Паспорт проекта
Полное название проекта |
Читающий школьник. Девиз: “ С книгой – в будущее” |
Целевая группа |
Учащиеся начальной школы |
Основание для разработки проекта |
Психологическая безопасность подрастающего поколения «Здоровое поколение». |
Автор проекта |
Драпалюк Марианна Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №48. |
Руководитель проекта |
Бондарева Лариса Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №48. |
Консультант |
Афонина Оксана Геннадьевна - заведующая библиотекой №8 п. Прибрежный, учителя начальных классов МАОУ СОШ №48. |
Основные цели и задачи проекта |
Цель проекта: - создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников; -формирование читательской потребности, художественного вкуса, духовного сплочения семьи, укрепление внутрисемейных связей, привлечение к чтению нескольких поколений семьи, создание центра семейного чтения. Задачи проекта: - организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь” - возрождение традиции семейных чтений; - повышение культуры чтения в семье; - приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки. |
Основные ресурсы и источники их финансирования |
Основой для реализации Проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы поселковой библиотеки №8 п. Прибрежный, иные финансовые источники, не запрещенные законодательством. |
Ожидаемые результаты |
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников 100% охват школьников библиотечным обслуживанием 50% систематически читающих школьников 30% привлечение родителей в библиотеку Развитие культуры чтения школьников |
Период и этапы реализации проекта |
2014-2015 годы 1 этап – Подготовительно-моделирующий – 2014гг.(сентябрь - ноябрь) . 2 этап – Практически-экспериментальный – 2014 (декабрь)-2015 гг. 3 этап – Аналитико-обобщающий – 2016 гг. |
Миссия проекта |
Привлечь внимание к книге. В компьютере – новости , в книге- жизнь. Читать – это модно! Организация информационного пространства библиотеки, ориентированного на формирование и развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание в библиотеке условий для творческого общения детей и взрослых. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности, формирование адекватных способов поведения .Формирование позитивной самооценки, самоуважения. |
Предпосылки проекта |
Наличие социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка Необходимость укрепления взаимодействия в системе “семья- школа - библиотека” Осознание профессиональной ответственности библиотеки за формирование интеллектуально-нравственных качеств юных читателей Наличие необходимых ресурсов: Информационный ресурс (постоянно обновляемы фонд библиотеки, релевантный репертуар периодических изданий) Методический ресурс (опыт организации детского чтения, наличие учебно-методических материалов) Кадровый ресурс (соответствие профессиональной компетенции библиотекаря и учителей целям проекта) |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА.
1.1. Общее состояние по заявляемой теме проекта
Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Наблюдения за детьми показали, что чаще встречаются дети, которых не усадить за книги, которые не хотят и не могут слушать чтение.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.
Исследования социологов и психологов, педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Психологи объясняют это следствием дефекта воображения, не способного воссоздать слова в образ. Почему это происходит?
Сегодня в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. С экранов телевизора дети видят убийства, кровь, насилие, страдает психика ребёнка. Моя задача , как учителя при планировании работы над проектом заключалась в воспитании здорового поколения, через общение с книгой. Девизом проекта стал слоган « С книгой - в будущее». Девиз проекта у каждого ученика написан на эмблеме, на школьной форме. Формировать у детей психологическую безопасность, читая или слушая чтение, в этом заключается цель проекта. Здоровое поколение – сильная страна! Если ребёнку с первых лет жизни постоянно читают, то впоследствии его восприятию книги ничего не мешает – ни компьютерные игры, ни телевизор, но для этого надо постараться, напрячь мысли, воображение.
Читаешь чужое, а видишь — своё!
…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.
Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!
На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:
Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!
Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!
Усачёв.
Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей
Согласно данным исследования российских учёных:
48% родителей - не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео.
30% родителей - хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя.
И только 22% родителей уделяет внимание развитию ребенка, и с ранних лет приучают его читать книги.
Поэтому, к сожалению, школьники начальных классов читают не достаточно хорошо и не достаточно много.
Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.
Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.
В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на Всемирном Конгрессе Чтения “Читающая страна – основа конкурентоспособного общества”, прошедшем в г. Астане, было обращено особое внимание на программы по приобщению детей и молодежи к чтению.
Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.
1.2. Обоснование проекта
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:
- интеллектуальное и эмоциональное развитие;
- развитие языка;
- социальное и образовательное развитие;
- влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.
Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.
Для оказания помощи родителям в освоении этой роли библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых. Такие программы разработала библиотека №8 в осуществила в 2014- 2015гг. 1. «Планета чудес» - экологическое воспитание.
2 «.Уроки доброты» – нравственное воспитание.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
1.3. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.
-формирование читательской потребности, художественного вкуса, духовного сплочения семьи, укрепление внутрисемейных связей, привлечение к чтению нескольких поколений семьи, создание центра семейного чтения.
Задачи проекта:
- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения в семье;
- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
1.4. Ожидаемые результаты реализации проекта
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.
Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.
Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением в начальной школе позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Укрепляет связи между семьёй и школой.
Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления.
Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.
