12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маслова Елена Александровна8

«Мои маленькие достижения»
Творческая работа

Каждый выпускник педагогического вуза, стоя на пороге своей карьеры, задает себе множество вопросов: «Справлюсь ли я?», «Чем завлечь учащихся?», «Как сделать свой предмет интересным?». И я, конечно же, не исключение. Вопросов было много, много страха. Однако, не зря говорят: «Самый лучший учитель – это практика». Это действительно так.
С головой окунувшись в педагогическую деятельность, я использовала разные приемы и методы работы с детьми. Какие-то принесли положительные результаты и вошли в копилку моих достижений, а некоторые стали негативным опытом, но этот опыт многому меня научил. И прежде всего тому, что задачей каждого учителя является организация образовательного пространства таким образом, чтобы это вызвало эмоциональный отклик и заинтересовало ребят.
Каждому учителю, а особенно начинающему, хочется сделать уроки интересными, увлекательными. А это значит, что нужно искать что-то новое – подходы, приемы, методики. В современной школе образование не должно сводиться только лишь к получению знаний учеником от учителя. Дети должны быть творцами, путешественниками, первооткрывателями, на это и ориентирован стандарт нового поколения. Именно поэтому я решила внести в образовательный процесс нотку творчества.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я остановилась на двух очень интересных методиках – «Мind map» (интеллект-карта) и «Образовательный комикс». «Образовательный комикс» - это явление достаточно редкое для российских школ, многие учителя бояться использовать его на уроках, утверждают, что это способствует формированию «клипового» мышления, однако я так не считаю. Если правильно донести до ребят смысл и назначение комикса, поддерживать и направлять учащихся на всех этапах его создания, то можно добиться внушительных результатов. Кроме этого, учитель, при выборе образовательного комикса как средства обучения и развития должен четко следовать рабочей программе по истории. Очень важным моментом является жесткость заданных критериев для выполнения работы: содержательных, временных и оценочных. Комиксы помогают сделать уроки истории познавательными, повышают мотивацию, дети лучше воспринимают и запоминают информацию, полученную с картинки, причем с картинки, которую сами же изобразили, проанализировав исторический текст. Данную методику я использовала на уроках истории древнего мира в 5 классе, ведь именно младший подростковый возраст является сензитивным для развития творческого мышления учащегося. Ребята, работая в малых группах, изображали яркие события той эпохи «Восстание Спартака», «Троянская война», «Подвиги Геракла».

Отметим, что учащиеся перед тем, как создать комикс, изучали и знакомились с первоисточниками и параграфом учебника. Таким образом, их работу можно считать продуктом обобщения и систематизации полученных знаний в ходе изучения отдельных тем по истории. Сначала, такая форма работы вызвала у ребят небольшое смущение, однако, вскоре они активно включились в творческий процесс, проявляли фантазию, заинтересованность, стремление детально и грамотно отразить события. Эти темы они точно запомнили на всю жизнь!

Для уроков истории в старших классах я выбрала другую интересную и, зарекомендовавшую себя, методику – создание интеллект-карт. Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе бумаги в графическом виде. Сам же процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping) и на сегодняшний день признан удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи - в отличие от традиционной линейной формы с использованием текста, списков, таблиц и схем. Интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
В чем секрет успеха этой методики? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника интеллект-карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Метод интеллект-карт дает ребятам огромные возможности в процессе обучения. Например, запоминать больше. Темы на уроках истории содержат большой объем информации, но с помощью карт можно запомнить и классифицировать большее ее количество. В своей практике я использовала этот метод на уроках истории в 9 классе при изучении тем: «Великие реформы Александра II» и «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года». Темы объемные и сложные, но учащимся, благодаря данной методике, удалось систематизировать материал, выделить главные мысли и визуализировать эти события в виде простой, яркой, креативной картинки, использовав привычные им детали и образы.


На своих уроках, помимо творческих форм работы, направленных на развитие креативного мышления, я также широко использую парную или групповую форму работы. Групповая работа дает возможность реализовать стремление учащихся к общению, взаимопомощи и сотрудничеству, а руководство со стороны учителя происходит опосредованно. Во время групповой работы активизируется деятельность всех ее участников, создается атмосфера демократизма и дружеского общения. Все это облегчает обучение каждому учащемуся – и сильному, и слабому. Групповая деятельность дает возможность успешно реализовывать развивающие цели обучения, что позволяет «правильно» организовать образовательное пространство.

Когда-то французский скульптор О. Роден сказал, что создает свои произведения, просто отсекая все лишнее от глыбы мрамора. По такому же принципу строится и работа учителя как творца – в ходе своей педагогической деятельности он выделяет лишнее и ненужное, а оставляет только то, что поможет воспитать творческого, креативного, думающего человека. Именно поэтому каждому молодому педагогу следует открывать что-то новое, тем самым развивая свой творческий потенциал и педагогическое мастерство.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.