Презентация к уроку технологии «Здоровье и выбор профессии» (8 класс)

22
6
Материал опубликован 18 May 2017 в группе

Рассмотрим следующую ситуацию. Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем. – Алена, какая приятная встреча! – Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть! И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые! А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать? И: И у меня проблемы с работой. А: Клиенты капризные? И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока. А: Пока-пока. Почему у девушек возникли такие проблемы? Что они не учли при выборе профессии?

Тема урока: Здоровье и выбор профессии

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Компоненты здоровья Соедините стрелками понятия и определения. Соматическое здоровье Ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций. Социальное здоровье Способность человека к физической нагрузке. Душевное (психическое) здоровье Функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д. Физическое здоровье Частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Правильный ответ соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д. физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке; душевное (психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций; социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Основные понятия Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии. Профессия – здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере. Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.

Человек – здоровье. Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья.

Заболевания Неблагоприятные производственные факторы Некоторые рекомендуемые профессии и специальности Органы зрения Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении Продавец, бармен, оператор птицефаб­рики, садовод, слесарь по ремонту автомобилей

Органы слуха Органы слуха Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также свя­занная со значительным шумом и вибрацией Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обув­щик, цветовод, фо­тограф, кондитер

Кожа Кожа Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлаж­нение и загрязнение, охлаждение рук Оператор ЭВМ сборщик часов, полупроводников, инженер-конструктор

Опорно-двигательный аппарат Опорно-двигательный аппарат Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), ра­бота на высоте, у движущихся механизмов Сборщик микро­схем, телеграфист, швея-мотористка

Органы дыхания Органы дыхания Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения Контролер-кассир, цве­товод, оператор станков с числовым управлением, оператор связи, фото­граф

Сердечно­сосудистая система Сердечно­сосудистая система Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Органы пищеварения Органы пищеварения Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, свя­занная с нарушением режима пи­тания; вынужденная рабочая по­за, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания Сборщик полупро­водников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, дизайнер

Нервная система Нервная система Нервно-эмоциональное напряже­ние; шум и вибрация; неблаго­приятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, осо­бенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с по­вышенной опасностью травма­тизма Резчик по дереву, закройщик, столяр

Профессия – здоровье Первая группа включает профессии, в условиях работы кото­рых полностью отсутствуют НППФ(неблагоприятные профессионально-производственные факторы) . Таких профессий много: продавец промышленных това­ров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специ­альности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям. Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы. Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы.

четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шах­тер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста. четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шах­тер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др. Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п. Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.

Человек – профессия Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья. Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +. Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. Я часто мерзну.

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. У меня часто бывают головные боли. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Результат Чем больше «нет» (0 – 6), тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов (7 – 9) — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха. Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом. Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

Установите взаимосвязь понятий человек – здоровье – профессия.

А что решили наши героини? А что решили наши героини? А: Привет! И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай! А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось? И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю. А: Что же это за профессия? И: Профессия называется постижёр! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться. А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали. И: Желаю успехов на новом месте! А: Пока!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Очень полезно.

19 May 2017

Спасибо, очень рада, что материал пригодится для работы.

23 May 2017

Добавила в избранное. Хороший материал!

20 May 2017

Пожалуйста!

23 May 2017

Я тоже добавила в избранное!

24 May 2017

Спасибо за презентацию.Использую на уроке.

2 July 2017