Статья на тему «Превентивная стратегия с обучающимися группы повышенного внимания по суицидальному риску. Из опыта работы социального педагога» (7–11 классы)
Кочетова Марина Анатольевна Муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 218» Социальный педагог, без категории Тел.: 8 996 546 87 92 e-mail: marina.ko78@mail.ru |
Никитина Татьяна Геннадьевна Муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Средняя бщеобразовательная школа № 218» Социальный педагог, без категории Тел.: 8 923 114 29 92 e-mail: tg_nikitina@mail.ru |
Превентивная стратегия с обучающимися группы повышенного внимания по суицидальному риску. Из опыта работы социального педагога.
Социальные педагоги в образовательном учреждении выполняют комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Особая роль отводится организации профилактической работы с обучающимися: это и взаимодействие с Межведомственными организациями, и проведение внеклассных мероприятий, и классных часов, и внеурочной деятельности.
В целях профилактики суицидального риска социальными педагогами школы разработаны программы курсов внеурочной деятельности. Данные программы соответствуют возрастным особенностям детей, а также учитывают их ведущую деятельность.
Для обучающихся начальной школы внедрена в практику программа «Общаться – это просто!», включающая познавательные блоки с использованием сюжетно-ролевых игр.
Для обучающихся среднего звена в школе эффективно действует программа «Технологии успеха», где применяется серия деловых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков.
В старшем звене проводятся занятия по программе «Управление будущим», с помощью которой осуществляется профессиональная ориентация и повышение личной эффективности обучающихся через практические социально-психологические техники и упражнения.
Для обучающихся группы повышенного внимания принятие решений является непростым, порой сложным и ответственным выбором. Успешной практикой стал метод "Дерево решений" - эффективный метод анализа проблем и правильного выбора.
Метод "Дерево решений" представляет собой визуальную модель проблемы, которая помогает упорядочить мысли, проанализировать возможные варианты и выбрать оптимальное решение. Дерево представляет собой иерархическую структуру, где корень - главная проблемная задача или вопрос, ветви – это все возможные (вероятные и невероятные) пути решения, а листья – это плюсы и минусы варианта путей решения.
Как мы создаем вместе с обучающимися группы повышенного внимания "Дерево решений"?
На ватмане формата А1 наносим изображение дерева: корни, ствол, ветви, листья. Далее педагог предлагает классу, в котором также присутствует обучающиеся группы повышенного внимания, определить проблемы, которые встречаются в их жизни. На стикерах\листах все ребята прописывают проблемы. Далее педагог предлагает создать «Банк проблем»- все стикеры\листы помещаются в коробку. Данный прием позволяет сохранить «анонимность» прописанных проблематик. Педагогом «вслепую» вытягивается проблема, озвучивается и визуально прикрепляется на ватман в корень дерева. Всем обучающимся предлагается на ветках дерева прописать все возможные варианты решений, которые приходят в голову, даже самые экзотические. Следующим этапом обучающиеся расписывают «плюсы» и «минусы» каждого варианта решений.
Заключительным этапом является анализ модели «Дерева решений». Обучающиеся из группы повышенного внимания могут выбрать для себя оптимальный\подходящий вариант решения проблемы. Предлагается обсудить с детьми все варианты: какое решение является самым нестандартным, интересным, эффективным?
Таким образом превентивная стратегия в работе с обучающимися группы повышенного внимания по суицидальному риску с применением метода "Дерево решений" обладает целым рядом преимуществ: наглядность и понятность - визуализация проблемы позволяет легче осознать все возможные варианты и их последствия, структурированность - метод помогает упорядочить информацию и определить приоритеты. Кроме того, данный метод позволяет принять решение, основываясь на фактах, а не эмоциях, а также позволяет решать и другие задачи в различных жизненных ситуациях.
Список литературы:
Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998.
https://ug.ru/derevo-reshenij-metod-vseh-vozmozhnyh-variantov-organizaczii-diskussii/
https://cppmsp59.ru/upload/iblock/a21/4zisb1sd7tnb2d6eirrxexcg1n41x7et.pdf