Предпринимательство

1
0
Материал опубликован 3 January 2020 в группе

ВВЕДЕНИЕ.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ.


Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в 18 в. По Кантильону предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарные предложения и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует экономический риск.

Более глубокому анализу подверг предпринимательство французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства – труда и капитала – в условиях риска. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера – монотонным, рутинным.

Американский экономист Иозеф Шумпетер (1883-1950), австриец по происхождению, утверждал, что предпринимательство – прежде всего новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары.

Итак, предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении. Доминирующими в формировании типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта права собственности и т п.

Комплексный анализ перечисленных особенностей выявил некоторые общие черты, присущие предпринимательским системам: все они являются частью типичных самоорганизующихся систем, траектории их развития не поддаются линейному описанию, они подлежит рассмотрению как единое целое при описании динамики их развития.

Некоторые виды предпринимательства обладают особенностями, которые накладывают определенные ограничения на развитие и саморазвитие системы. Например, государственное предпринимательство как вид коммерческой деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, осуществляемой в пользу государства либо муниципальных образований, подвержено достаточно сильному влиянию более высокой по уровню системы,


которой может быть государство либо муниципалитет. Особенно сильно это влияние дает себя знать в точках бифуркации (разделения, разветвления путей развития), оно способно даже затормозить на длительный период, а то и вовсе прекратить развитие всей системы предпринимательства.

Такие важнейшие понятия синергетики, как открытость системы, постоянный обмен информацией с сопряженными системами, самодвижение и самоорганизация, присущи предпринимательству как своеобразной системе в полной мере. Исследуя развитие предпринимательства, можно проследить проявление ряда синергетических принципов, а именно принципа эффективности взаимодействия, принципа баланса хаоса и порядка, принципа резонансных точек.

Взаимодействие – важный ресурс предпринимательской деятельности. От эффективного сотрудничества предпринимательской системы с различными коммерческими м государственными структурами, а также внешней средой зависит развитие обществаи предпринимательской фирмы. Именно когерентное поведение (совместное действие) элементов диссипативных структур (структур, возникающих в открытых неравновесных системах) является тем катализатором, который ускоряет самоорганизацию.

Предпринимательские системы подвержены волновым циклам хаоса и порядка, которые обнаруживают некоторое сходство с циклами экономической активности. При этом стремление к установлению порядка (некоторой тоталитарности) вызывает загнивание экономической системы.

Инновационные творческие воздействия на бизнес создают эффект резонанса, который позволяет получить максимум прибыла при минимуме затрат. Для предпринимательства справедливы слова Фридриха Ницше: «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Важным условием развития предпринимательства является мотивация, т е внутренние устремления, побуждающие человека рисковать своими деньгами ради достижения определенных целей, как экономических – получения выгоды, так и социально-психологических – удовлетворения потребности во власти, успехе, творчестве, соперничестве и тд. С течением времени влияние мотивов второго рода возросло. Если в 19 в предприниматель главным образом стремился получить максимальную прибыль, то в условиях современного рынка он зачастую довольствуется предпринимательским (личным) доходом, который иногда не превышает заработной платы высококвалифицированного наемного менеджера.

В современной экономической литературе высказывается 2 точки зрения относительно того, кто может считаться предпринимателем. Сторонники первой отождествляют предпринимателя с любым собственником, что правомерно в условиях малого и отчасти среднего бизнеса. Приверженцы второй точки зрения приписывают функции предпринимателя менеджеру, и это в значительной степени справедливо, если речь идет о большом бизнесе.

Авторы склонны думать, что в современных условиях предпринимательством следует считать всякую инициативную деятельность, имеющую целью получения дохода в условиях риска и осуществляемого от своего


имени и под свою имущественную ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица).

В конце 1987 г в СССР свершилось знаменательное событие: государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, предпринимательство. Именно в 1987 г в нашей стране появились и стали активно развиваться кооперативы, число которых за 1989 г увеличилось в 2,6 раза и составило на 1 января 1990 г более 102 тысяч, а на январь 1991 г – уже 132 тыс.

Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшегося. Причины этому, возможно, коренятся в прошлом страны.

В России исторически сложился особый уклад экономики, обусловленный как географическими фактами, так и особенностями формирования русской нации.

Суровый климат вынуждал вести постоянную борьбу за выживание и затрачивать значительную энергию на обеспечение элементарного существования, и русский народ стихийно прибегнул к коллективистским формам ведения хозяйства, создав общину, а затем артель.

Следует также помнить, что, обитая на равнине между Востоком и Западом, русские постоянно подвергались набегам и нашествиям завоевателей. Вся история России есть история самообороны. Военные нужды заставили государство активно вмешиваться в экономику, в связи с чем в России традиционно сложился приоритет государственной экономической инициативы над частной.

