Занятие «Прекрасный мир оригами»
Пояснительная записка к презентации
Направление: «Творческое воображение»
Тема: «Прекрасный мир оригами»
Цель: Стимуляция творческого воображения воспитанников.
Задачи:
Познакомить детей с понятием оригами, его историей.
Дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами.
Способствовать развитию восприятия, наглядно-образного и наглядно – действенного мышления, мелкой моторики рук.
Способствовать воспитанию в детях чувства сострадания, любви, уважения, а так же художественный вкус и эстетическое восприятие.
Планируемый результат:
Снятие психоэмоционального напряжения.
Выставка готовых поделок.
Оборудование: бумага, ноутбук (МС), бумажная повязка с иероглифом.
Ход занятия.
Ритуал начала занятия:
Дети становятся полукругом и воспитатель начинает…
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил!
Ребята улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом.
Дети хором говорят «Здравствуйте»
Здравствуйте, еще раз уважаемые гости и ребята.
Воспитатель предлагает детям занять свои места за партами.
Введение в тему
Слайд 1
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, как вы думаете, что это?
Дети отвечают.
Слайд 2
Воспитатель: Правильно. Это поделки из бумаги. Но у поделок есть необычное название. Давайте попробуем прочитать.
На экране по очереди выходят буквы.
Один из детей читает (или можно по очереди).
Слайд 3
Воспитатель: Действительно - оригами. Оригами – прекрасный, чудный и увлекательный мир. Поэтому тема нашего занятия посвящена этому искусству и называется «Прекрасный мир оригами».
Коррекционно-развивающий блок
Тихо звучит японская музыка
Воспитатель: Ребята, что бы нам узнать об оригами, мы должны попасть в страну Япония. Что вы знаете о Японии?
Дети отвечают.
Слайд 4
Воспитатель: Япония одна из самых развитых стран с долгой и интересной историей. Это островное государство, т е. находящееся на острове. В стране проживают японцы. Посмотрите на экран.
А теперь закройте глаза и сейчас мы с вами отправимся в Японию, для того чтобы узнать об удивительном искусстве оригами и попробовать сделать самим поделку. Итак…
Дети закрывают глаза.
Музыка начинает звучать громче.
После музыка опять переходит в фоновое сопровождение
и воспитатель продолжает…
Слайд 5
Воспитатель: Оригами – это искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Это занятие уходит корнями в глубокую древность. "Японские хроники" утверждают, что оригами возникло очень, очень давно, когда из Китая в Японию пришел секрет изготовления бумаги.
Слайд 6
Сначала ее делали из коконов шелкопряда, проваривая их, перетирая и высушивая на циновках.
Слайд 7
В результате получался тонкий шелковистый слой, который после отглаживания превращался в бумагу.
Слайд 8
Однако коконы шелкопряда были очень дороги, и их заменили дешевым сырьем: древесной корой, стеблями бамбука и т.д.
Слайд 9
Таким образом, создавался уникальный материал, который можно было складывать, и при этом он прекрасно сохранял форму сложенной фигурки.
С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки:
Слайд 10
сопровождали ритуальные шествия в храмах;
Слайд 11
изящные бабочки украшали свадебный стол;
Слайд 12
самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки;
Слайд 13
заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего человека, чтобы изгнать злых духов.
Слайд 14
От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.
Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.
Слайд 15
В настоящее время оригами распространилось по всему миру. Люди разных национальностей с удовольствием занимаются этим видом искусства.
Слайд 16
И мы, помощью оригами можем создавать разнообразные поделки и композиции. Посмотрите внимательно на экран.
Ребята, сегодня на занятии попробуем сделать оригами. Какое, а это вы скажете мне сами.
Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется ...
Дети: Тюльпан.
Слайд 17
Воспитатель: Правильно, тюльпан. Это самое простое оригами. Все те, кто занимается оригами рекомендуют начинать с простого постепенно переходя к сложному, таким образом, совершенствуя свое умение и навык.
Слайд 18
Ребята, давайте познакомимся с правилами оригамистов. Я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.
Работай старательно.
Складывай на столе.
Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
Всегда держи фигурку так, как держит её воспитатель.
Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.
Сделал правильно сам – помоги соседу.
Ребята, вы заметили, что на занятии тихо играет музыка. Вот именно под такую музыку японцы в древности складывали фигурки из бумаги. Давайте и мы как те древние японцы под музыку сделаем нашу поделку – тюльпан. Итак, одеваем на голову повязку со знаком самурая, соответственно превращаемся в самурая и начинаем….
Музыка звучит чуть громче…
Дети одевают повязку на голову.
Музыка играет опять тихо.
Слайд 19-самурай
Воспитатель: Теперь вы самураи. Давайте немного разомнемся, как настоящие самураи.
Встали.
Наклоны головы в стороны – раз, два, три, четыре.
Круговые движения плечами вперед-раз, два, три.
Круговые движения плечами назад-раз, два, три.
Плечи вперед-раз, два, три.
Плечи назад – раз, два, три.
Сжимаем кулаки и вдох.
Разжимаем кулаки и выдох.
Воспитатель: Молодцы. Теперь приступаем к работе.
Вместе с воспитателем выполняется оригами.
Слайд 20-тюльпан
Алгоритм изготовления поделки на доске.
Воспитатель демонстрирует готовую поделку детям.
На доске вывешены все этапы изготовления оригами.
Воспитатель:
Перегните листок по диагонали и сделайте треугольник.
Согните один из углов наискосок.
Переверните.
Согните и второй угол.
Тюльпан готов.
Физкультминутка.
Слайд 21
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами сделаем необычную физкультминутку. Перед вами раскинулось Японское море. Пора купания прошла, но нам все возможно. Итак, встали ….
Звучит музыка.
Дети встают и физкультминутка начинается.
Все упражнения дети делают с воспитателем.
Воспитатель:
Поднимаем руки и тихо погружаемся в море.
Дети поднимают руки и приседают медленно.
Тихо встают.
Переход слайда
Превращаемся в водоросли
и медленно качаемся из стороны в сторону.
Руки вдоль тела, потом в стороны, впереди себя.
Все тело и руки медленно двигаются.
Переход слайда
Превращаемся в мальчиков.
Осматриваемся по сторонам.
Повороты головой в стороны.
Мимо нас проплывают рыбки.
Ловим их.
Руки вперед.
Кулаки сжимаются и разжимаются.
Переход слайда
А теперь поплыли….
Плавательные движения вперед и назад.
Приготовились к подъему на поверхность.
Присели и руки вытянули вверх.
Оттолкнулись от дна и поднимаемся вверх.
Дети присели и подняли руки вверх.
Встали и поднялись на носочки.
Переход слайда
Выходим на берег Японии.
Ходьба на месте.
Отряхнулись.
Дети выполняют движение – потряхивания всем телом.
Воспитатель: Молодцы. Садимся на свои места.
Дети рассаживаются на свои места.
Итог занятия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Посмотрите, какие чудные тюльпаны у нас получились.
Слайд 22-журавлик
В Японии особо почитается бумажный журавлик. На занятии мы обязательно научимся его делать. С ним связано много легенд и реальных историй. Вот одна из них….
Жила была в Японии в г. Хиросима девочка - Садако Сасаки. 6 августа 1945 года во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Но, несмотря на это, смертельно заболела…
В госпитале врач рассказал Девочке о легенде про тысячу журавликов. Согласно легенде человек, сложивший тысячу бумажных японских журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки ей кусочков бумаги. Сделав 644 журавлика... она умерла.
Давайте посмотрим небольшой фильм…
Просмотр фильма.
Слайд 23
Вот такая печальная история. Давайте, наши цветы посвятим тому, что бы никогда не было войны и все дети были счастливы.
Дети выходят и прикрепляют цветы на доску.
Ритуал окончания занятия:
Рукопожатие
Все встают в круг. Воспитатель: «Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, которую можно почувствовать, дотронувшись до ладошки товарища». Дети передают в ладошке соседу свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой.
Слайд 24
Рефлексия:
Что больше всего понравилось на занятии?
С каким настроением уходим?