Проект «Обобщение собственного опыта по организации проектной деятельности с обучающимися»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Карымское»
Проект
Обобщение собственного опыта по организации проектной деятельности с обучающимися
Выполнил учитель технологии
Первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №2 п. Карымское»
Волкова Галина Юрьевна
2018
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Проектная деятельность в школе
Глава 2. Опыт использования метода проектов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Работаю учителем технологии классов в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы № 2 п. Карымское». Стаж моей педагогической деятельности - 8 лет.
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
Как же построить работу на уроке, так чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?
Требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Каждый ребенок с рождения – исследователь, поэтому дети полны желания учиться, творить, исследовать.
На уроках технологии, ребёнок может творить, учиться и одновременно исследовать.
Глава 1.
Проектная деятельность в школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником У.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через деятельность учащегося в соответствии с его личными интересами в этом обучению.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов во главе с русским педагогом С.Т.Шацким в 1905 году. Под его руководством была организована группа сотрудников- единомышленников, которые пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В послереволюционной России метод проектов внедрялся очень широко и активно. Вероятно, тогда идеологи образования видели в нем преодоление академизма классической гимназии. Он получил развитие в творчестве педагога А.С.Макаренко. Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК ВКП (б). Существенно позже, в 1984 году, своеобразное развитие метода проектов произошло уже в рамках обучения взрослых. Д.Колб ввел представление об обучении через опыт.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Актуальность: С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Хотелось бы поделиться о достигнутых результатах проектной деятельности в средней школе на уроках технологии. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям технологии, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.
Цель: обобщение опыта
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающихся знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (обучающихся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять пояснительную записку (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Учебный проект
Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Основные характеристики проектной деятельности
- наличие проблемы
- планирование деятельности
- работа по поиску и анализу информации
- получение нового продукта
- презентация полученного продукта.
Основные этапы деятельности
- погружение в проект (определение проблематики проекта, оценка возможностей);
- организация деятельности (определение цели и задач проекта и разработка плана их достижения);
- осуществление деятельности (реализация проекта);
- презентация результатов (представление и анализ результатов)
Направленность проекта
- конкретную проблему (задачу),
- создания определённого продукта,
- межпредметные связи,
- соединения теории и практики,
- обеспечение совместного планирования деятельности учителем и обучающимися.
Формирование УУД
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
- проводить эффективные групповые обсуждения;
- обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;
- адекватно реагировать на нужды других.
Классификация проектов:
- по комплексности
- монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему;
- межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам (чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности),
- надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов.
-по продолжительности
- минипроекты, которые укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные – на 4–6 уроков;
- долгосрочные, требующие 30–40 часов. Недельные проекты предполагают сочетание классных и внеклассных форм работы, глубокое погружение в проект.
- по количеству участников
- индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),
- групповой (до 15 человек),
- коллективный (класс и более в рамках школы),
- муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете).
-по видам проектов
- информационный (поисковый);
- исследовательский;
- творческий;
- социальный;
-прикладной (практико-ориентированный)4
-игровой (ролевой);
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
Основные принципы организации проектной деятельности
- Посильность проекта для выполнения учащимися.
- Обеспечение ресурсной базы для успешного выполнения проектов (формирование соответствующей библиотеки, медиатеки и т.д.).
- Проведение подготовки учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности).
- Руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся описывает процесс проектирования. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- Обеспечение индивидуальной оценки процесса и результата деятельности при выполнение группового проекта.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Типы работ и формы их представления
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Этапы работы проекта
Работа над темой, обсуждение темы будущего проекта.
Выявление значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
Поиск необходимой информации. Проведение исследования.
Подведение итогов, оформление результатов.
Защита проекта.
В ходе защиты исследовательского проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать слушателей о целях и задачах работы, изложить содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы. Каждый урок географии с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов: информационного, планового, поискового, обобщающего, представления проекта.
