Программа курса «Выбор профессии» в 8 классе

1
0
Материал опубликован 19 October 2016 в группе

Рабочая программа

курса

«Выбор профессии»

для 8 класса

на 17 часов


Составлена:

учителем технологии

Лоншаковой М.С.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Выбор профессии» для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по технологии.

В современных социально – экономических условиях, важной задачей школы становится подготовка обучающихся 8 – 9 классов к будущей жизни, к выбору сферы своей профессиональной деятельности, к профессиональному работнику, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Данный курс знакомит обучающихся с миром профессий, который предлагает рынок труда нашей области.

Результатом профессионального самоопределения является у школьников 8 класса представление о выборе своей будущей профессии и позволяет обучающимся 8 – х классов сориентироваться в выборе профессиональных курсов школьной программы в 10 – 11 классах общеобразовательной школы или позволит обучающимся 8 классов сориентироваться на выбор определённой профессии.

По отношению к примерной программе количество часов на изучение курса «Выбор профессии» в 8 классе уменьшилось с 34 часов до 17 часов. на ознакомление с профессиями. Данные изменения вызваны тем, что планирование курса «Выбор профессии» направлен на формирование у обучающихся способности выбирать сферу своей профессиональной деятельности, соответствующую личностным особенностям и запросам современного рынка труда. Вследствие этого уменьшилось количество часов на изучение отдельных разделов:

Вводное занятие – 2 часа;

Секреты выбора профессии - 1 час;

Личный профессиональный план – 1 час;

Представление о себе и проблемах выбора профессии. Защита профессии – 2 часа.

Цель изучения курса «Выбор профессии в 8 классе - формирование у обучающихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

Задачи изучения курса «Выбор профессии» в 8 классе :

-помочь обучающимся в оценке своих личных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;

-расширение знаний обучающихся о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки;

- получение представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;

- знакомство обучающихся с содержанием профессиональной деятельности;

- знакомство с учебными заведениями Кемеровской области и г. Новокузнецка.

При обучении обучающихся 8 класса на курсе «Выбор профессии» используются формы:

- самостоятельная работа обучающихся на уроке и дома;

- взаимно – и самоконтроль на уроке и дома.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

 

1

Многообразие профессий. Проблема выбора професии.

2

2

   

2

Профессии экономического рынка Кузбасса.

11

8

3

 

3

Секреты выбора профессии

1

 

1

 

4

Защита профессий.

2

 

2

Проект «Моя будущая профессия»

5

Личный профессиональный план. Профконсультационные услуги.

1

 

1

Проект

 

Итого:

17

10

7

 

 

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

   

Многообразие профессий. Проблема выбора профессии (2 ч.):

1.

 

Анкета «Выбор профессии».

2.

 

Внутренний мир человека и возможности его познания.

   

Профессии экономического рынка Кузбасса (11 ч.):

3.

 

Топливно – энергетическая промышленность. Виды профессий. Род профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность.

4.

 

Учебные заведения Кемеровской области и г.Новокузнецка.

5.

 

Комплекс по производству конструкционных материалов. Виды профессий в металлургии в химической промышленности, лесопромышленном комплексе. Род профессиональной деятельности.

6.

 

Учебные заведения Кемеровской области и г. Новокузнецка.

7.

 

Профессии строительного комплекса. Вид профессиональной деятельности. Профессионализм. Квалификация. Профессиональные особенности. Учебные заведения Кемеровской области и г.Новокузнецка.

8.

 

Агропромышленный комплекс. Профессии. Особенности труда. Спрос на рынке труда.

9.

 

Профессии агропромышленного комплекса Новокузнецкого района ОАО «Вперед».

10.

 

Учебные заведения Кемеровской области и г.Новокузнецка.

11.

 

Транспортный комплекс. Профессии. Вид профессиональной деятельности. Психологические особенности труда. Профпригодность. Учебные заведения.

12.

 

Торговля. Образование. Сфера услуг. Банковское и правовое обслуживание. Профессии. Особенности труда. Спрос на рынке труда. Профессионализм. Учебные заведения.

13.

 

Здравохранения. Жилищно – коммунальное хозяйство. Связь Культура и искусство. Профессии и профессиональные качества. Особенности труда.

Спрос на рынке труда. Учебные заведения.

   

Секреты выбора профессии

14.

 

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих.

   

Защита профессий (2ч.):

15.

 

Защита профессий. Самопрезентация.

16.

Защита проектов «Моя будущая профессия»

   

Личный профессиональный план. Профконсультационные услуги (1ч.)

17.

 

Построение личного профессионального плана.

 

Содержание курса

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения;

понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:

определять предмет и задачи курса.

составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

виды памяти и внимания;

понятие психологических особенностей личности;

понятие

«мышление», особенности интеллектуальной сферы;

понятие способности, виды способностей, условия их развития;

типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.

Учащиеся должны знать:

типы нервной системы;

типы темперамента;

понятие характера;

понятие жизненного и профессионального самоопределения;

понятие потребности, виды потребностей;

особенности делового общения;

понятие «конфликта» - пути предотвращения и разрешения конфликтов;

особенности своей личности.

Учащиеся должны уметь:

определять тип нервной системы, темперамента;

использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.

проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

IV. Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».

Учащиеся должны знать:

понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;

характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;

классификацию профессий, формулу профессии;

понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;

подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;

определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;

анализировать информацию о профессиях.

V. Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях.

Учащиеся должны уметь:

на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.

Учащиеся должны иметь представление:

о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

понятие карьеры;

этапы построения карьеры;

понятие профессионального роста.

Учащиеся должны уметь:

составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.


 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

психологические особенности личности;

самоопределение;

профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;

классификация, типы и подтипы профессий;

профессиограмма;

профессиональная пригодность;

проектирование профессионального жизненного пути;

карьера, этапы построения карьеры;

личный профессиональный план;

конструктивное общение;

адекватная самооценка;

профпригодность и компенсация;

рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

раскрывать психологические особенности своей личности;

выявлять свои способности и профессиональные интересы;

определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

работать с профессиограммами;

ориентироваться в типах и подтипах профессий;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

разработать этапы своей профессиональной карьеры.

 

Перечень учебно – методического обеспечения

Литература:

Лекции курсов «Психолого – педагогические основы теории методики преподавания школьных дисциплин в профильной школе».

Программа элективного курса «Выбор профессии». Автор: В.М.Тараканова, И.В.Рябцева, Ю.П. Иванов. Министрество образования Российской Федерации. Кузбасская государственная педагогическая академия. ( изд. «КузГПА» г.Новокузнецк, 2004 г.)

Резапкина Г.В. «Секреты Выбора профессии», ( изд. «Генезис», Москва, 2002г.)

Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии» (изд. «Генезис», Москва, 2005 г. ). Рабочая тетрадь обучающегося.

Справочник Высших и средних профессиональных учебных заведений г.Новокузнецка и Кемеровской области – 2012 г.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.