
Представление опыта по проектно-исследовательской деятельности в 4 классе на уроках чтения по теме: «Уж небо осенью дышало…»
Автор: учитель начальных классов I квалификационной категории Рябокобыленко Е.Н.

Цель проекта:
активизация познавательной деятельности и
творческого потенциала младших школьников
посредством современных образовательных технологий.

Задачи проекта:
*Познакомить детей с произведениями об осени, загадками, пословицами, народными приметами.
* Развивать навыки выразительного чтения художественных произведений, умения рисовать иллюстрации к прочитанным произведениям.
* Развивать творческие способности.
* Развивать умение наблюдать и сравнивать.
* Учиться сотрудничеству в групповой деятельности.
* Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.

Актуальность проекта:
одним из важнейших направлений в работе с детьми начальных классов, является развитие их познавательной сферы, что способствует расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
В период младше-школьного возраста, дети начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с произведениями об осени, представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.

Предполагаемый результат
повысится интерес к чтению;
обогатится словарный запас по теме«Осень»;
узнают произведения русских писателе об осени;
узнают народные приметы осени, загадки, пословицы осенней тематики;
дети разовьют свои творческие и познавательные способности;
создадут иллюстрации, поделки на осеннюю тематику;
научатся работать в группе.

Возраст, на который рассчитан проект: 4 класс
Участники проекта: дети 4 класса, классный руководитель, родители, воспитатели, библиотекарь МБУК «ЦБС» №8 Левченко М.Н.
Сроки реализации проекта: октябрь-ноябрь 2015г.
Тип проекта: исследовательский, поисковый, творческий.

Этапы реализации проекта:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.

Подготовительный этап:
работа детей и педагога с методической, познавательной, художественной литературой.
Оформление педагогом дидактического и наглядного материала.
Беседы с детьми о планах реализации проекта с целью заинтересованности в его проведении

Основной этап:
Чтение художественной литературы: рассказы, басни, сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки;
2. Исследовательская деятельность: собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине, нахождение загадок, пословиц об осени.
3. Рассматривание иллюстраций об осени, о сборе урожая. Наблюдения на прогулке.
4. Беседы об осенних изменениях в жизни растений, животных. Польза овощей и фруктов.
5. Игровая деятельность: дидактические игры «Что растёт на грядке? », «Что растёт на ветке? », «Чудесный мешочек», «Найди листочек как у меня» и др.
6. Художественно – эстетическое воспитание: ручной труд, лепка, рисование, аппликация.
7. Разучивание загадок, стихотворений об осени, об овощах, фруктах.
8. Экскурсия в МБУК «ЦБС» №8
9. Экскурсии на природу.

Формы и методы:
Чтение рассказов: «Осень» К.Ушинский; «Осенний лес» В.Песков; «В Чудесной кладовой» М.Ильин; «Приемыш» Д.Мамин-Сиьиряк; «Тарас и Соболько» Д.Мамин-Сибиряк.
2. Чтение и заучивание стихотворений: «Осень» А.Толстой, «Лес осенью» А.Твардовский; О.Высотская «Осеннее утро»; «Уж небо осенью дышало…» А.Пушкин.
3. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» В. Гаршин.
4. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
5.Отгадывание загадок на осеннюю тематику.
6. Беседа о народных приметах осени.
7. Решение тестов на уроках чтения (о прочитанных произведениях).
8. Дидактические игры.
9. Экскурсия на природу, в библиотеку.
10. Изготовление иллюстраций и поделок.

В итоге основного этапа прошли следующие мероприятия:
Экскурсия в библиотеку « Тематическое занятие: «Осень в произведениях русских писателей»
Экскурсия на природу.
« Цикл бесед о народных приметах осени».
Чтение художественных произведений об осени: стихи, рассказы, басни, сказки, загадки, пословицы, поговорки.
Рисование иллюстраций к произведениям.
Изготовление поделок на осеннюю тематику.
Решение тестов по изученным произведениям.

Заключительный этап:
Представление проекта на методическом объединении.
Внеклассное мероприятие «Осень».
3. Выставка рисунков, поделок.

«Осенняя гостиная»
А. Пушкин
И.Крылов
В.Гаршин
Д.Мамин – Сибиряк
К.Ушинский

Мы читаем…


Рассказываем стихи наизусть

Пересказ по иллюстрациям

Просмотр мультфильмов: «Лягушка – путешественница», «Стрекоза и Муравей»

Рисуем отгадки
Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках.
Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.

Иллюстрации к прочитанным произведениям

Работа в группах
Юные искатели

Дидактическая игра «Времена года»

Наши поделки

Работаем с интересом

Работа с тестами

В библиотеке

Осенняя экскурсия

Вывод:
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность на уроках чтения позволяет выделить следующие личностные и предметные результаты в образовательной области «Язык и речевая практика».
1. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительной речи;
2. участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
3. представление о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;
4. расширение представлений об окружающей деятельности и развитие на этой основе лексической и связной речи;
5. использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения.