Выступление «Предпринимательство – социальная среда развития старшеклассников»

1
0
Материал опубликован 14 May 2019

Г.М.Ситникова

учитель истории высшей категории МОУ СОШ им. А.В.Каляпина

с. Пригородное Сердобского района Пензенской области

Предпринимательство – социальная среда развития старшеклассников.

Одной из главных задач современного образования является формирование личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиций личной сопричастности. В быстро меняющемся мире требуются умения эффективно использовать информацию и знания в ситуации выбора, умения сопоставлять теорию и практику. Проектная деятельность является тем инструментом, который помогает развитию у учащихся таких ключевых компетенций, как умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; добывать знания непосредственно из реальной жизни, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях и эвристическими методами принятия решений; информационных, коммуникативных и социально-трудовых компетенций.

Проект «Обучение через предпринимательство» способствует формированию вышеназванных компетенций у учащихся в возрасте от 14 до 17 лет. Старшеклассник как субъект учебной деятельности имеет следующие особенности: во-первых, в мотивации учебной деятельности старшеклассника появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, прежде всего мотив достижения; во-вторых, деятельность молодого человека направлена на систематизацию индивидуального опыта за счет его расширения, внесения новой информации; в-третьих, явно выражаются профессиональные интересы. Фактически завершается формирование личности, молодой человек стремится к автономии, формируется структура самосознания, осознаются жизненные перспективы, и формируется уровень притязания. [1]

Проект помогает старшеклассникам не только с профессиональным выбором, он помогает сформировать у них образ мышления и действий, владение которыми важно любому человеку, независимо от сферы его деятельности. Предпринимательство – это способность извлекать пользу из представленных возможностей. [2]

Отечественный психолог Л.С. Выготский ввел понятие «социальная среда развития», которое предполагает систему отношений ребенка и социальной среды, определяющей содержание и направление процесса развития, формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития ребенка это не только его отношение к социальной действительности, но и средство ее реализации, т.е. деятельность. Предпринимательство является той социальной средой, которая способна направить процесс развития учащихся.

Участие в проекте «Обучение через предпринимательство» дает учащимся возможность почувствовать множество преимуществ от приобретения знаний, понять, что самообразование это основа успеха в информационном обществе.

Роль предпринимательской среды в определении направления процесса развития личности учащегося подтверждается личными результатами участников проекта.

Подробнее остановлюсь на сотрудничестве с индивидуальным предпринимателем Шутихиной О.В. Ее магазин «Вираж» реализует запчасти для автомобилей. Первый год обучения учащиеся 10 класса работали над проектом «Исследование опыта динамично развивающегося предприятия магазин «Вираж». Второй год обучения – проект «Анализ комплексного использования маркетинга в магазине «Вираж». В процессе работы были организованы экскурсии на предприятие, деловые встречи с ментором и сотрудниками магазина, проводились круглые столы «Лучшая система налогообложения для малого бизнеса», «Защита прав потребителей», социологический опрос «Внутренние и внешние факторы, привлекающие покупателей в магазин «Вираж», изучались вопросы менеджмента и маркетинга на уроках основы предпринимательства. Практическая значимость проекта в том, что две участницы проекта в период летних каникул работали в магазине «Вираж» помощниками продавцов-консультантов и смогли «изнутри» исследовать деятельность предприятия и определить тему проекта второго года обучения. В процессе работы они познакомились с программой 1С-предприятие, что стало стимулом для одной из девушек к самообразованию в области информационных технологий. В итоге, благодаря не только знаниям, полученным на уроках в школе, но и самообразованию, она сдала ЕГЭ по информатике на лучший результат в Сердобском районе, поступила в ПГУ на факультет экономики и управления по направлению менеджмент, занимается составлением бизнес-планов и планирует по окончании университета открыть свое дело. Данный пример является доказательством значимости проекта в определении направления развития личности.

Наша школа имеет пятилетний успешный опыт работы над проектом «Обучение через предпринимательство». Лучшие проекты отмечены на муниципальном уровне, но главная награда заключается в правильном профессиональном выборе учащихся. Проект «Создание Web-сайта парикмахерской «Ноктюрн», позволил определиться трем девушкам в выборе профессии парикмахер. Участник проекта «Перспективы развития сельскохозяйственного предприятия в Сердобском районе на примере КФХ Шмырова», выпускник 2010 года, организовал КФХ.

Качество предпринимательской среды зависит от личности ментора. Деловые и личные качества менторов Бодина С.Н, руководителя ООО «Сердобский кондитер» и Парамоновой О.М. – руководителя предприятия по производству мясных полуфабрикатов «100% качества» сделали успешными проекты «Организация производства на предприятии «Сердобский кондитер» и «Решение проблемы импортозамещения на примере предприятия «100% качества».

В школе сложилась собственная система работы над региональным проектом. Курирует проект инициативная группа, состоящая из педагогов и старшеклассников, которая работает по двум направлениям: сфера производства и сфера оказания услуг.

Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.

Примечание.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000. С.179-181

2. Йохансон М., Йенсон Й. Лицом к реальности: ОЧП. М.: Ломоносовъ. 2009. С.20

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.