Праздник Азбуки.
Лещёва Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МОУ БСОШ №2 села Бурмакино
Ярославской области
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие проводится после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данное мероприятие проведено в форме праздника.
Цели мероприятия:
- Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных на уроках обучения грамоте и письма.
Задачи мероприятия:
1. Подвести итоги изучения детьми азбуки.
2. Показать значение азбуки в жизни детей.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
6. Воспитывать у детей доброжелательность, активность, умение работать в коллективе.
В празднике участвуют учащиеся 1 класса, их родители, третьеклассники выступают в роли сказочных героев (малокомплектная школа).
В процессе подготовки к празднику с учащимися разучиваются песни, стихотворения.
Родители помогают в оформлении класса, готовят подарки и праздничное чаепитие.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- костюмы персонажей праздника: Азбука, Литературное чтение, Шапокляк.
Оформление доски:
- «Спасибо тебе, Азбука!»
- персонажи сказочных героев;
- рисунок обложки учебника «Азбука», «Литературное чтение».
Ход праздника:
Под музыку Заходера «Тридцать три родных сестрицы» на экране меняются слайды из жизни 1 класс.
Ученик 1:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко: В чем секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
Ученик 2:
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и читать мы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
Ученик 3:
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Ученик 4:
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Ученик 5:
Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай пройдут года и много, много дней.
Нам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!
Исполняется песня «Азбука».
1. Если хочешь много знать, Припев: 2. Надо буквы нам писать Припев. 3. Книжки могут рассказать Припев. |
Учитель:
- Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок-праздник. Мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой. Ребята, давайте вспомним, что узнали за эти полгода.
- Кто знает, сколько букв в русском языке? Верно, в русском языке 33 буквы. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.
- Что вы можете сказать про гласные?
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Давайте поставим гласные парами (а-я, о-ё, е-э, у-ю, ы-и)
- Попробуйте, ребята, составить из них слова! Не получается! А почему?
Не хватает согласных!
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Ребята. Поставьте согласные парами.
( пары: б-п, в-ф,г-к, д-т, з-с, ж-ш.)
- Как называются эти согласные? (парные)
- Почему не все согласные вы поставили парами? (есть звонкие согласные, у которых нет пары, и есть глухие согласные, у которых нет пары) Давайте их назовем.
- Мы все буквы назвали? Конечно, есть еще Ь и Ъ знаки. Чем они отличаются от остальных букв? (не обозначают звука) Верно!
Твёрдый знак очень твёрдый,
Оттого он и гордый.
Буквы в слове разделяет,
Только жаль, его теряют!
Но, а мягкий знак найдёшь
В слове « льёт»
И в слове «дождь».
(Входит Азбука)
Азбука:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все – жители волшебной страны. А знаете, откуда взялось моё имя? Что оно значит? Очень давно наш алфавит открывала буква А, но называлась она тогда по-другому – аз. Вторая буква похожа на нашу букву Б – буки. Отсюда и взялось моё имя – азбука. Я пришла познакомить вас с удивительным миром книг и пригласить в страну Читалию.
(Звучит песня «Старуха Шапокляк». Выходит Шапокляк и поет песню.)
Шапокляк:
- Кто людям помогает,
- Тот тратит время зря, ха-ха!
- Хорошими делами прославиться нельзя!
- Поэтому я всем и каждому советую
- Все делать в жизни так,
- Как делает старуха по кличке Шапокляк!..
Шапокляк:
- Вот они мои миленькие, разбойнички! Здравствуйте, мои дорогие девочки – вертелочки и мальчишки - кочерыжки! Что, узнали меня? Правильно, это я - ваша любимая бабушка, бабуленька Шапокляк! Ну, как дела? Слушаетесь ли вы своих учителей и родителей? Что?... Вот и плохо! Я не люблю послушных. Мои любимчики знаете кто? Самые примерные хулиганы. С них - то и надо брать пример, потому что они могут сделать самую большую пакость.
Учитель:
- Да Вы что, Шапокляк. У нас все ребята хорошие: послушные, много знают и умеют, учатся прилежно. Сегодня у нас праздник.
Шапокляк:
- Так говорите, праздник у вас? Я очень даже праздники люблю! А что вы на них делаете? Проказничаете? Нет? Поете?! Танцуете?! Играете!?
Ой, а я-то как играть люблю! Я ведь такие классные игры знаю! Вот такая веселенькая игра, к примеру: намазываем стул соседа по парте клеем, а когда он усядется да прилипнет хорошенько, надо подойти тихонечко сзади да как заорать в самое ухо. Все сразу довольны и счастливы! Нравится вам моя игра?
Дети. - Нет!
Шапокляк. Не нравится? Тогда, вот другая, тоже веселенькая: идет себе человек по улице, прогуливается. А тут веселенький мальчик прыгает двумя ножками в ближайшую большую лужу и обливает прохожего грязью с головы до пяточек. Правда, здорово?
Азбука:
- Ничего смешного в этом нет. Вы, уважаемая хулиганка, наверное, и в школе не учились. А буквы, то хоть знаете?
Шапокляк:
- Вот, когда я была маленькой девочкой… (крысе) Ну, это ещё до тебя было. Я выучила несколько букв, только забыла, как они называются. Ребята, помогите их вспомнить!
Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, -
Но только не так - понарошку!
(Ш)
Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной!
(Е - Ё)
Ею можем обозначить,
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик!
(Х)
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не пишем «ы»!
(Ж)
Врач умеет очень просто
Наше горло проверять -
Он всегда при этом просит
Эту букву называть.
(О)
Наш барашек букву знает,
Только чуточку смягчает, -
Я, пока его учила,
Сама ее почти забыла.
(Б)
Что мне делать, как мне быть?
Как исправить мне язык? -
Я ее произносить
Вместо паузы привык!