Глава 2.Опыт использования метода проектов
С 2012 года я начала заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими обучающимися. Считается, что проектный метод достаточно трудоёмкий, организация проектной деятельности на уроках занимает много времени, а требования программы жёсткие. Считаю, что проектный метод стоит того, чтобы внести новизну в обычный ход, поддержать интерес, дать возможность посмотреть на привычное по-другому.
В процессе обучения я учитываю индивидуальные, возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся. Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления:
анализ и выделение главного;
сравнение, обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий;
конкретизация, доказательство и опровержение;
умений видеть противоречия;
А также приёмов, связанных с культурой устной и письменной речи умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации.
Защита проекта Питомник для бездомных животных» 8 «А» класс, Калинина А, Яковлева А.
Защита проекта «Чулочная кукла» 8 «Б» класс Ткачёва Д.
Защита проекта «Планирование кухни-столовой» 5 «Б» класс Ушакова И.
На уроках технологии, а именно для закрепление изученного материала и дополнения полученных знаний, метод проектов очень эффективно работает, обучающим помогает раскрыть свои способности, учителю накапливает опыт, а самое главное результат, который превосходит все ожидания, ведь работы ребят получаются настолько интересными, творческими.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, стараюсь работать творчески, стремлюсь к созданию творческой, рабочей обстановки и обладаю определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской работе.
Учитываю возрастные особенности. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
-от простого к сложному,
-от игровых к проектам социально-значимым.
Результаты своей работы я отслеживаю в:
- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступлениях на научно – практических конференциях «Юниор», «Первые шаги в науку», «Шаг в науку» проводимых на районном уровне, как правило, перед своими одноклассниками,
- по результатам участия в различных конкурсах, в том числе во Всероссийских и Международных дистанционных конкурсах, онлайн - конкурсах.
За время работы над темой «Организация проектной деятельности, как средство повышения уровня качества обучения», мои обучающие показали следующие результаты:
1 место районный конкурс группа «Юниор»- Шелопугина Мария,
Тема: «Культура и традиции Забайкальского казачества»;
1 место районный конкурс «Шаг в науку» Костина Валентина
Тема: Загадочный кокошник
3 место в конкурсе «Первые шаги в науку» Волкова Дарья
Тема: Тайна мыльных пузырей
3 место в районном конкурсе «Шаг в науку» Костина Валентина
Тема: Влияние курения на живые организмы
2 место в районном конкурсе группа «Юниор» Непомнящих Ксенья
Тема: Вторичное использование бытовых отходов
1 место в районной олимпиаде по технологии с проектом «Декаративная игрушка Алёнушка, Шелопугина Мария.
1 место в районной олимпиаде по технологии проектом «Школьная форма»,, Коваленко Анастасия.
2 место в районной олимпиаде по технологии с проектом « Вышивка крестом» Валежинская Елена.
Задумываясь над вечным учительским вопросом – как добиться того, чтобы
ученик понял и принял, то, что дорого и понятно учителю, многие
преподаватели овладевают новыми методическими технологиями методами преподавания, и внедряют их в процесс обучения. Одной из таких технологий и является «метод проектов». Используя его в своей практике, мне удалось решить вопросы и проблемы, связанные с: развитием познавательных навыков, умением обучающихся самостоятельно конструировать свои знания. Работая на уроках технологии, а именно, для закрепления и дополнения полученных знаний, я увидела, что метод проектов просто незаменим, помогая обучающимся раскрыть свои способности, учителю накапливать опыт, а результаты превосходят все ожидания, настолько интересными
получаются работы детей.
Конкурсная работа Всероссийский интернет-конкурс для учителей технологии и трудов «Технологическая карта урока» |
Конспект урока технологии для 6 класса «Технология приготовления первых блюд»
Тип: открытие новых знаний
Форма: групповая, индивидуальная
Цель: Познакомить учащихся со значением первых блюд в питании человека, с классификацией супов, с технологией приготовления.
