Дерево из бисера и пайеток.
Трошина Ксения Алексеевна, 10 лет.
Муниципальное образовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2
Кружок «Мастерская Самоделкина»
Руководитель: педагог дополнительного образования
Лещёва Светлана Николаевна.
Я не случайно решила сделать дерево из проволоки, бисера и пайеток, так как изделия из бисера во все века притягивали к себе восхищенные взоры. Женщины всегда стремились подчеркнуть свою индивидуальность с помощью красивых серег, колец, ожерелий. Проволока – материал долговечный, прочный, а пайетки придают изделию красоту и декоративность. Такое дерево уникальный, необычайно красивый подарок, прекрасное украшение для интерьера. Сделать деревья из бисера своими руками не так сложно, как это может показаться на первый взгляд.
Моя цель: совершенствовать свои возможности в области бисероплетения.
Задачи: Овладеть навыками и умениями изготовления деревьев.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие в изготовлении изделия.
Историческая справка.
С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес. Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.
Неизвестно, как, где и когда появилось стекло. Очевидно, этому способствовали обмен товарами между Финикией, предлагавшей кремнистый песок, и Египтом, откуда поставляли натр (содержащий натрий и алюминий минерал, который использовался в качестве вещества для плавки при получении стекла). Большую роль в распространении стекла, а также стеклянных бусин и бисера сыграли финикийцы, превратившие их в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью. Изготавливали бусины, наплавляя разноцветную стеклянную массу на костяной или каменный стержень. Предназначались они, как правило, для украшения облачений умерших и выступали в качестве искупительных даров.
В период эллинизма (400 г. до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника "мозаичного стекла", основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов. Благодаря применению так называемого "мыла для стекла" (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки началось производство различных стеклянных сосудов для домашнего обихода.
Бусины, изготовленные на территории Римской империи (в Александрии, Антиохии и Риме) до 400 г. н. э., высоко ценились благодаря качеству обработки и богатой цветовой гамме. Впоследствии александрийские бусы служили предметом подражания для производителей венецианского стекла.
В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. В 1921 г. все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, переместились на остров Мурано, недалеко от Венеции, чтобы уберечь город от пожаров. Жители Мурано как бы образовали собственное государство: свои суд, монета, администрация и посол в Венеции. В 1275 году Сенат запретил вывоз сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав.
В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.
Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.
В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения.
В 1898 г. на острове Мурано, куда было перенесено практически все стекольное производство Венеции, размещались 3 крупных стекольных завода по производству бисера.
В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле. Сейчас бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.
Термин «пайетка» французского происхождения и в старину означал «блестка, золотая песчинка». В настоящее время под пайетками понимают плоские диски диаметром 3–7 мм, изготовленные из тончайших металлических, слюдяных, а в наше время – металлизированных полимерных пластинок, имеющих одно или два отверстия.
Пайетки пришли к нам с Востока как декоративная деталь одежды. Ассортимент применяемых пайеток вначале был ограничен – это в основном круглые и плоские пайетки из ПВХ, которые к тому же сильно деформировались от тепла и света. Современные пайетки сильно видоизменились — они могут быть разнообразными по размеру, цвету и форме (от простых геометрических форм (кружки, овалы, треугольники, ромбы и т.д.) до различных флористических (цветочки, листочки) и фаунистических (бабочки, ракушки и т.п.) мотивов. В настоящее время область применения пайеток значительно расширилась. Их стали использовать при изготовлении объёмных изделий для украшения интерьера, сувениров и т.п.
Инструменты и материалы
Для работы потребуются медная проволока разного диаметра (0,25–1,5 мм), пайетки, бисер, камешки, пластилин, ножницы, плоскогубцы.
Техники плетения
Я применила два способа плетения: Петельное плетение. На проволоку набирают одну или несколько бисерин (пайеток, бусин) после чего концы проволоки скручивают между собой. Для продолжения плетения в данной технике на один из концов проволоки снова набирают необходимое количество бисерин, отступают на некоторое расстояние от места соединения проволок, сгибают и снова скручивают проволоку. При этом участвует только один конец проволоки, второй остается свободным. Для того чтобы концы проволоки всегда оставались одинаковой длины, каждый следующий элемент выполняется поочередно то на одном, то на другом конце проволоки .
Техника петельного плетения: а – петля из одного элемента; б – петля из нескольких однородных элементов; в – петля из нескольких разнородных элементов
Игольчатое плетение. На проволоку набирают несколько бисерин (пайеток, бусин) и, минуя последнюю, проходят тем же концом проволоки через все бисерины в обратном направлении, аккуратно подтягивают проволоку, чтобы не оставалось просветов. Затем повторяют ту же последовательность операций.
Технология изготовления.
- Изготовление веточек, используя указанное плетение.
- Сборка дерева. Свободные концы проволоки скручиваем между собой до конца.
Готовое деревце осталось лишь «посадить». Для этого я использовала пластилин и маленькие камешки.
Плести деревья из бисера своими руками — это очень увлекательно и интересно.
Литература:
ДонателлаЧиотти «Бисер».
И. Н. Наниашвилли « Фантазии из бисера».
А.Г. Соцкова «Декоративно-прикладное творчество».
Интернет ресурсы:
http://www.magicbeads.ru/oldversion/articles/article06.html
http://darina.kiev.ua/whatnot/other/biser_v_istorii_naro_3042.html
http://www.beadsky.com/bead_history.php?ln=ru
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6510.php
Елена Владимировна
Лещёва Светлана Николаевна
Карине Рафаеловна
Лещёва Светлана Николаевна
Ксения Александровна