(Э)
Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают!
(Ч)
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готова -
Нет ее в начале слова!
(Ы)
Шапокляк:
- Вот, видите, сколько я букв знаю. Я умная. А вы занимаетесь здесь какой-то ерундой. Читать учитесь, писать. Да кому это надо?! Вот ещё делать нечего! У меня в жизни свои правила.
Эти правила просты, быстро их запомнишь ты.
Как проснулся не вставай,
Лени волюшку давай.
Лепесток роса умыла,
А тебе не надо мыла.
Понуканий подожди,
В школу вовсе не иди.
В школе, в классе насори,
А насоришь – убеги.
Будь в одежде неопрятен,
Насажай и дыр и пятен.
Дома взрослым нагруби,
Малышей ты не люби.
Знай, хорошие отметки,
Тебе вовсе не нужны.
Чтоб тобой могли гордится,
Должен много ты лениться.
- Ну, как вам мои правила? Правда, здорово?
Азбука: Нет, нам, бабулечка, ваши правила не подходят. Правда, ребята?
Давайте расскажем Шапокляк, как нужно вести себя в школе. (ответы детей)
Шапокляк:
- Ох, как вам, наверное, сложно! А читать то, зачем учиться? А интернет, там вам любую сказку покажут. (ответы детей)
Шапокляк:
- Да, ребята, убедили вы меня. Видно и нам с Лариской надо читать учиться.
Учитель:
- Верное решение, Шапокляк. Ну, а пока, оставайтесь на наш праздник.
Шапокляк:
- Я с большой радостью, может, ещё чему у ребят научусь. Но сначала давайте отдохнем и потанцуем под мою любимую группу «Барбарики».
(Физкультминутка)
Азбука:
- А теперь пора отправляться в страну Читалию. В эту страну может попасть только тот, кто знает буквы и умеет читать. Чтобы попасть в Читалию, нужно выполнить несколько заданий. Я уверена, что с ними вы справитесь.
Учитель:
- Обязательно справятся. Итак, первое задание.
1 ) Букву к букве прибавляем,
Слоги сразу получаем.
Только вот беда случилась:
Всё здесь вдруг переменилось –
Слоги в кучу собрались.
Помоги их разделить!
Здесь смекалка нам нужна,
Чтобы получить слова.
Слоги на карточках.
за са мок ни ря гар ко
(Замок, заря, загар, сани, коса, коза.)
2) - Вы прочитали очень много сказок.
- Отгадайте название сказки.
1 Сидит в корзине девочка, у Мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
2 А теперь про чей- то дом, разговор мы заведём.
В нём богатая хозяйка припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно, этот дом сгорел дотла (Кошкин дом).
3 Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок, всё ж попался … (Колобок).
4 Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль )
5 Нет ни речки, ни пруда —
где воды напиться?
Очень вкусная вода
в ямке от копытца! .. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
6 Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (По щучьему велению)
7 Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Что за сказка? (Репка)
Азбука:
- Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.
Кощей…бессмертный
Василиса…Прекрасная
Братец…Иванушка
Сестрица…Алёнушка
Змей…Горыныч
Баба…Яга
Мальчик…с пальчик
Финист…Ясный сокол
Крошечка…Хаврошечка
- Молодцы, и с этим заданием справились.
3) Ребусы.
- Я уверена, что с ребусами вы тоже справитесь.
Азбука:
- Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. А теперь я с удовольствием открываю вам дверь в страну Читалию.
Учитель:
- Дорогая Азбука, ребята приготовили тебе подарок – частушки о нашей школьной жизни.
(исполнение частушек)
1. Мы девчонки-хохотушки.
Мы веселые всегда.
Вам споем сейчас частушки
Да про школьные дела.
2. Я с отличником дружу,
Помогать ему хожу.
Тихо рядом посижу,
А потом пример спишу.
3. Пять часов сидела Лиза,
Нос уткнувши в телевизор.
Ну а в школе ах да ох,
У неё язык отсох.
4. Лучше нашей школы нет,
Это всем известно,
И учиться здесь легко
И очень интересно!
5. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
6. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
7. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
8. Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
9. Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем!
Если надо – мы споем!
10. Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы
По-английски говорим.
11. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Азбука:
- Спасибо за подарок.
Ах! Совсем забыла я, друзья,
Что представить я должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
(Под музыку входит Литературное чтение.)
Литературное чтение:
Вам мое почтение! (Кланяется)
Я - литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой
Я, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока вам неизвестного.
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать
Хорошо надо читать.
Я добрый друг и спутник твой
Будь школьник бережным со мной.
Мой чистый вид приятен, оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай и корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни, где взял меня, туда верни.
Запомни я твой лучший друг, но только не для грязных рук.
Учитель:
- Мы рады приветствовать тебя Литературное чтение.
Учитель:
- Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают Диплом за обучение
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Читайте вы любые книжки!
(выдача дипломов)
Ученик 1:
Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
Ученик 2:
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик 3:
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Учитель:
- Ребята, давайте попрощаемся с Азбукой и споем ей на прощание песню.
(Исполнение песни «Чему учат в школе»)
Поздравление родителей.
Чаепитие.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Внеклассные мероприятия 3-е издание М., «ВАКО», 2006г
2. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо
4-е издание, авт. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. М., «ВАКО» 2010г
3. Воспитательная работа в начальной школе. Практ. пособие / Сост. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Ростов - Н/Д.: ТЦ «Учитель»2001г
4. Занимательное Азбуковедение /Сост. Волина В.В. М., 1991г
5. Первый класс- день за днём. /Сост. Тузова В.Л. С-Пб, «Каро», 2001г
6. Сценарии праздников в начальной школе /Сост. Шаповалова О.А., Саратов, «Лицей» 2005г.