Огромные расстояния, суровый климат, скверные дороги предопределили неразвитость внутренней торговли и, как следствие, неэффективность товарно-денежных отношений. Поэтому самым простым способом прокормления на Руси было получение земли и ведение натурального хозяйства. Начиная с 11 в князья активно используют этот стимул для привлечения на службу. Российская земля стала условием и целью службы, приобрела характер служебной.

Низкая плотность населения делала русских земледельцев полуоседлыми. Это заставило государство ввести крепостную зависимость, которая не смогла совершенно приостановить, а только ввела в известные рамки процесс непрерывной колонизации крестьянами окраинных земель.

Искатели лучшей доли бежали от крепостного рабства на север- в леса, на восток –в Сибирь, на юг- в степь. Так постепенно сформировалось служилое сословие воинов-земледельцев, казачество. Взяв на себя охрану приграничных земель, оно получило от государства привилегии в землепользовании.

Российская казна формировалась за счет дани, подати, оброков. Каждый должен был отдавать часть произведенной продукции в соответствии с выданными условиями производства или «по-дати».


Так и советская плановая экономика предусматривала, чтобы сданная государству продукция была пропорциональна тем ресурсам, которыми располагало предприятие. Это объяснялось внутренней логикой раздаточных отношений, отличных от товарно-денежных.

Следовательно, в российской экономике издревле и до недавнего времени применялся не рыночный механизм купле-продажи, а механизм сдач-раздач.

Советская плановая экономика явилась продуктом развития общественного разделения труда на базе служебно-раздаточной экономики.

В России сложилось устойчивое неприятие частной инициативы, неприятия предпринимательства, как неправедного способа зарабатывать на хлеб, источника нетрудовых доходов. Предприниматель всегда отождествлялся с выжигой, проходимцем, который умеет словчить и всеми правдами и неправдами провернуть выгодное дельце.

Сложившаяся у нас экономическая культура до сих пор поддерживает традиционную тенденцию к уравнительности, которая порождает зависть к чужому успеху и привычку уповать на государство, обязанное решать все проблемы. Распределение доходов вне зависимости от способностей, умения творчески трудиться, квалификации всегда вело к тому, что многие инициативные люди, опасаясь нарушить законы, правила, инструкции, теряли интерес к работе, трудились по обязанности.

Между тем труд занимает особое место в структуре социальных приоритетов, ибо является важной частью естественных производительных сил, богатством страны, главным условием вывода экономики из затяжного кризиса.























СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.


Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся ученые, поскольку с развитием рыночных отношений роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйственными субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании, объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: предприниматели различных отраслей знаний (экономисты, философы, правоведы) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуя с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Можно с уверенностью утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования.

По мнению американских ученых, предпринимательство – вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость» и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновацию, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. На первый взгляд, такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития своего предприятия предприниматель должен искать источники ресурсов на основе действующего законодательства

По мнению американского ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство -динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. В свою очередь известный американские ученые Р.Хизрич и М. Питерс в своей книге «Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха» дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое


охватывает все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий силы и время, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым». Данные авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать бизнес, полна надежд, разочарований, упорного труда.

Р.Хизрич дает одно из самых кратких определений сущности предпринимательства: это- процесс создания чего-то нового, обладающего стоимостью. Американский ученый А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т е готовность рисковать. В этом определении сочетаются экономический, личностный и управленческий подходы.

Определенный интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях, характеризующих предпринимательство, под которым он понимает стремления и действия к самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По мнению А.В. Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

Итак, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, дохода, необходимых для саморазвития собственного дела предприятия и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство- это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умение находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рискованное дело, но тот кто не рискует, не может в конце концов добиться успехов. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.


Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством ( хотя, конечно, считать предпринимательством любое начинание в области формируемой рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, доводить до конкретных потребителей Т и У, получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать – значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеет определение этого понятия в гражданском законодательстве.































ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ.


Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный гражданин или предпринимательская организация должна хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990). В нем говорилось, что под предпринимательской деятельностью понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В данном Законе были наиболее четко сформулированы права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также гарантии им со стороны государства.

В части первой Гражданского кодекса РФ говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющих предпринимательскую деятельность, или с их участием. Гражданский кодекс РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п 1 ст 2).

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в Гражданском кодексе РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может принудительно заставить заниматься этой деятельностью

это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества

это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивления среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи

предпринимательство – это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, профессиональная деятельность, так как чтобы «систематически получать прибыль», нужно действовать компетентно, профессионально, длительное время

это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и


юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, это деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами

гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности – получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям товары, работы и услуги

в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Первой характерной особенностью предпринимательства является пользование имуществом, а второй – продажа товаров. Фактически в Гражданском законодательстве РФ установлена товарно-коммерческая деятельность. Чтобы что-нибудь продать, нужно вначале произвести товар (услугу, работу) с соответствующими характеристиками (качеством).

