12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колесникова Ольга Юрьевна27
Россия, Амурская обл., с. Анновка

Внеклассное мероприятие в форме путешествия с героями мультфильма " Смешарики".
Международный день родного языка
ZIP / 24.54 Мб

 

Внеклассное мероприятие к Международному  дню Родного языка.

Цель: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

 

Оборудование: конверты с заданиями; мультимедийная презентация; видео-фрагменты из мульфильма 

 « Смешарики»; листы для пословиц,  словари; сигнальные карточки, карточки со словами; на доске картинки с городами, дорога.

 

Доска:

21 февраля-Международный день Родного языка

(картинки городов)

Фраза, которую откроют в конце урока

« Знай и люби Родной язык!»

 

Парты расставлены так, чтобы разместились три команды. На каждой парте табличка « Страна родного языка», по 3 конверта разного цвета с заданиями, белые листы, клей, ручки.

 

Форма проведения: путешествие по стране Родного языка, разбиты на  3 команды.

Предварительная работа: мини-исследование проводит обучающийся, сообщения готовят ученики, вспомнить на уроках русского языка, что такое « фразеологизмы», «синонимы», «антонимы», «омонимы»; работа со  словарями, оформить  стенд с высказываниями великих людей о родном русском языке.

 

Ход мероприятия:

 

Уч. Здравствуйте, дорогие путешественники! А как вы думаете, почему я к вам так обратилась?

Д. Наверное, мы будем путешествовать?

Уч. Верно, а куда мы отправимся, вы сейчас узнаете. А сначала улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку мне, гостям. Ведь улыбка-это хорошее настроение, а хорошее настроение- залог успешной работы.

Уч. Посмотрите на слайд

Слайд 1.                   «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня,

                                  меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью»

А.Н. Толстой

Уч. Догадались, о чём сегодня мы будем говорить в путешествии?

Д. О родном языке.

Уч. И это неспроста.

Слайд 2.               

Уч. 21 февраля - Международный день родного языка. Он был учрежден в 1999 году. В целом мире насчитывается от 2 до 5 тыс. разных языков, среди них так называемые мировые языки: русский, английский, французский,  немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки: польский в Польше, китайский в Китае, шведский в Швеции. А большинства языков не имеют никакой «официальной должности», на них просто говорят…на одном-10 чел., на другом-100 чел., на третьем -1000 чел., а на четвёртом-10000. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача это важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает 2 языка. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным языком является один язык…. А какой, ребята?

Д. Русский язык.

Уч. Каждый язык-ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт жизненную мудрость. Один из самых ярких и образных языков - русский язык. Лучшее его качество – изумительная меткость, гибкость, выразительность, певучесть, точность, красота.

Уч. Вот давайте и мы сегодня покажем красоту, уникальность, мудрость, богатство нашего родного языка и таким образом тоже встанем на его защиту в Международный день родного языка, чтобы он никогда не исчез. 

Уч. Вы согласны?(ДА). Вы готовы (ДА)

Слайд 4.

Уч. Тогда я приглашаю вас совершить путешествие по стране родного языка. Она большая, мы коснемся несколько сторон нашего родного языка. В путешествие с нами просятся герои известного мультфильма, а какого вы скажете сейчас сами.

Слайд 5. Картинка со Смешариками.

Д. Герои мультфильма «Смешарики».

Уч. Возьмём их с собой?

Д. С удовольствием!

Слайд 6. Кадр из мультфильма «А как долго ….»

Уч. А это зависит как ребята и вы, уважаемые Смешарики, будете работать. Но вас в путешествии ждут испытания и трудности

Слайд 7. Кадр из мультфильма «Чем больше трудностей….»

Слайд 8. Пустой слайд.(Пустые слайды для того, чтобы  не отвлекать внимание ребят на картинки на слайде, когда они работают над заданиями).

Уч. А вот тут ты прав, Крош. Путешествовать вы будете в группах, а как надо вместе работать? (Дети вспоминают правила работы в группах). И трудности вы преодолеете и закалите характер.

Слайд 9. Кадр из мультфильма « Нам нужно написать записку…»

Слайд 10.Пустой слайд.

Уч. Схема маршрута, Бараш, уже есть!(Учитель обращает внимание на доску, где проложен маршрут от города к городу. Приложение 1). Мы будем заходить в города и проходить испытания, которые нам приготовили жители этих городов.

Слайд 11.  Кадр из мультфильма « А не пора ли приступить..»

