Образование зон свободного предпринимательства. Практическое занятие
Тема урока: Образование ЗСП (СЭЗ)
Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала.
Вид занятия: Практическое занятие
План занятия
Цели:
Образовательная: способствовать обобщению, расширению и углублению знаний по особенностям образования ЗСП (СЭЗ)
Воспитательная:
а) способствовать развитию умения слушать своих сверстников;
б) воспитание активной жизненной позиции, коммерческой культуры;
в) способствовать повышению самооценки;
Развивающая:
а) способствовать развитию профессиональных качеств;
б) способствовать развитию логического мышления;
в) способствовать воспитанию интереса к будущей профессии.
Задачи:
а) предоставить условия для практической деятельности;
б) дать возможность продемонстрировать творческие и интеллектуальные способности;
в) помочь студентам убедиться в наличии практических навыков;
поощрить обучающихся;
г) дать практические советы.
Оборудование: раздаточный материал, карточки с заданиями, Интернет, Консультант +
Время проведения: 180 мин.
Ход занятия:
Этап занятия | Деятельность преподавателя |
1.Организационный момент | Проверка наличия студентов; Объявление темы и цели занятия; Изложение порядка проведения занятия. (5 мин) |
2.Работа преподавателя; пояснение выполнения практического задания (2 мин.) | Самостоятельная практическая работа групп студентов с заданиями (70 мин) согласно инструкции 1.Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант + 2. Изучите предложенный Федеральный закон 3.Пользуясь соответствующим Федеральным законом изучите статью 2 (для 1 группы), 4 (для 2 группы), 6 (для 3 группы) 4. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. 5. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ? 6. Подведение итогов самостоятельной практической работы (15 мин) |
3.Организационный момент | 1. Проверка наличия студентов; 2. Объявление темы и цели занятия; 3. Изложение порядка проведения занятия. (5 мин) |
4. Закрепление изученного материала. Активизация студентов (мозговой штурм) | 1.Закрепление теоретического материала. Ответы на вопросы преподавателя (45 мин): Вопросы: 1. Какие основные признаки отличают свободную экономическую зону от других территориальных систем? 2. Какие компоненты включаются в понятие «льготный экономический климат» СЭЗ? 3. Какие стадии «жизненного цикла» проходят в своем развитии СЭЗ? 4. Назовите основные типы СЭЗ? 5. Научно-технические зоны, комплексные зоны, предпринимательские зоны. 6. Понятие и функции СЭЗ. 2.Тесты для самоконтроля (30 мин) 3. Подведение итогов тестирования (5 мин) |
Рефлексия | |
3. Подведение итогов занятия | Анализ работы студентов (2 мин) Домашнее задание (3 мин) |
В результате данного занятия обучающийся должен иметь представление о понятии СЭЗ, целях создания, условиях и механизмах функционирования, типологии СЭЗ
В процессе решения ситуационных заданий обучающийся приобретает знания о правильном анализе основных статей Федерального закона от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
В результате изучения материала, решения практических ситуаций, выполнения домашнего задания обучающийся приобретает умения слушать своих сверстников, анализировать полученные данные, делать выводы по изучаемой проблеме.
Карточки с заданием
Группа 1
Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +. Пользуясь соответствующим Федеральным законом, изучите статью 2. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?
Группа 2
Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +. Пользуясь соответствующим Федеральным законом, изучите статью 4. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?
Группа 3
Воспользуйтесь Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в Консультант +. Пользуясь соответствующим Федеральным законом, изучите статью 6. Запишите ответы - содержание данной статьи на листочке и прокомментируйте публично. Какие еще законы, положения сопровождают деятельность по созданию, функционированию СЭЗ?
Тесты для самоконтроля
Приоритетное значение для развития СЭЗ в стране имеют:
А) финансовые льготы и привилегии;
Б) политическое положение в принимающих странах;
В) Наличие месторождений полезных ископаемых;
Г) общее состояние экономики принимающей страны;
Д) отношение правительства и населения к частной собственности;
Е) наличие высококвалифицированной рабочей силы;
Ж) соблюдение страной международных соглашений и договоров;
З) отсутствие бюрократических проволочек
И) освобождение от налога на прибыль.
