Образование зон свободного предпринимательства. Практическое занятие

1
0
Материал опубликован 6 April 2020 в группе

Тема урока: Образование ЗСП (СЭЗ)

Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала.

Вид занятия: Практическое занятие

План занятия

Цели:

Образовательная: способствовать обобщению, расширению и углублению знаний по особенностям образования ЗСП (СЭЗ)

Воспитательная:

а) способствовать развитию умения слушать своих сверстников;

б) воспитание активной жизненной позиции, коммерческой культуры;

в) способствовать повышению самооценки;

Развивающая:

а) способствовать развитию профессиональных качеств;

б) способствовать развитию логического мышления;

в) способствовать воспитанию интереса к будущей профессии.

Задачи:

а) предоставить условия для практической деятельности;

б) дать возможность продемонстрировать творческие и интеллектуальные способности;

в) помочь студентам убедиться в наличии практических навыков;

поощрить обучающихся;

г) дать практические советы.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с заданиями, Интернет, Консультант +

Время проведения: 180 мин.


Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность преподавателя

1.Организационный момент

Проверка наличия студентов;

Объявление темы и цели занятия;

Изложение порядка проведения занятия. (5 мин)

2.Работа преподавателя; пояснение выполнения практического задания (2 мин.)


Самостоятельная практическая работа групп студентов с заданиями (70 мин) согласно инструкции

1.Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +

2. Изучите предложенный Федеральный закон

3.Пользуясь соответствующим Федеральным законом изучите статью 2 (для 1 группы), 4 (для 2 группы), 6 (для 3 группы)

4. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично.

5. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?

6. Подведение итогов самостоятельной практической работы (15 мин)

3.Организационный момент

1. Проверка наличия студентов;

2. Объявление темы и цели занятия;

3. Изложение порядка проведения занятия. (5 мин)

4. Закрепление изученного материала. Активизация студентов (мозговой штурм)



1.Закрепление теоретического материала. Ответы на вопросы преподавателя (45 мин):

Вопросы:

1. Какие основные признаки отличают свободную экономическую зону от других территориальных систем? 2. Какие компоненты включаются в понятие «льготный экономический климат» СЭЗ? 3. Какие стадии «жизненного цикла» проходят в своем развитии СЭЗ? 4. Назовите основные типы СЭЗ? 5. Научно-технические зоны, комплексные зоны, предпринимательские зоны. 6. Понятие и функции СЭЗ. 2.Тесты для самоконтроля (30 мин) 3. Подведение итогов тестирования (5 мин)

Рефлексия


3. Подведение итогов занятия

Анализ работы студентов (2 мин)

Домашнее задание (3 мин)


В результате данного занятия обучающийся должен иметь представление о понятии СЭЗ, целях создания, условиях и механизмах функционирования, типологии СЭЗ

В процессе решения ситуационных заданий обучающийся приобретает знания о правильном анализе основных статей Федерального закона от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В результате изучения материала, решения практических ситуаций, выполнения домашнего задания обучающийся приобретает умения слушать своих сверстников, анализировать полученные данные, делать выводы по изучаемой проблеме.


Карточки с заданием


Группа 1

Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +. Пользуясь соответствующим Федеральным законом, изучите статью 2. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?



Группа 2

Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +. Пользуясь соответствующим Федеральным законом, изучите статью 4. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?


Группа 3

Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +. Пользуясь соответствующим Федеральным законом, изучите статью 6. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?


Тесты для самоконтроля

Приоритетное значение для развития СЭЗ в стране имеют:

А) финансовые льготы и привилегии;

Б) политическое положение в принимающих странах;

В) Наличие месторождений полезных ископаемых;

Г) общее состояние экономики принимающей страны;

Д) отношение правительства и населения к частной собственности;

Е) наличие высококвалифицированной рабочей силы;

Ж) соблюдение страной международных соглашений и договоров;

З) отсутствие бюрократических проволочек

И) освобождение от налога на прибыль.