Слайд 12.Пустой слайд.

Уч. К путешествию? Да, Нюша, пора. Отправляемся.

Уч. Посмотрите, тут на дороге указатель и что-то написано!( На доске указатель, как отправление к путешествию. К нему прикреплена записка. Выходит ученик, берет записку и читает). Приложение 1.

Надпись на указателе:

«Испытания нас ждут,

Русский язык нам будет друг!» (В приложение картинка указателя).

Уч. Пройдя все испытания, мы узнаем очень важную фразу для всех нас.

Уч. Вперёд!

И на пути у нас первый городок. Зайдём в него? (ДА)

Слайд 13. Кадр из мультфильма «Эй, ребята…»

Слайд 14. Пустой слайд.

Уч. Ну чего тебе, что зовешь?

Слайд 15. Кадр из мультфильма «Ну идите себе…»

Слайд 16. Пустой слайд.

Уч. Да идём. Только жители городка не пускают нас, пока мы не поиграем с эхо. Ребята, а что такое эхо? Где мы его можем услышать? (Ответы детей).

Уч. Да,верно. Эхо повторяет окончание слова, а в нашей игре эхо будет назвать имена девочек и мальчиков. Поиграем? ( Ответы детей)

Игра « Мне эхо раскрывает секреты»

«Кто забрался под диван?»
Эхо мне в ответ: «Иван». 
«Не боится кто мороза?»
Эхо отвечает: «Роза». 
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «Лада». 
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «Света». 
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «Рая».
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо: «Алик». 
«Назови мне кавалера!»
Эхо прокричит: «Валера

Уч. Справились. Мы убедились, как в одном слове может жить другое. Вот такой родной язык богатый!

Уч. И мы в городке, в котором жители любят очень часто употреблять в речи крылатые выражения(фразеологизмы), и они приготовили первое испытание.

Уч. А что такое фразеологизмы или крылатое выражение? ( Отвечают. Некоторые испытывают трудности при формулировке)

Уч. А вот вам подсказка!(на слайде) Кто из вас, юные путешественники прочитает?

Слайд 17. (читает ученик)

Уч. А сейчас послушайте притчу о появлении одного фразеологизма «Хитер как лиса». Ульяна приготовила сообщение, послушайте. (Слушают сообщение).

«Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.

– Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?

– Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Уч. Спасибо за полезную информацию. Она пригодится.

У вас на столах в жёлтых конвертах лежат крылатые выражения(фразеологизмы).

Достаньте.  И выполните задание « Замените одним словом крылатое выражение». (Приложение 1).

1 команде.

Во весь дух.

 

Сесть в лужу.

 

Прикусить язык.

 

Знать на зубок.

 

Оказаться у разбитого корыта.

 

Чесать языком.

 

2 команде.

Зарубить на носу.

 

В час по чайной ложке.

 

Делать из мухи слона.

 

Водить за нос.

 

Одна нога здесь, другая там.

 

Кожа да кости.

 

 

3 команде.

Раз, два и обчёлся.

 

Заячья душа.

 

В двух словах.

 

Ушки на макушке.

 

Рукой подать.

 

Язык проглотить.

 

 

Уч. Обратите внимание,  у вас на столах сигнальные карточки: зелёные - группа готова, жёлтые- нужна помощь.

На выполнение задания у вас 3 минуты.

Слайд 18. Кадр из мультфильма «Всё очень просто…»

Слайд 19. Пустой слайд.

Уч. А ребятам  не очень просто было, но они справились и показали, как знают крылатые выражения, которые делают нашу речь...

Уч. А какой, ребята они делают нашу речь?

Д.: Они делаю нашу речь эмоциональной, выразительной, яркой, красивой.

Уч. Что скажем жителям этого городка?

Д. До свидания! ( Креплю это слово  на доске к городу, в котором работали).

Уч. Дальше двигаемся? ( ДА). А на пути новый городок!  И здесь жители приготовили испытания на знание родного языка. Готовы выполнять? (ДА) Они решили проверить, как вы можете правильно подбирать, употреблять и произносить слова.

Уч. У вас на столах конверты синего цвета, в них слова.

 1 группа – нужно подобрать синонимы ( В конверте слово:  БЫСТРЫЙ. Подбирают слова - синонимы, которые развешены по классу)

2 группа- антонимы( В конверте слово: ТРУСЛИВЫЙ. Подбирают слова-антонимы, которые развешены по классу).