2. Зона свободной торговли – это:
А) специально выделенная часть территории страны с льготным таможенным, валютным, налоговым, визовым и трудовым режимами;
Б) установление режима свободной торговли для тваоров национального происхождения с постепенным снижением до полной отмены таможенных тарифов, квот, ограничений, изъятий;
В) неприменение во взаимной торговле двойного или дискриминационного налогообложения;
Г) согласование условий применения тарифных преференций и ставок таможенных тарифов в торговле.
3. Мировая практика свидетельствует, что при определении месторасположения СЭЗ необходимы следующие факторы:
А) географическая близость и удобство доступа к важным центрам международной деловой активности и рынкам сбыта;
Б) наличие транспортной инфраструктуры;
В) Близость к столицам государства;
Г) наличие крупной строительной базы;
Д) надежное материально-техническое снабжение;
Е) наличие месторождений полезных ископаемых;
Ж) наличие рабочей силы;
З) наличие крупных учебных центров по подготовке рабочей силы;
И) отсутствие опыта внешнеэкономической деятельности.
4. Основными целями создания СЭЗ в России являются:
А) ускорение решения задач социально-экономического развития в регионе;
Б) повышение жизненного уровня населения страны;
В) развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
Г) обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий, управленческого опыта.
Д) получение сверхприбылей
5. Определите соответствие групп льгот и относящихся к ним базовых стимулов в СЭЗ:
Финансовые льготы | а) государственные субсидии |
| б) сниженная арендная плата |
Внешнеторговые льготы | в) упрощение режима въезда-выезда иностранных граждан |
| г) освобождение от уплаты местных налогов |
Административные льготы | д) льготное налогообложение внешнеторговых операций |
| е) упрощение процедур регистрации предприятий |
Фискальные льготы | ж) пониженные ставки НДС на ввозимые товары |
6. Выделите характерные преимущества и «уязвимые места» зон свободной торговли:
а) вероятность превращения зоны в транзитный пункт наркобизнеса;
б) отсутствие реальной передачи современных технологий;
в) активизация контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны;
г) незначительные стартовые капиталовложения на строительство складских комплексов;
д) организация многочисленных сборочных предприятий;
е) быстрая окупаемость инвестиций;
ж) создание новых рабочих мест.
7. Определите соответствие типов СЭЗ и условий их успешного функционирования:
Зона экспортно-производственной ориентации | а) высокий научный потенциал б) емкий внутренний рынок в) хорошая сырьевая база |
Зона импортно-производственной ориентации | г) стабильная экономическая ситуация |
Технополис | д) конвертируемость национальной валюты |
| е) дешёвая местная рабочая сила |
8. В чем заключается льгота по репатриации прибыли иностранных предприятий в СЭЗ?
а) в свободном зачислении прибыли на счета в российском банке;
б) в праве на использование прибыли на дальнейшее развитие производства;
в) в праве на перевод прибыли за границу;
г) в праве освобождения прибыли от налогов.
Домашнее задание
На основании предложенного текста определите:
1. основные ЭЗ в РФ;
2. их особенности;
3. проблемы развития.
Для анализа эффективности функционирования свободных экономических зон были рассмотрены свободные экономические зоны технико-внедренческого типа, функционирующие на территории Томской, Московской (г. Дубна), Ленинградской областей и в г. Москва.
С 2012 года в Российской Федерации начала функционировать свободная экономическая зона на территории республики Татарстан, 30 сентября был опубликован первый ответ о функционировании зоны.
За период функционирования зон по количеству резидентов
- первое место занимает свободная экономическая зона, располагающаяся в г. Дубна, к началу 2016 году количество резидентов достигло 100,
- второе место занимает г. Томск, где количество резидентов достигло 67.
- в республике Татарстан за 2015 год в частности и в целом за весь период существования зоны, было зарегистрировано 15 резидентов.
На территории каждой рассматриваемой зоны в 2015 году были зарегистрированы резиденты с участием иностранных инвесторов в составе акционеров и резидентов, реализующих соглашения об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне с привлечением иностранных инвестиций.