1.5. Календарный план реализации проекта
|
Наименование работ и основные этапы его выполнения |
Исполнители |
Сроки исполнения |
Ожидаемый результат |
1 этап – Подготовительный (моделирующий) – 2014г. |
||||
1 |
Проведение теоретического исследования “Читающий ребенок» в фокусе разнообразных представлений (библиотекарей, педагогов, родителей). |
Бондарева Л.И. Драпалюк М.В. КлейнВ.В. Афонина Ок. Г. |
Сентябрь 2014г. |
Обзорный реферат |
2 |
Изучение опыта работы коллег – библиотекарей по теме проекта. |
Афонина.О.Г. |
2014-2015 гг. |
Картотека инновационных форм работы |
3 |
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников. |
Драпалюк М.В. Силиченко В.М. Лыкова Ир.В. |
Октябрь 2014г |
Выступление на методическом объединении «Почему не читают школьники?» |
4 |
Разработка проекта и презентация проекта на метод. объединении начальных классов школы. |
Драпалюк М.В. |
Ноябрь 2014г. |
Рекомендация к внедрению |
5 |
Привлечение к проекту родителей уч-ся «Будет в семье лад – коли книге рад» |
Драпалюк М.В. |
Ноябрь 2014г. |
Решение пополнять домашние библиотеки книгами. Традиция семейное чтение. |
2 этап - Практический (экспериментальный) – 2014-2015 гг. |
||||
1 |
Апробация и корректировка проекта «Читающий школьник». |
Драпалюк М.В. Афонина Ок.Г Клейн В.В |
2014 -2015 уч.г. |
Рекомендации по наиболее эффективным методам и приемам работы. |
Марафон родительских собраний |
Драпалюк М.В. Бондарева Л.Ив. |
Октябрь-ноябрь 2014, 2015гг |
Формирование родительского актива |
|
3 |
Акция родителей “Подарим библиотеке книжки” Акция учащихся «Подарите книгу детям». |
Учителя начальных классов |
Январь 2014, 2015, 2016гг |
Пополнение фонда библиотек, классных библиотек. |
4 |
Торжественный старт «Если Вы ещё не читаете – тогда мы идём к Вам!» |
Драпалюк М.В. |
Сентябрь 2014, 2015, |
Привлечение новых читателей в библиотеку |
5 |
В рамках года литературы. Литературные чтения на ступеньках» «Литературный автобус» Встреча с детским писателем С. Погоняев «Мы идём в зоопарк». |
Драпалюк М.В. Учителя начальных классов |
Сентябрь- Октябрь, 2015гг., ноябрь. Декабрь. |
Пропаганда чтения книг |
6 |
Конкурсная программа “Лето с книгой” |
Драпалюк М.В. |
Май 2014 |
Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей. |
7 |
Награждение Лучших читающих семей |
Драпалюк М.В. Бондарева Л.И. Афонина О.Г. |
Май 2014, 2015, 2016. |
Стимулирование семейного чтения |
8 |
Закрепление в годовом плане системы работы по развитию чтения младших школьников |
Драпалюк М.В. |
Сентябрь 2015г |
Годовой план работы |
3 этап - Аналитико-обобщающий – 2015-2016 гг. |
||||
1 |
Отчет по проекту на педагогическом совете |
Драпалюк М.В. |
Февраль 2015, 2016 |
Решение пед.совета |
2 |
Информационные сообщения по проекту на заседаниях метод. объединения начальных классов |
Драпалюк М.В. |
Декабрь 2014, 2015, 20016гг |
|
3 |
Обобщение опыта реализации проекта «Читающий школьник» |
Драпалюк М.В. |
Апрель 2014, 2015, 2016гг. |
|
4 |
Работа по поддержке семейного чтения |
Афонина Оксана Геннадьевна |
2015г, май |
Мастер-класс для родителей |
5 |
Флешмоб «Минута чтения» |
Драпалюк М.В. |
2015г |
Публичное чтение, своим примером показать жителям посёлка Прибрежный , что читать – это модно! |
6 |
Развитие интереса к чтению младших школьников |
Драпалюк М.В. |
2016г |
|
7 |
Роль библиотеки в развитии чтения школьников: анкетирование родителей, сбор отзывов, блиц - опрос «Десять книг , которые потрясли вас?» |
Драпалюк М.В Афонина О.Г. |
2014, 2015, 2016гг |
Анализ анкет, отзывы родителей |
8 |
Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве |
постоянно |
Публикации на сайте школы |
|
9 |
Подведение итогов реализации проекта |
Драпалюк М.В. Администрация школы |
2016г |
Отчет, обобщение опыта работы над проектом |
Работа в рамках проекта «Читающий школьник» направлена на формирование у детей установок на здоровый образ жизни, основ безопасности жизнедеятельности, полезный досуг, чтение новых популярных книг, на жизнь без вредных привычек. Проект способствует формированию у школьников активной жизненной позиции, потребности ЗОЖ, способствует возрождению традиций, укреплению семьи, восстановлению связей между поколениями.
Книга, – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
В.Боков