3 группа- омонимы( В конверте слова: 1. Животное, жилище. 2. Насекомое, предмет одежды. Подбирают слова – омонимы, которые развешены по классу). Все лова в Приложении 1.

Уч. Давайте вспомним, что это такое синонимы, антонимы и омонимы? ( Спрашиваю участников команд, они отвечают)

Слайд 20. Кадр из мультфильма «Надо мыслить глобально…»

Слайд 21. Пустой слайд.

Уч. А ребята и будут мыслить глобально. А слова вы будете искать по всему городку. (По всему классу прикреплены слова, которые понадобятся детям). Готовы мыслить и работать глобально? (ДА).

( Слова: отважный, храбрый, смелый, мужественный; мгновенный, скорый, стремительный, внезапный; бабочка, норка)

Уч. Приступайте. У вас 3 минуты найти свои слова и приготовиться отвечать. ( Команды ищут слова, снимают, садятся за парты, отвечают)

Слайд 22. Кадр из мультфильма «Что-то я устала...»

Слайд 23. Пустой слайд.

Уч. Хорошо. Отдохнём и повеселимся, поиграем в игру «Наборщик» (Показываю слово, а они хором составляют из букв этого слова новые слова).

Слова для игры: ЛЮБОПЫТСТВО, ИЗВЕСТНОСТЬ.

Слайд 24. Кадр из мультфильма «Спасибо за игру…»

Слайд 25. Пустой слайд.

Уч. Ребята, важны в нашей речи синонимы, антонимы и омонимы?

Д. Да.  Не будем забывать об этом и ими пользоваться! Они обогащают нашу речь.

Уч. Что скажем жителям городка?

Д. Прощайте! ( Если будут отвечать «До свидания!», то надо подбирать  синонимы ).

Уч. А нам пора отправляться дальше. И перед нами опять городок, заглянем? (ДА)

Уч. А скажите, как вы думаете, язык может болеть?

Д. Конечно, может. Тогда надо обратиться к врачу.

Уч.  А если мы говорим о родном русском языке? ( Дети затрудняются ответить).

Уч. Посмотрите, какой случай произошёл с одним из жителей этого городка.

Сценка «Больной»

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.

Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим.( Ставит Пете термометр). А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя: В пятом «Бы».

Доктор: В пятом «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело….

Доктор:  Жутко и весело! Гм…..А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их училка в пух и прах хвалит….

Доктор: Порядочек…Железно….(Берёт у Пети термометр). Ну-ка, открой рот. ( Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он ( показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

 

Уч. Так какой язык болел у мальчика?

Д. Тот, на котором он говорит.

Уч. А как вы думаете, а можно ли вылечить этот язык?

Слайд 26. Кадр из мультфильма « Ну вы ващеее…»

Слайд 27. Пустой слайд.

Уч. Нюша, ну что за слова? А вот Реброва Юля сейчас докажет, что можно вылечит такой язык и как это сделать? Она провела мини- исследование и хочет с вами поделиться.

Выступление Ребровой Юлии.

 «Я провела небольшое исследование, понаблюдав за речью учеников начальной школы. Много общалась, слушала и записывала слова, которые неправильно говорят мои одноклассники, ребята начальной школы. И что я услышала: ихний, евошний, спаймал, пекти, ехай, исти, чё, мине, туды, сюды, воще.

Я решила выпустить небольшой  школьный словарик, где собраны слова, которые наиболее часто встречаются в речи детей нашей школы и произносятся неправильно».

Словарик в Приложении 1.

Слайд 28. Кадр их мультфильма « А что мне даст…»

Слайд 29. Пустой слайд.

Уч. Ребята, а вам полезна информация, которую Юля вам сейчас рассказала? (ДА)

Уч. А чем она полезна? (ответы детей)

Слайд 30. Кадр из мультфильма « Понимаешь, через 1000 лет…»

Слайд 31. Пустой слайд.

Уч. Это верно. Если не будем слова произносить правильно, то перестанем понимать друг друга, так давайте говорить чисто, грамотно, правильно!

Уч. А что на этот раз, прощаясь, мы скажем жителям городка?

Д. Всего хорошего!

Уч. А теперь пора в путь!

С вами дружно мы идём,

В городок сейчас зайдём!

Уч. А жители этого города говорят пословицами, а что такое пословица? ( Ответы детей).

Уч. Чтобы знать точнее, послушайте сообщение Седых Н.

