Программа курса «Выбор профессии» в 8 классе
Рабочая программа
курса
«Выбор профессии»
для 8 класса
на 17 часов
Составлена:
учителем технологии
Лоншаковой М.С.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Выбор профессии» для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по технологии.
В современных социально – экономических условиях, важной задачей школы становится подготовка обучающихся 8 – 9 классов к будущей жизни, к выбору сферы своей профессиональной деятельности, к профессиональному работнику, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Данный курс знакомит обучающихся с миром профессий, который предлагает рынок труда нашей области.
Результатом профессионального самоопределения является у школьников 8 класса представление о выборе своей будущей профессии и позволяет обучающимся 8 – х классов сориентироваться в выборе профессиональных курсов школьной программы в 10 – 11 классах общеобразовательной школы или позволит обучающимся 8 классов сориентироваться на выбор определённой профессии.
По отношению к примерной программе количество часов на изучение курса «Выбор профессии» в 8 классе уменьшилось с 34 часов до 17 часов. на ознакомление с профессиями. Данные изменения вызваны тем, что планирование курса «Выбор профессии» направлен на формирование у обучающихся способности выбирать сферу своей профессиональной деятельности, соответствующую личностным особенностям и запросам современного рынка труда. Вследствие этого уменьшилось количество часов на изучение отдельных разделов:
Вводное занятие – 2 часа;
Секреты выбора профессии - 1 час;
Личный профессиональный план – 1 час;
Представление о себе и проблемах выбора профессии. Защита профессии – 2 часа.
Цель изучения курса «Выбор профессии в 8 классе - формирование у обучающихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
Задачи изучения курса «Выбор профессии» в 8 классе :
-помочь обучающимся в оценке своих личных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;
-расширение знаний обучающихся о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки;
- получение представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;
- знакомство обучающихся с содержанием профессиональной деятельности;
- знакомство с учебными заведениями Кемеровской области и г. Новокузнецка.
При обучении обучающихся 8 класса на курсе «Выбор профессии» используются формы:
- самостоятельная работа обучающихся на уроке и дома;
- взаимно – и самоконтроль на уроке и дома.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Многообразие профессий. Проблема выбора професии. |
2 |
2 |
||
2 |
Профессии экономического рынка Кузбасса. |
11 |
8 |
3 |
|
3 |
Секреты выбора профессии |
1 |
1 |
||
4 |
Защита профессий. |
2 |
2 |
Проект «Моя будущая профессия» |
|
5 |
Личный профессиональный план. Профконсультационные услуги. |
1 |
1 |
Проект |
|
Итого: |
17 |
10 |
7 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Многообразие профессий. Проблема выбора профессии (2 ч.): |
||
1. |
Анкета «Выбор профессии». |
|
2. |
Внутренний мир человека и возможности его познания. |
|
Профессии экономического рынка Кузбасса (11 ч.): |
||
3. |
Топливно – энергетическая промышленность. Виды профессий. Род профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность. |
|
4. |
Учебные заведения Кемеровской области и г.Новокузнецка. |
|
5. |
Комплекс по производству конструкционных материалов. Виды профессий в металлургии в химической промышленности, лесопромышленном комплексе. Род профессиональной деятельности. |
|
6. |
Учебные заведения Кемеровской области и г. Новокузнецка. |
|
7. |
Профессии строительного комплекса. Вид профессиональной деятельности. Профессионализм. Квалификация. Профессиональные особенности. Учебные заведения Кемеровской области и г.Новокузнецка. |
|
8. |
Агропромышленный комплекс. Профессии. Особенности труда. Спрос на рынке труда. |
|
9. |
Профессии агропромышленного комплекса Новокузнецкого района ОАО «Вперед». |
|
10. |
Учебные заведения Кемеровской области и г.Новокузнецка. |
|
11. |
Транспортный комплекс. Профессии. Вид профессиональной деятельности. Психологические особенности труда. Профпригодность. Учебные заведения. |
|
12. |
Торговля. Образование. Сфера услуг. Банковское и правовое обслуживание. Профессии. Особенности труда. Спрос на рынке труда. Профессионализм. Учебные заведения. |
|
13. |
Здравохранения. Жилищно – коммунальное хозяйство. Связь Культура и искусство. Профессии и профессиональные качества. Особенности труда. Спрос на рынке труда. Учебные заведения. |
|
Секреты выбора профессии |
||
14. |
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих. |
|
Защита профессий (2ч.): |
||
15. |
Защита профессий. Самопрезентация. |
|
16. |
Защита проектов «Моя будущая профессия» |
|
Личный профессиональный план. Профконсультационные услуги (1ч.) |
||
17. |
Построение личного профессионального плана. |
Содержание курса
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения;
понятие личного профессионального плана.
Учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи курса.
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
виды памяти и внимания;
понятие психологических особенностей личности;
понятие
«мышление», особенности интеллектуальной сферы;
понятие способности, виды способностей, условия их развития;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
типы нервной системы;
типы темперамента;
понятие характера;
понятие жизненного и профессионального самоопределения;
понятие потребности, виды потребностей;
особенности делового общения;
понятие «конфликта» - пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности.
Учащиеся должны уметь:
определять тип нервной системы, темперамента;
использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Учащиеся должны знать:
понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
классификацию профессий, формулу профессии;
понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
анализировать информацию о профессиях.
V. Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях.
Учащиеся должны уметь:
на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
понятие карьеры;
этапы построения карьеры;
понятие профессионального роста.
Учащиеся должны уметь:
составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, этапы построения карьеры;
личный профессиональный план;
конструктивное общение;
адекватная самооценка;
профпригодность и компенсация;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
разработать этапы своей профессиональной карьеры.
Перечень учебно – методического обеспечения
Литература:
Лекции курсов «Психолого – педагогические основы теории методики преподавания школьных дисциплин в профильной школе».
Программа элективного курса «Выбор профессии». Автор: В.М.Тараканова, И.В.Рябцева, Ю.П. Иванов. Министрество образования Российской Федерации. Кузбасская государственная педагогическая академия. ( изд. «КузГПА» г.Новокузнецк, 2004 г.)
Резапкина Г.В. «Секреты Выбора профессии», ( изд. «Генезис», Москва, 2002г.)
Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии» (изд. «Генезис», Москва, 2005 г. ). Рабочая тетрадь обучающегося.
Справочник Высших и средних профессиональных учебных заведений г.Новокузнецка и Кемеровской области – 2012 г.