12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнюшенко Ирина Дмитриевна231
Россия, Ставропольский край
1

Проектно-исследовательская работа «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Корнюшенко Ирина Дмитриевна

«Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС»

 

 

Характеристика понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», их сходства и различия.

 

Главная цель введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. В указанном документе говорится, что нужно изучать в школах те способы и технологии, которые пригодятся в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Среди разнообразных направлений современных образовательных технологий ведущее место занимают исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» – посредством преподавания – и «учение активное» – посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). Речь идет о двух принципиально разных путях получения образования. В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой.

В современной литературе по педагогике все чаще встречаются понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение». В чем сходство и различие между этими понятиями?

Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

Совокупность документов (расчетов, чертежей и т.д.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия.

Это может быть предварительный текст какого-либо документа.

Какой либо замысел или план.

В свою очередь проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

 

Рассмотрим более подробно особенности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на примере реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО).

 

Организация исследовательской деятельности школьников.

 

Требования ФГОС к организации исследовательской деятельности школьников.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Согласно ФГОС школьники должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся становится особенно актуальной.

Таким образом, обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

 

Общие исследовательские умения и навыки, формируемые у школьников на уроках.

Под специальными исследовательскими знаниями в данном контексте следует понимать специфические знания о проведении исследований и действии механизмов исследовательского поиска. Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие:

умение видеть проблемы;

умение задавать вопросы;

умение выдвигать гипотезы;

умение давать определение понятиям;

умение классифицировать;

умения и навыки наблюдения;

умения и навыки проведения экспериментов;

умение делать выводы и умозаключения;

умения и навыки структурирования материала;

умения и навыки работы с текстом;

умение доказывать и защищать свои идеи.

 

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

 

Этапы исследовательской деятельности школьников.

Основными этапами исследовательской деятельности школьников являются:

Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

Выборка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

Определить последовательность проведения исследования.

Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы исследования:

тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать;

тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

помогая учащимся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами себя чувствуете одаренным;

педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

 

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

 

Значение проектной деятельности для достижения требований ФГОС

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

Введение проектной деятельности в школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

 

 

Сущность, понятие, классификация проектов.

Целевые ориентации могут задаваться условиями, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса:

интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

индивидуальный подход в определении знаний для каждого учащегося определяется исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Классификация проектов

Классификация проектов очень разнообразна. Знание различных видов проектов позволяет учителю выбрать именно тот проект, который необходим в конкретной учебной ситуации. Проекты бывают персональными и групповыми. И те и другие имеют преимущества и недостатки. Как правило, первый проект, предлагаемый детям, разрабатывается всем классом или достаточно большими группами учащихся, а уже второй проект может иметь различные решения. Всегда находятся ученики, которым по объективным или субъективным причинам легче работать индивидуально, а не в группе.

Хотя существуют международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные проекты, только последний тип проектов может существовать в рамках классно-урочной системы. Конечно, это будут так называемые монопроекты, предполагающие интеграцию знаний из разных научных областей на стадии подготовки продукта, но реализующиеся в одной области знаний. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время.

В 1910 году американский ученый Коллингс предложил классификацию учебных проектов, которая включала: проекты игр (танцы, постановки и т.п.), экскурсионные проекты (изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью), повествовательные проекты (создание текстов, картин, музыкальных произведений), конструктивные проекты (изготовление различных предметов).

Сегодня классификация изменилась и представляет собой следующее.

Практико-ориентированный проект имеет целью решение социальных задач. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную заказчиком проблему.

Информационный проект разрабатывается для сбора информации о чем-либо с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

Исследовательский проект по структуре похож на научное исследование. Отметим, что А.И. Савенков не признает подобный вид проектов и проводит резкое разграничение между проектами и исследовательской деятельностью, признавая необходимость в школе обеих форм работы.

Творческий проект предполагает создание альманахов, сборников, театральных постановок, фильмов и т.п.

Ролевой проект считается одним из самых сложных, так как участники проекта, выбирая для себя роли литературных или исторических персонажей, до презентации проекта не могут предсказать его конечный результат.

Существует и особый вид проектов, возникший сравнительно недавно, – телекоммуникационный проект. Телекоммуникационные проекты подразделяются в вою очередь на несколько групп.

Языковые (лингвистические), направленные на формирование речевых умений и навыков, изучение фольклора и др.

Культурологические проекты, направленные на изучение историко-географических, этнографических, политических особенностей.

Игровые проекты, направленные на изучение специфических терминов, профессиональное моделирование.

Развитие телекоммуникационных проектов тормозится отсутствием необходимого технического оборудования в школах.

 

Методические аспекты организации проектной деятельности в школе.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом могут быть различными, последовательность и содержание каждого этапа могут зависеть от возраста учащихся, особенностей темы проекта, конкретной учебной ситуации и т.п.

Общие этапы работы над проектом могут формулироваться следующим образом:

Подготовка.

Планирование.

Принятие решения.

Выполнение.

Оценка результатов.

Презентация.

 

Конструирование проектных заданий

Дидактическим средством, обеспечивающим продуктивную де­ятельность школьника в проектировании служит проектное зада­ние. Проектное задание со­ставляется педагогом – руководителем проекта. Это довольно слож­ный, но необходимый процесс в проектировании. Для составления проектного задания педагогу необходимо максимально расширить свои собственные познания по рассматриваемой теме, вникнуть в суть проблемы, найти перспективные точки, которые в дальнейшем обеспечат продукт проекта.

В ходе практической работы обозначились методические требо­вания, которым должно соответствовать проектное задание по фор­ме и содержанию:

Текст проектного задания должен быть изложен доступным для понимания ребёнка этого возраста языком. Содержание зада­ния должно быть интересным для учащегося и мотивировать его к поиску оригинального решения проблемы. Для этого найденная в разных источниках информация по теме перерабатывается состави­телем в несложный и увлекательный по мере возможности текст.

С целью развития коммуникативных умений школьника, а также привлечения к процессу работы над проектом взрослых-непедагогов как носителей определённой компетентности в задании на поиск информации наряду с формулировкой «Найди в разных источниках» используется также указание «Узнай у взрослых».

По возможности в задание включается какой-либо вариант действенного показа проектного продукта.

При составлении задания необходимо учесть, какие получен­ные предметные знания ребёнок сможет реально применить при ра­боте над проектом.

Соблюдение в проектном задании всех перечисленных требова­ний можно считать идеальным вариантом, которого, по всей види­мости, при работе с разными, порой неожиданными и сложными для воплощения темами достичь в конкретном проекте достаточно труд­но. К тому же предложенный вариант конструирования проектно­го задания нельзя считать окончательным и свободным от критики. Собственное видение педагогом методических проблем ученическо­го проектирования подскажет ему возможно наиболее продуктив­ный вариант составления проектного задания.

Ещё раз подчеркнём, что проектное задание носит ориентировоч­ный характер. Работая по предложенному учителем плану, ученик может отклониться от первоначально замысла и выйти на другие, более значимые и интересные для него пути решения проблемы. Главное, чтобы в этот момент педагог смог увидеть «рациональное зерно» в изысканиях своего ученика, но при этом корректно ограни­чить стихийное фантазирование, если таковое будет иметь место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Акулова О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : учеб.-метод, пособие для педагогов школ / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. – СПб.: КАРО, 2015.

Водяненко Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. Характеристика, методика реализации. – Волгоград: Учитель. 2015.

Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М.: Баласс, 2011.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2012.

Леонотович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников/ Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016. – 160 л.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2014.

 

 


 

с. Дивное 2020 год

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.