими признаками. Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены географическими и иными соответствующими признаками.
Особой охране подлежат: объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия; государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ; редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Основные мероприятия по охране окружающей среды: лицензирование экологическая сертификация экологическая экспертиза государственный мониторинг контроль
Мероприятия по охране окружающей среды: Подлежат отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды. Лицензирование Проводится с целью обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Она может быть обязательной или добровольной. Экологическая сертификация Проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза
Мероприятия по охране окружающей среды: осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ - регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). - регламентирует охрану земель и защиты окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ - регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ - основной источник, регулирующий отношения в сфере лесопользования в России.
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1 - регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ - регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 №33-ФЗ - регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ - определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ - устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ - направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ - определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. - регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Ответственность за совершение экологических преступлений Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: - нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; - нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности; - нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов; - иные нормативы качества окружающей среды. Ст. 20 ФЗ "Об охране окружающей среды"
Ответственность за совершение экологических преступлений Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причинившее вред окружающей среде и здоровью человека.
Ответственность за совершение экологических преступлений Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом. Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.). Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель
Ответственность за совершение экологических преступлений Виды ответственности за совершение экологических правонарушений: 1) дисциплинарная – применяется за нарушение экологического законодательства к работникам, в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм; 2) административная – применяется в случаях сои юридическими лицами правонарушений, которые предусмотрены в нормах административного права и которые причинили вред природной среде; 3) материальная – применяется за причинение ущерба или нанесения вреда гражданам и окружающей природной среде 4) уголовная – наступает при наличии всех элементов состава экологического преступления.
В наших с вами силах уменьшить губительное влияние на состояние окружающей среды, и мы должны к этому стремиться, неукоснительно соблюдая закон. В наших с вами силах уменьшить губительное влияние на состояние окружающей среды, и мы должны к этому стремиться, неукоснительно соблюдая закон.