Важным показателем функционирования зоны являются данные о количестве рабочих мест, созданных резидентами. Лидером является г. Москва, за период с 2011 года количество рабочих мест увеличилось с 757 до 3076, то есть в 4 раза, ежегодный средний прирост составляет около 29 %, в 2015 году было создано 1949 рабочих мест, что составило 467 % от плановых показателей. при этом сравнивая с зоной, находящейся в Московской области (г. Дубна). Там ежегодный прирост составляет 30 %, но к началу 2016 года количество рабочих мест, созданных резидентами составило 2328, непосредственно в 2015 году было создано 714 рабочих мест, что составило 204 % от плановых значений.
По объему осуществленных инвестиций до 2013 года лидером является Томская область, в последующие годы ее опередила Ленинградская область, с превышением объема инвестиций в 1,5 раза.
По состоянию на начало 2016 года в Ленинградской области объем инвестиций, осуществленных резидентами составил 5562 млн. рублей, а всего 15652 млн. рублей, второе место по объему инвестиций занимаем свободная экономическая зона, располагаемая в Москве, там объем инвестиций составил 1793 млн. рублей, в Томске — 1685 млн. рублей Наименьшие показатели имеет республика Татарстан — объем инвестиций составил 10 млн. рублей.
Важным показателем функционирования зоны является объем выручки от продажи товаров. Наибольшую выручку имеет г. Москва, за весь период исследования выручка составила к началу 2016 года 12986 млн. рублей. Ленинградская область к началу 2016 года имеет выручку 12811 за весь период функционирования, а Московская область -10798 млн. рублей, остальные зоны имеют выручу намного ниже. По сравнению с 2011 годом в 2015 году годовой объем выручки возрос в Томской области почти в 4 раза. Но наивысший показатель имеет Ленинградская область, там показатель выручки в 2015 в сравнении с 2011 возрос в 59,5 раз, это обусловлено активной работой свободной экономической зоны, привлечением новых резидентов, отечественных и иностранных инвестиций.
Таким образом, на основании вышеперечисленных показателей можно сделать вывод, что свободные экономические зоны в Российской Федерации развиваются по разному.
По оценке Министерством экономического развития эффективности функционирования свободных экономических зон технико-внедренческого типа по состоянию на 2015 год, эффективно функционируют свободные экономические зоны в Москве (100 %), Ленинградской области (96 %). Достаточно эффективное функционирование зоны было присвоено Томской области (86 %) и Московской области (71 %). А в республике Татарстан функционирование зоны расценивается как неэффективное (40 %) [4].
Создание и функционирование свободных экономических зон не обходится без проблем.
Во-первых, при создании зоны необходимо учитывать ее территориальное месторасположение, которое позволит наиболее эффективно построить работу, поэтому свободные экономические зоны должны располагаться вблизи от дорожных развязок и федеральных трасс.
Во-вторых, важным является постоянное совершенствование законодательной сферы в отношении создания и функционирования свободных экономических зон, а также стабилизация правовой, экономической и социальной ситуации в стране, что в последующем должно привести к привлечению новых резидентов, инвесторов для успешного развития регионов с особым режимом и экономики страны в целом.
В-третьих, одной из проблем является низкий уровень развития инфраструктуры, в частности инновационной, что непосредственно связано с проблемами законодательного характера. Для решения данной проблемы необходимо ввести в законодательство такие понятия как технопарк, инновационный проект, развивать и совершенствовать законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
В-четвертых, серьезной проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Для решения данной проблемы необходимо создавать новые рабочие места и привлекать квалифицированные кадры, создавая комфортные условия для работы.
В целом все зоны на территории России в настоящее время ведут проектирование или завершают работу по созданию инфраструктуры, вводят в эксплуатацию различные объекты.
Таким образом, правильный подход к управлению свободными экономическими зонами, должен способствовать успешному развитию и функционированию всех типов зон на территории России.
ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» дает определение свободной экономической зоны, выделяет цели ее создания и типы свободных экономических зон, которые могут функционировать на территории Российской Федерации, а также представляет порядок управления свободными экономическими зонами и процедуру их функционирования.