Следовательно, понятие предпринимательской деятельности, установленное в Гражданском кодексе РФ, нуждается в уточнении и дополнении ( к примеру, тезисом об ответственности предпринимателей за результаты своей деятельности). Правда, тезис о риске предполагает и ответственность.
























ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС.


Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнения работ, оказания услуг) и получения желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т п), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Предпринимательство как процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект.

Предпринимательство – это процесс создания новых товаров, услуг, работ, обладающих ценностью для потребителей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге предпринимателю приносит личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т е в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, технологию, услугу и тд), приносящий предпринимателю прибыль.

По Й. Шумпетеру, производить – значить комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы, а процесс производства есть процесс комбинирования производительных сил, результатом которого являются новые





продукты. Понятие осуществления новых комбинаций охватывает следующие 5 случаев:

изготовление нового, т е неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага

внедрение нового, т е в данной области промышленности еще практически неизвестного метода (спроса) производства

освоение нового рынка сбыта, т е такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет

получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде, или не принимался во внимание, или считался не доступным, или его еще только предстояло создать

проведение соответствующей реализации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Фактически Й. Шумпетер излагает процесс функционирования предпринимательских отношений в условиях конкурентной рыночной среды.



























МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.


Предпринимательство, которое и само есть труд – труд созидательный, творческий и нелегкий, сопряженный с изрядной долей риска, - создает к тому же новые стимулы для высокопроизводительной деятельности, формирует хозяйскую мотивацию.

Только нарушив данные стереотипы, только воспитав уважение к любой форме собственности и хозяйственному успеху как особой социальной ценности, только искоренив «уровниловку», мы сформируем необходимую общественную среду для предпринимательства, что позволит, в свою очередь, создать высокоэффективную экономику.

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который неосязаем.

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующей специфических личностных качеств.

Тем не менее в обычном сознании понятие «предприниматель» еще не приобрело отчетливого смысла, не устоялось, поскольку нынешнее время – время неопределенности социальных ролей. Советское общество имело четкую стратификацию. Сейчас же, когда сняты все запреты, появились свободные роли предпринимателя, богатого человека, бизнесмена, собственника, владельца предприятия, но эти роли не институционализированы, т е не получили должного правового и организационного закрепления. Идет постоянный конфликт на уровне «собственник-наемник». Основа конфликта, его питательная почва – издавна сложившиеся стереотипы сознания, которые препятствуют развитию индивидуальности, поддерживают неприязнь к собственнику, капиталисту.

В условиях переориентации экономики вклад предпринимателей в обновление общества особенно значим. Известно, что предпринимательская активность конструктивно проявляется именно на волне подъема при преодолении обществом упадка в экономике.

Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что роль предпринимателя избирают главным образом энергичные, деловые люди с перспективными замыслами, идеями, проектами. Всегда готовые к повышенному коммерческому и финансовому риску, они успешно осваивают новые виды производства, открывают новые рынки. С особой силой это влияние ощущается на периферии национальной экономики, где малый бизнес участвует в решении целого комплекса социально-экономических проблем.

Разумеется, главным стимулом предпринимательства была и есть прибыль – доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных



работников, является собственностью предпринимателя и может быть израсходован им по своему усмотрению.

Предпринимательская прибыль особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящий коммерческий успех.

Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимое для производства товаров и оказания услуг, снижать их себестоимость и продавать больше, чем конкуренты.

Получение прибыли, однако, не является единственной причиной, побуждающей людей заняться бизнесом. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможность исполнять любую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции.

Вне зависимости от мотивов и сферы деятельности предприниматель реализует свои способности через исполнение следующих функций:

поиск товара или услуг, на который существует платежеспособный спрос, путем изучения рынка

оценка ресурсов, необходимых для производства этого товара или оказания услуг, поиск рынков, где ресурсы можно приобрести по низкой цене

организация дела на базе новейшей техники, технологии и приемов менеджмента и управление им

реализация товаров или услуг с использованием современных принципов маркетинга

распределение выручки между фондами потребления и накопления, резервным фондом, фондом выплаты дивидендов и т д



















ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.


В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса, предложения, конкуренции, стоимости и тд), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из условий экономического роста, увеличение объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономических функций.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в этой сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к



общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технической революции, последствия которых для человечества противоречивы.

Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая , инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе установления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более обнаруживается в формировании нового слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющей к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивления среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива предпринимательская деятельность.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышения уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в коллективном (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.



































16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.