Задачи:
Образовательная: учить приготовлению заправочного супа, определять степень готовности блюда;
Развивающая: развить у учащихся творческое мышление, умение работать в группах;
Воспитывающая: воспитать доброжелательное отношение в коллективе, культуру труда.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
3. Определять способы технологий
Познавательные УУД:
1. Работать с таблицами,
2. Работа с информационными текстами
3. Сравнивать и выделять признаки
4. Объяснение значения основных понятий
5. Уметь составлять технологические карты, перевод текста в схему
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по составлению технологической карты
2. Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
4. Взаимооценка
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 -3 мин.) |
Организует учащихся на начало урока. Проверяет готовность к уроку. Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.) |
Чтобы понять, что мы будем изучать сегодня на уроке вы должны отгадать загадки: И уха он, и бульон, Щи, рассольник - тоже он. Он гороховый, капустный И, конечно, очень вкусный. Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут – Разольет в тарелки ... Ответ: суп. опробуем сформулировать тему урока. Как называется наш урок? (Технология) Как называется процесс создания блюда? (Приготовление) Как записывают супы в меню? (Первые блюда) Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнаем на уроке? Корректирует ответы учащихся. |
Отгадывают загадки. Обучающиеся предлагают свои варианты темы урока. Записывают тему в тетрадях. Определяют цели урока |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: Научиться принимать и сохранять задачу. Познавательные: Умения структурировать знания. Умение осознанно строить речевое высказывание. |
Освоение нового материала (10 мин.) |
Вводное слово учителя: Супы — широко распространенные блюда. В питании нашего народа они являются важной составной частью обеда. Почему, как вы думаете? Для приготовления супов используются разнообразные продукты. Какие, назовите их? (овощи, картофель, крупы, бобовые, макаронные изделия, мясо, рыба, грибы и т. д.) В состав этих продуктов входят пищевые вещества Какие, назовите? (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества) Для чего они необходимы нашему организму? (для приобретения энергии, работоспособности и роста). В 5 классе мы знакомились с технологией приготовления блюд из круп. При варке круп их вес и объем увеличивается, поэтому следует знать, сколько жидкости необходимо для приготовления блюд из круп нужной консистенции. Консистенция – это степень густоты, вязкости чего-нибудь. Каши по консистенции бывают 3-х видов. Назовите их(рассыпчатые, вязкие, жидки) Скажите, какая консистенция у супа? (жидкая). Показывает картинку. А что еще входит в состав супа? (гарнир, плотная часть) Задание 1. Вспомните все супы, которые вы знаете и определите содержание частей. Содержание частей Жидкая (основа) Плотная (гарнир) Бульон, Овощи, Молоко, Рыба Кефир, Грибы, Отвары из круп, овощей, фруктов, Крупы, Квас Бобовые и макаронные изделия, Птица, Мясо Проверяем, все правильно? За каждый правильный ответ 1 балл. Сколько получилось в сумме? Выставляем баллы в оценочный лист. Обращается к классу с вопросом, - Какие первые блюда вы знаете? Как их можно классифицировать? Обращаемся за помощью к учебнику стр. 68 Задает вопросы: Какие супы бывают по температуре подачи (холодные, горячие). По способу приготовления (заправочные прозрачные, супы-пюре, сладкие, холодные). По виду основы (на бульоне (отваре), на молоке). Задание 2. Допишите в таблицу какие виды супов… Хорошо освежают в жару Холодные супы и борщи Применяются в детском и лечебном питании Супы-пюре Предназначены для возбуждения аппетита Прозрачные супы Низкокалорийны Прозрачные супы Питательны, легко усваиваются Супы-пюре Проверяем, за каждый правильный ответ ставим по 1 баллу. Сколько получилось в сумме? Выставляем баллы в оценочный лист. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, парами заполняют таблицу, выставляют в оценочные листы |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои возможности, работать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать. |
Физминутка (2 мин.) |
|
Обучающиеся выполняют несложные движения туловищем, руками и ногами, чтобы размяться. А затем гимнастику для глаз. Высказывают свои мысли о пользе гимнастики. |
|
Практическая работа (15 мин.) |