Сообщение: Помните, что родной язык впитал вековой опыт. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставило свой след и устное народное творчество, к которому относится пословицы. Пословица-мудрость народа. Пословица-это короткое высказывание, в котором нравоучительный смысл. Они, как невидимые учителя, несут в себе истину.  Одни рассказывают о том, как правильно себя вести, вторые напоминают о важности здоровья, третьи высмеивают пороки людей.  Они украшают речь людей, делают речь богаче.

Слайд 32. Кадр из мультфильма « Ты меня просто поражаешь!»

Слайд 33. Пустой слайд.

Уч. А ты не поражайся, Нюша, а приступай с ребятами к испытанию. Возьмите зелёный конверт. В нём рассыпанные пословицы. Их надо собрать и приклеить на лист. В Приложениии 1 - все пословицы.

Слайд 34. Кадр из мультфильма « В этом деле нужен…»

Слайд 35. Пустой слайд.

Уч. Ребята очень серьезно подойдут к преодолению этого испытания. И ты присоединяйся, Крош. Выполняйте!  (Выполняют,  проверяем. Одну пословицу каждая команда объясняет).  

Слайд 36. Кадр из мультфильма «Феноменально!»

Слайд 37. Пустой слайд.

Уч. Согласна, Лосяш. Так зачем нам нужны пословицы?

Д. Они нам нужны для красоты, образности, точности, учат нас простым истинам.

Уч. Что скажем на прощание жителям этого городка? ( Пока! )

Уч. Дальше вместе мы пойдём,

 В гости в новый городок зайдём.

Слайд 38. Кадр из мультфильма « Ёжик, тебе не кажется…»

Слайд 39. Пустой слайд.

Уч. Вот сейчас и займётесь великим делом. И вам, ребята, предстоит сложное испытание. Жителям этого городка сегодня утром пришло письмо от Смешариков. Но они не могут понять, что написано в нём. Давайте прочитаем это письмо.

Слайд 40. Письмо (читает ученик).

Уч. А вы что-нибудь поняли? (НЕТ)

Уч. А почему?

Д. Много непонятных слов.

УЧ. А назовите  непонятные слова. (Дети называют)

Уч. Ребята, это слова молодежного сленга или разговора. Смешарики у нас общаются с подростками и вот результат.

Уч. А как вы думаете, нам нужны такие слова?(Ответы детей).

Уч. Если вы их не понимаете, значит, не нужны! У нас есть русские, простые, родные слова.

Уч. Давайте заменим их красивым русским словом.

Д. Давайте обязательно это сделаем.

Уч. Я вам даю письмо и словарик молодёжных слов, замените эти слова простым, понятным русским словом.

 Словарик современной молодёжи. Приложение 1. ( Выполняют задание.)

Уч. Проверим.

Слайд 41. Исправленное письмо. Команды проверяют.

Слайд 42. Кадр из мультфильм «Вот совсем другое дело»

Слайд 43. Пустой слайд.

Уч. Я тоже согласна!

Уч. Так как надо говорить?

Д. Говорить нужно чисто, правильно, грамотно.

Уч. Что скажем жителям городка?

Д. До новых встреч!

Уч. Городки мы все прошли,

К заветной разгадке пришли!

Слайд 44. Кадр из мультфильма « Настал момент истины..»

Слайд 45. Пустой слайд.

Уч. И сейчас откроем фразу. Эта фраза должна жить с нами вечно.

На доске переворачиваю прикрепленный лист, на нём фраза «Знай и люби русский язык!»

Уч. И конечно, береги!

Уч. Об этом говорили и многие известные писатели, поэты и т.д.

Обратите внимание на оформленный стенд с высказываниями великих людей о родном русском языке. ( Некоторые высказывания дети зачитывают). Все есть в Приложении 1.

Уч. Ребята, наш родной язык живет в сердце каждого из нас.

Слайд 46. На слайде большое сердце.

Уч. У вас на столах сердечки, напишите на них, какой для каждого из вас родной язык. Прикрепите к сердцу на слайде и прочитайте.

Уч. Вот и вернулись мы из путешествия. И на прощание улыбнитесь мне, и я вам.  И с хорошим настроением скажем: «До свидания»!

Уч. До новых встреч в стране родного языка!

/data/files/z1612940728.pptx (день род языка)

/data/files/l1612941201.docx (Приложение 1)

/data/files/b1612941232.docx (Словарик 1)

/data/files/t1612941248.docx (словарик)

/data/files/f1612941478.zip (видеофрагменты)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.