2. Зона свободной торговли – это:

А) специально выделенная часть территории страны с льготным таможенным, валютным, налоговым, визовым и трудовым режимами;

Б) установление режима свободной торговли для тваоров национального происхождения с постепенным снижением до полной отмены таможенных тарифов, квот, ограничений, изъятий;

В) неприменение во взаимной торговле двойного или дискриминационного налогообложения;

Г) согласование условий применения тарифных преференций и ставок таможенных тарифов в торговле.

3. Мировая практика свидетельствует, что при определении месторасположения СЭЗ необходимы следующие факторы:

А) географическая близость и удобство доступа к важным центрам международной деловой активности и рынкам сбыта;

Б) наличие транспортной инфраструктуры;

В) Близость к столицам государства;

Г) наличие крупной строительной базы;

Д) надежное материально-техническое снабжение;

Е) наличие месторождений полезных ископаемых;

Ж) наличие рабочей силы;

З) наличие крупных учебных центров по подготовке рабочей силы;

И) отсутствие опыта внешнеэкономической деятельности.

4. Основными целями создания СЭЗ в России являются:

А) ускорение решения задач социально-экономического развития в регионе;

Б) повышение жизненного уровня населения страны;

В) развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

Г) обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий, управленческого опыта.

Д) получение сверхприбылей

5. Определите соответствие групп льгот и относящихся к ним базовых стимулов в СЭЗ:

Финансовые льготы

а) государственные субсидии

 

б) сниженная арендная плата

Внешнеторговые льготы

в) упрощение режима въезда-выезда иностранных граждан

 

г) освобождение от уплаты местных налогов

Административные льготы

д) льготное налогообложение внешнеторговых операций

 

е) упрощение процедур регистрации предприятий

Фискальные льготы

ж) пониженные ставки НДС на ввозимые товары


6. Выделите характерные преимущества и «уязвимые места» зон свободной торговли:

а) вероятность превращения зоны в транзитный пункт наркобизнеса;

б) отсутствие реальной передачи современных технологий;

в) активизация контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны;

г) незначительные стартовые капиталовложения на строительство складских комплексов;

д) организация многочисленных сборочных предприятий;

е) быстрая окупаемость инвестиций;

ж) создание новых рабочих мест.

7. Определите соответствие типов СЭЗ и условий их успешного функционирования:

 

Зона экспортно-производственной ориентации

а) высокий научный потенциал

б) емкий внутренний рынок

в) хорошая сырьевая база

Зона импортно-производственной ориентации

г) стабильная экономическая ситуация

Технополис

д) конвертируемость национальной валюты

 

е) дешёвая местная рабочая сила

8. В чем заключается льгота по репатриации прибыли иностранных предприятий в СЭЗ?

а) в свободном зачислении прибыли на счета в российском банке;

б) в праве на использование прибыли на дальнейшее развитие производства;

в) в праве на перевод прибыли за границу;

г) в праве освобождения прибыли от налогов.


Домашнее задание

На основании предложенного текста определите:

1. основные ЭЗ в РФ;

2. их особенности;

3. проблемы развития.

Для анализа эффективности функционирования свободных экономических зон были рассмотрены свободные экономические зоны технико-внедренческого типа, функционирующие на территории Томской, Московской (г. Дубна), Ленинградской областей и в г. Москва.

С 2012 года в Российской Федерации начала функционировать свободная экономическая зона на территории республики Татарстан, 30 сентября был опубликован первый ответ о функционировании зоны.

За период функционирования зон по количеству резидентов

- первое место занимает свободная экономическая зона, располагающаяся в г. Дубна, к началу 2016 году количество резидентов достигло 100,

- второе место занимает г. Томск, где количество резидентов достигло 67.

- в республике Татарстан за 2015 год в частности и в целом за весь период существования зоны, было зарегистрировано 15 резидентов.

На территории каждой рассматриваемой зоны в 2015 году были зарегистрированы резиденты с участием иностранных инвесторов в составе акционеров и резидентов, реализующих соглашения об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне с привлечением иностранных инвестиций.

Важным показателем функционирования зоны являются данные о количестве рабочих мест, созданных резидентами. Лидером является г. Москва, за период с 2011 года количество рабочих мест увеличилось с 757 до 3076, то есть в 4 раза, ежегодный средний прирост составляет около 29 %, в 2015 году было создано 1949 рабочих мест, что составило 467 % от плановых показателей. при этом сравнивая с зоной, находящейся в Московской области (г. Дубна). Там ежегодный прирост составляет 30 %, но к началу 2016 года количество рабочих мест, созданных резидентами составило 2328, непосредственно в 2015 году было создано 714 рабочих мест, что составило 204 % от плановых значений.

По объему осуществленных инвестиций до 2013 года лидером является Томская область, в последующие годы ее опередила Ленинградская область, с превышением объема инвестиций в 1,5 раза.

По состоянию на начало 2016 года в Ленинградской области объем инвестиций, осуществленных резидентами составил 5562 млн. рублей, а всего 15652 млн. рублей, второе место по объему инвестиций занимаем свободная экономическая зона, располагаемая в Москве, там объем инвестиций составил 1793 млн. рублей, в Томске — 1685 млн. рублей Наименьшие показатели имеет республика Татарстан — объем инвестиций составил 10 млн. рублей.

Важным показателем функционирования зоны является объем выручки от продажи товаров. Наибольшую выручку имеет г. Москва, за весь период исследования выручка составила к началу 2016 года 12986 млн. рублей. Ленинградская область к началу 2016 года имеет выручку 12811 за весь период функционирования, а Московская область -10798 млн. рублей, остальные зоны имеют выручу намного ниже. По сравнению с 2011 годом в 2015 году годовой объем выручки возрос в Томской области почти в 4 раза. Но наивысший показатель имеет Ленинградская область, там показатель выручки в 2015 в сравнении с 2011 возрос в 59,5 раз, это обусловлено активной работой свободной экономической зоны, привлечением новых резидентов, отечественных и иностранных инвестиций.

Таким образом, на основании вышеперечисленных показателей можно сделать вывод, что свободные экономические зоны в Российской Федерации развиваются по разному.

По оценке Министерством экономического развития эффективности функционирования свободных экономических зон технико-внедренческого типа по состоянию на 2015 год, эффективно функционируют свободные экономические зоны в Москве (100 %), Ленинградской области (96 %). Достаточно эффективное функционирование зоны было присвоено Томской области (86 %) и Московской области (71 %). А в республике Татарстан функционирование зоны расценивается как неэффективное (40 %) [4].

Создание и функционирование свободных экономических зон не обходится без проблем.

Во-первых, при создании зоны необходимо учитывать ее территориальное месторасположение, которое позволит наиболее эффективно построить работу, поэтому свободные экономические зоны должны располагаться вблизи от дорожных развязок и федеральных трасс.

Во-вторых, важным является постоянное совершенствование законодательной сферы в отношении создания и функционирования свободных экономических зон, а также стабилизация правовой, экономической и социальной ситуации в стране, что в последующем должно привести к привлечению новых резидентов, инвесторов для успешного развития регионов с особым режимом и экономики страны в целом.

В-третьих, одной из проблем является низкий уровень развития инфраструктуры, в частности инновационной, что непосредственно связано с проблемами законодательного характера. Для решения данной проблемы необходимо ввести в законодательство такие понятия как технопарк, инновационный проект, развивать и совершенствовать законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

В-четвертых, серьезной проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Для решения данной проблемы необходимо создавать новые рабочие места и привлекать квалифицированные кадры, создавая комфортные условия для работы.

В целом все зоны на территории России в настоящее время ведут проектирование или завершают работу по созданию инфраструктуры, вводят в эксплуатацию различные объекты.

Таким образом, правильный подход к управлению свободными экономическими зонами, должен способствовать успешному развитию и функционированию всех типов зон на территории России.

ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» дает определение свободной экономической зоны, выделяет цели ее создания и типы свободных экономических зон, которые могут функционировать на территории Российской Федерации, а также представляет порядок управления свободными экономическими зонами и процедуру их функционирования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.