.Организует работу в группах. 2.Дает задания: Создайте мини проект «Технология приготовления первого блюда». Ваша задача с помощью картинок отобразить последовательность приготовления супа. Защитить свою работу. Бригадир сравнивает технологию приготовления с образцом. В конце оценить свою работу и делает вывод. 1 группа - овощной суп 2 группа – суп вермишелевый на курином бульоне 3 группа - суп картофельный с фрикадельками 3. Рассказывает, по каким критериям будет оцениваться работа: без ошибок – 5 баллов, есть неточности от 3 до 4 баллов. 4. Организует защиту групповой работы 5. Предоставляет образец для сравнения |
1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. 2.Знакомятся с информацией о рецепте блюда, используют рисунки и текст 3. Отображают информацию графически. 4. Обсуждают записи 5. Инсценируют технологию приготовления супа 6. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в виде аппликации. 7. Проводят сравнение и анализ результата 8. Обсуждение, проверка 9. Делают выводы, оценивают свою деятельность. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои возможности, работать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать. |
Рефлексия (4 мин.) |
Подведем итог урока Какие новые знания вы получили сегодня? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить? Оцените свою работу на уроке. 2.Предлагает нескольким учащемуся продолжить фразы. – Сегодня я - узнал - повторил - научился |
Подсчитывают количество баллов, выставляют баллы в оценочный лист. |
Регулятивные: - выработка критериев оценивания работы в группах Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
Домашнее задание (1 мин.) |
§ 12 читать, Выбрать и обсудить какой суп вы будете готовить, приготовить продукты для приготовления супа. |
Записывают д/з в дневник |
|
Технологическая карта урока технологии Класс: 6 «А» Модуль: Кулинария Раздел: Второй Урок 21-22 Тема урока: Сервировка стола к обеду. Этикет Тип урока: уроки «открытия» нового знания; Технология: метод проектов Организации занятия: наглядный, практический, проектный Технологии: метод проектов Форма организации: фронтальная, общеклассная, групповая. 6. Цель урока: усвоить правила сервировки стола и порядок подачи блюд на обед. 7. Задачи. Образовательные: 1.повторить правила этикета и подачи блюд; 2. в ходе выполнения мини – проекта А) определить и усвоить правила сервировки стола; Б) разрабатывать меню к обеду. Развивающие задачи: 1. развивать навыки критического и творческого мышления, умения анализировать и сравнивать, оценивать и планировать. 2. в ходе работы над составлением меню способствовать развитию интереса к процессу приготовления пищи. 3. представляя меню и сервировку стола развивать эстетическую культуру обучающихся. Воспитательные задачи: 1. работая в группах над созданием проекта содействовать воспитанию таких качеств как уважение, самостоятельность, терпение; 2. в ходе представления и защиты проектов воспитывать любовь к труду и экологической культуре, содействовать профессиональному самоопределению; 3. представляя меню и сервировку стола способствовать эстетическому воспитанию обучающихся. УДД: Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют последовательность операций с учётом конечного результата Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Познавательные: выбор наиболее оптимальных средств, способов решения задач. Методическое обеспечение: презентация, столовые приборы, скатерти, салфетки, картинки образцов меню, образцы проектов, рабочая тетрадь по технологии, учебник «Технология» ,сборник рецептур,
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Ограничения в использовании технологии: низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев, оценки отслеживания результатов работы над проектом. Творческий проект
Творческий проект
Расчёт расходов продуктов
Оценочный лист
|
|
Обучающие, выполняя проект приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но и развиваются как личность.
Заключение
Метод проектов является эффективным методом обучения, способствующей активной мыслительной деятельности.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, что требует интеграции знаний из различных предметных областей. В основе метода лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать, и я научусь.
Список литературы
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
6. Е.И. Сафрошкина, статья
7. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
Порошина Ольга Анатольевна