Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МС Замдиректора по УВР Директор школы
Протокол № ________/__________ Стец О. Н________
«__»______2015г. «___»________2015г. «___» ________2015г.
«Мир оригами»
1 – 4 класс
Разработала
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
Полякова Ольга Владимировна
Кизел, 2015 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования « Мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно – эстетической направленности.
Актуальность кружка «Мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение длительного времени. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая изобретательность и фантазию, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Цель программы
Всесторонне интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы
Обучающие:
1. Знакомство учеников с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
4. Применение знаний, полученных на других уроках, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
2. Развитие памяти, внимания, мышления и пространственного воображения.
3. Развитие творческих способностей, фантазии и художественного вкуса.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к искусству оригами.
2. Расширение коммуникативных способностей.
3. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Общая характеристика курса
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложностей заданий и внесение изменений в программу, учитывая степень усвоения учебного материала детьми. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Организационные моменты
Программа « Мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 4 года. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные, практические занятия, конкурсы, соревнования и другие.
А также методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
· Словесный ( беседа, рассказ, устное изложение ).
· Наглядный ( иллюстрации, показ видео, работа по образцу ).
· Практический ( выполнение работы по инструкции, по картам, схемам )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
· Объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
· Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
· Частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем;
· Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
· Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
· Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных фронтальных форм работ;
· Групповой – организация работы в группах;
· Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ценностные ориентиры курса « Оригами»
1. Учить детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
2. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
3. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
4. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
5. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать рабочее место в порядке.
6. Большое внимание уделяется созданию сюжетно – тематических композиций, используя при этом изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют деталями, выполненные в технике аппликации. В зависимости от темы, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: небо, море и так далее. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. В процессе создания композиции у детей формируется чувство центра, симметрии. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами. Постепенно дети осваивают законы перспективы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы « Оригами»
Личностные результаты:
· Проявление познавательной активности, расширение информированности в данной области;
· Формирование ответственного отношения к учению, к способности к саморазвитию и самообразованию;
· Самооценка умственных физических способностей при трудовой деятельности;
· Развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
· Формирование уважительного отношения к труду;
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ;
· Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты:
· Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя новых задач в познавательной деятельности;
· Планирование познавательно – трудовой деятельности;
· Определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
· Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
· Моделирование технологических процессов, использование инновационного подхода в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
· Развитие компетентности в области использования ИКТ, а также различных источников информации, словари, энциклопедии. Интернет – ресурсы;
· Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и учениками, объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение задач коллектива;
· Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
· Соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности.
Предметные результаты:
· Овладение необходимыми приемами складывания бумаги;
· Освоение базовых форм и умение складывать их по памяти;
· Умение выразить свой замысел на плоскости;
· Овладение терминологией, принятой в оригами;
· Выполнение моделей различной степени сложности;
· Планирование технологического процесса и процесса труда;
· Овладение методами моделирования, конструирования, проектирование последовательности выполнения работы;
· Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям, выявление допущенных ошибок и способов их исправления;
· Стремление к экономии и бережливости в расходовании материала, времени;
· Овладение методами эстетического оформления изделий;
· Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы;
· Соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований.
Учебно – тематический план
1. Формирование группы – 1час.
2. Беседа по охране труда – 1час (теория).
3. Знакомство с оригами – 1 час ( теория ).
4. Базовая форма «Треугольник» - 1час ( теория ).
Цветок – 2часа.
Царевна – лягушка -2 часа.
Лисенок и собачка -2 часа.
Волк ( классическая модель) – 2 часа.
Медведь – 2 часа.
Мышка – 2 часа.
Заяц (классическая модель) – 2 часа.
Домик с крыльцом – 2 часа.
Домик с трубой – 2 часа.
Синица и снегирь – 2 часа.
Щенок – 2 часа.
5. Базовая форма « Воздушный змей» - 1 час ( теория ).
Теремок – 2 часа.
Деревья – 2 часа.
Петушок – золотой гребешок – 2 часа.
Кролик и щенок – 2 часа.
Лебеди – 2 часа.
Утка с утенком – 2 часа.
6. Базовая форма « Двойной треугольник» - 1 час ( теория ).
Лист клена – 2 часа.
Клубничка – 2 часа.
7. Базовая форма « Двойной квадрат» - 1 час ( теория ).
Лягушка – 2 часа.
Композиция « Пруд» - 2 часа.
8. Базовая форма « Конверт» - 1 час ( теория ).
Пароход и лодка – 2 часа.
Рыбка – 2 часа.
Колоски – 2 часа.
Камешки и водоросли – 2 часа.
Композиция « Аквариум» - 2 часа.
9. Букет роз – 1 час.
Ваза с ромашками – 2 часа.
Гвоздики – 2 часа.
10. Базовая форма « Рыба» - 1 час ( теория )
Гуси – 2 часа.
Пингвин - 2 часа.
Композиция « Пингвины во льду» - 2часа.
Композиция « Гуси на пруду» - 2 часа.
11. Базовая форма « Дверь» - 1 час ( теория ).
Буренка – 2часа.
Мышь и поросенок – 2 часа.
Композиция « Деревня» - 2 часа.
12. Модульное оригами – 1 час ( теория ).
Избушка на курьих ножках из 4 модулей – 2 часа.
Разноцветная звезда из 4 модулей – 2 часа.
Звезда из 16 модулей – 2 часа.
Простая коробка – 2 часа.
Коробка с крышкой – 2 часа.
13. Оригами на праздничном столе – 1 час ( теория ).
Приглашение – 2 часа.
Карточка гостя – 2 часа.
Салфетка «Веер» - 2часа.
Салфетка « Лилия» - 2 часа.
14. Оригами « Почта» - 1 час ( теория ).
Треугольное и прямоугольное письмо – 2 часа.
Оригинальные конверты – 2 часа.
15. Скоро лето!
Пилотка и козырек – 2 часа.
Парусный кораблик – 2 часа.
Клубничка – 1 час.
Рябинка – 1 час.
Грибы – 2 часа.
Подсолнух – 2 часа.
Объемные тюльпаны – 2 часа.
Объемные колокольчики – 2 часа.
Композиция « Букет» - 2 часа.
Итоговое занятие – 2 часа.
Всего: 136 часов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате обучения по данной программе учащиеся:
1. Научатся различным приемам работы с бумагой.
2. Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
3. Научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами.
4. Познакомятся с искусством оригами.
5. Разовьют внимание, мышление, память, пространственное воображение, фантазию, творческие способности.
6. Улучшат свои способности работать и приобретут навыки работы в коллективе.
Материально – техническое обеспечение.
1. Учебные столы и стулья.
2. Инструкционные карты.
3. Бумага разных видов.
4. Картон.
5. Альбом для работ.
6. Проектор и ноутбук.
7. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши и так далее.
Список литературы:
1. С. В. Соколова « Оригами. С нами не соскучишься» - Издательство « Махаон» 1999год.
2. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Веселые уроки оригами в школе и дома» - СПб Издательский дом « Литература» 2001 год.
3. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина « Цветы и вазы оригами», « цветущий сад оригами» - СПб Кристалл 2002год.
4. Игрушки из бумаги. Санкт – Петербург, « Дельта» 1996 год.
5. Интернет сайт: http://origami.ru/
Кадырова Ольга Игоревна
Полякова Ольга Владимировна
Аушева Елена Васильевна
Полякова Ольга Владимировна